Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Характеристика сущности, целей и задач финансовой политики Российской Федерации).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика сущности, целей и задач финансовой политики Российской Федерации
1.1. Понятие и задачи финансовой политики Российской Федерации
1.2. Структура финансовой политики РФ
Глава 2. Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации
2.1. Характеристика современной финансовой политики Российский Федерации
2.2. Проблемы финансовой политики РФ
Направления развития финансовой политики Российский Федерации на 2019-2024 год
Содержание:
Введение
Актуальность работы определяет роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призвана найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.
Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации, а также деятельность органов государственной в области построения и реализации финансовой политики.
Предметом исследования являются содержание, цели и задачи финансовой политики Российской Федерации.
Цель курсовой работы состоит в характеристике финансовой политики Российской Федерации.
Исходя из цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать понятие и задачи финансовой политики Российской Федерации
- раскрыть структуру финансовой политики РФ
- охарактеризовать содержание и цели финансовой политики РФ
- провести анализ финансовой политики РФ в условиях современного структурного кризиса российской экономики
- проанализировать проблемы российской финансовой политики и перспективы их решения
При написании курсовой работы использовались следующие общенаучные методы познания: диалектический, системный, логический, статистический, а также частнонаучные: конкретно-исторический, структурно-функциональныйи др.
Теоретическую основу работы составили фундаментальные положения экономической науки следующих авторов: Абакумова О. Г., Ивашковский, С. Н., Трошин, А. Н., Чугунов И.Я.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, и приложения.
Глава 1. Характеристика сущности, целей и задач финансовой политики Российской Федерации
1.1. Понятие и задачи финансовой политики Российской Федерации
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере финансов.
Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика включает комплекс целенаправленных действий властных структур по использованию финансов.
Содержанием финансовой политики являются:
- диагностика текущего состояния и происходящих изменений в финансовой системе;
- обоснование и формирование стратегии, целей и задач развития финансов;
- тактика, способы и инструменты достижения установленных целей государственных финансов.
- Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, инновационную, научно/техническую политику[1].
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных проблем в финансовой сфере. Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач по важнейшим направлениям финансовой стратегии.
Финансовая политика должна способствовать решению основных проблем, стоящих перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, она направлена на регулирование экономических и социальных процессов посредством финансовых рычагов. Финансовая политика ориентирована на стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики, урегулирование отношений с мировой финансовой системой.
Основными задачами финансовой политики в РФ являются:
- обеспечение условий для формирования оптимальных объемов и структуры финансовых ресурсов;
- обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях;
- рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом степени приоритетности различных социально/экономических сфер;
- создание и совершенствование механизма финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
- создание эффективной системы государственного управления финансами[2].
Финансовая политика имеет специфический характер в каждой конкретной сфере регулирования финансовых отношений. Соответственно различают следующие виды финансовой политики: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, таможенная, инвестиционная, политика в области международных финансов и др.
Финансовая политика разрабатывается совместными усилиями ряда государственных институтов. Приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает основные положения в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.
Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, состоящее из трех структурных элементов:
- разработки концепции финансовой политики, т. е. определения основных целей и задач государства в сфере управления финансами;
- создания финансового механизма реализации финансовой политики;
- управления финансовой деятельностью, заключающегося в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.
1.2. Структура финансовой политики РФ
В структуре финансовой политики особая роль принадлежит финансовому механизму, представляющему систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы. Эти элементы финансового механизма используются при распределении и перераспределении финансовых ресурсов.
К числу конкретных элементов финансового механизма относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т. д. Все элементы финансового механизма можно разграничить на две группы в зависимости от способа их воздействия на финансовые отношения:
- финансовое обеспечение, которое может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования;
- финансовое регулирование, заключающееся в регламентации (через налоги, платежи, отчисления) распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности, например налоговый метод, платежи, отчисления[3]
По своим технологическим особенностям элементы финансового механизма подразделяются на ряд групп:
- создание условий и предпосылок регулирования финансовой системы;
- правовая регламентация финансовых отношений;
- методы финансового прогнозирования и планирования;
- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
- организация бюджетной системы;
- организация рынка ценных бумаг;
- государственный финансовый контроль;
- государственное регулирование финансов предприятий;
- прочие элементы финансового механизма.
Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы - государственные финансы, муниципальные финансы и децентрализованные финансы.
- Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.
- Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
- Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы - это денежные средства хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств[4].
Финансовая политика имеет определенные ориентиры во времени и в пространстве. Существенные изменения в сферах хозяйственной, социальной и политической жизни общества всегда сопровождаются наиболее результативным при использовании методов контроллинга соответствующей трансформацией финансовой политики. В условиях значительной территориальной дифференциации социально-экономической ситуации также требуется адаптация финансовой политики к конкретным местным условиям.
В частности, стоит задача привлечения частного капитала для софинансирования этой программы. Должна быть разработана специальная система мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующая привлечение инвестиций в эти регионы.
Глава 2. Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации
2.1. Характеристика современной финансовой политики Российский Федерации
Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время отталкивается от текущей экономической ситуации. Изменения внешних и внутренних факторов, включая динамику цен на нефть и другие товары российского экспорта, сохраняющееся геополитическое напряжение, продолжение действия экономических санкций в отношении России, отток капитала, все это свидетельствует о необходимости учета данных факторов при разработке и реализации финансовой политики.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разрабатываются Министерством Финансов РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.
Рассмотрим основные показатели бюджетной политики Российской Федерации в разрезе Федерального бюджета.
Таблица 1
Доходы и расходы Федерального бюджета РФ за 2015 - 3 квартал 2018 гг. (млрд.руб.)
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
3 кв. 2018 г. |
Темп роста, % (2017/ 2015) |
Темп роста, % (3кв.2018/ 2017) |
|
Доходы, всего |
13 659,24 |
13 460,04 |
15 088,91 |
13 986,15 |
1,10 |
92,69 |
Нефтегазовые доходы |
5 862,65 |
4 844,03 |
5 971,90 |
6 302,08 |
1,02 |
105,53 |
Ненефтегазовые доходы |
7 796,59 |
8 616,01 |
9 117,01 |
7 684,07 |
1,17 |
84,28 |
Связанные с внутренним производством |
3 467,62 |
3 780,57 |
4 741,90 |
4 077,22 |
1,37 |
85,98 |
НДС (внутренний) |
2 448,35 |
2 657,40 |
3 069,93 |
2 655,66 |
1,25 |
86,51 |
Акцизы |
527,89 |
632,16 |
909,57 |
684,67 |
1,72 |
75,27 |
Налог на прибыль |
491,38 |
491,02 |
762,40 |
736,89 |
1,55 |
96,65 |
Связанные с импортом |
2 404,36 |
2 539,60 |
2 728,63 |
2 290,02 |
1,13 |
83,93 |
НДС на ввозимые товары |
1 785,22 |
1 913,57 |
2 067,22 |
1 745,32 |
1,16 |
84,43 |
Акцизы на ввозимые товары |
53,97 |
62,09 |
78,24 |
65,00 |
1,45 |
83,08 |
Ввозные пошлины |
565,17 |
563,95 |
583,18 |
479,70 |
1,03 |
82,26 |
Прочие |
1 924,61 |
2 295,84 |
1 646,48 |
1 316,82 |
0,86 |
79,98 |
Расходы, всего |
15 620,25 |
16 416,45 |
16 420,30 |
11 370,21 |
1,05 |
69,24 |
Общего сударственные вопросы |
1 117,63 |
1 095,59 |
1 162,43 |
814,63 |
1,04 |
70,08 |
Национальная оборона |
3 181,37 |
3 775,35 |
2 852,27 |
1 929,45 |
0,90 |
67,65 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 965,62 |
1 898,66 |
1 918,02 |
1 304,35 |
0,98 |
68,00 |
Национальная экономика |
2 324,24 |
2 302,09 |
2 460,06 |
1 369,34 |
1,06 |
55,66 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
144,12 |
72,24 |
119,48 |
97,44 |
0,83 |
81,55 |
Охрана окружающей среды |
49,66 |
63,08 |
92,36 |
86,01 |
1,86 |
93,13 |
Образование |
610,60 |
597,82 |
614,96 |
485,79 |
1,01 |
79,00 |
Культура, кинематография |
89,92 |
87,33 |
89,69 |
63,57 |
1,00 |
70,88 |
Здравоохранение |
515,99 |
506,34 |
439,85 |
357,97 |
0,85 |
81,39 |
Социальная политика |
4 265,29 |
4 588,48 |
4 991,99 |
3 452,53 |
1,17 |
69,16 |
Физическая культура и спорт |
72,96 |
59,55 |
96,14 |
39,10 |
1,32 |
40,67 |
Средства массовой информации |
82,11 |
76,61 |
83,21 |
58,93 |
1,01 |
70,82 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
518,71 |
621,26 |
709,16 |
621,26 |
1,37 |
87,61 |
Межбюджетные трансферты |
682,03 |
672,04 |
790,69 |
689,83 |
1,16 |
87,24 |
Дефицит М/Профицит(+) |
- 1 961,01 |
- 2 956,41 |
- 1 331,39 |
2 615,94 |
0,68 |
- 196,48 |