Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (История возникновения МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимоотношения России и МВФ

В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что только усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для проведения экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений.[5]

Российская Федерация вступила в МВФ в июне 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что, можно сказать, говорит о признании МВФ статуса России как правопреемницы бывшего СССР.

Тревожные сигналы в экономике Российской Федерации были замечены МВФ достаточно давно, и поэтому в июле 1998 г. была достигнута концессия о выделении Российской Федерации займа в двадцать миллиардов в рамках механизма чрезвычайного финансирования из специального дополнительного резервного фонда. Дополнительный резервный фонд (ДРФ) предназначен для использования его странами-членами при наличии серьезных проблем с платежным балансом, обусловленных необходимостью одномоментного погашения большого количества краткосрочных обязательств, и из-за тотальной потери доверия со стороны участников рынка.

Начиная с 1998 г. можно говорить об определенной стабилизации ВВП России на уровне 57 - 60% от ВВП 1989 года. Рост ВВП России в 2000 году составил более 7%. Но отсюда нельзя сделать вывод, что перелом тренда и начавшийся рост экономики были обусловлены именно кредитами МВФ.

Нельзя не отметить, что рост проявился конкретно в те годы (1999 - 2000 гг.), когда Россия отказалась от дальнейших заимствований у МВФ. Можно по-разному оценивать такое положение вещей. С одной стороны, отношения с международными финансовыми организациями и их ресурсы - лишь субсидиарные источники, которые не в состоянии заменить собой отсутствие реальных действий или же сбалансировать неправильные действия российского руководства. Эксперты МВФ считают, например, что если бы Россия полностью реализовала экономические программы, поддержанные МВФ в те годы, то ее экономика на сегодняшний день выглядела бы совершенно по-другому [11].

С другой стороны, известный специалист по проблемам развития международных финансовых отношений и лауреат Нобелевской премии Р. Манделл полагает, что МВФ вообще не справился с ролью гаранта стабильности мировой денежной системы, а проводимая Фондом политика в отношении России оказалась абсолютно непригодной.


Рисунок 1.1 - Динамика ВВП России 1995-2012 годов

В связи с вышеизложенным, можно сказать, что достигаемый эффект от проводимых экономических реформ будет максимальным только в том случае, если программа полностью разрабатывается в той стране, которая ее реализует. Но этот принцип, как правило, отсутствовал при составлении прежних программ сотрудничества России и МВФ.

Членство в МВФ налагает на Россию, как и на другие страны, обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статье соглашения МВФ.

Во-первых, обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемой национальной валюты в области международных текущих операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.

Во-вторых, страны-члены не могут прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этим требованиям, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.

В-третьих, непременным условием членства России и любых других государств в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены регулярно предоставляют Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п.

Кредиты МВФ России связаны с выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.

Первая категория требований МВФ к России - ужесточение денежно-кредитной политики, в первую очередь ограничения кредитования государства. В расширении кредитов Центрально банка МВФ видел основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиления контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России.

Вторым основным требований МВФ к России являлось приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы из-за того, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации, Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственной приватизации, в числе условий в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, следующие:

увеличение роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;


абсолютное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, кроме нескольких естественных монополий;

полное поощрение частого сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;

земельная и сельскохозяйственная реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;

укрепление банковского сектора - усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны ЦБ, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;

Третьим основным условием кредитов, представляемых МВФ России, является либерализация внешнеэкономической деятельности. Из-за введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственной торговой политики: лицензирование, количественное ограничение (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Экспортные тарифы ограничения применялись с целью сдерживания чрезмерного вывоза, а в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы предназначены для создания более благоприятных для национальных предприятий ради оживления производства в России. Однако в ходе реализации согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован [14].

Одним из важных факторов участия России в МВФ можно назвать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Российское правительство подписало соглашение о реструктуризации задолженности, как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредитования. С помощью этого удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредитоспособность и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба внешней экономики и национальной денежно-кредитной системы.

С 2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в существенном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая обусловлена стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.

Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъектуры, таким образом не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.


Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду для получения кредитов. Однако при этом нужно понимать, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институциональную структуру международного валютно-кредитного рынка составляет совокупность международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных организаций, посредством которых осуществляется движение капитала в сфере международных валютно-кредитных отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы валютно-кредитных отношений. Одной из таких международных организаций является МВФ.

МВФ – международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.

Официальные цели МВФ: содействие международному валютному сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам; создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальваций валют, вызываемой конкуренцией; оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, препятствующих развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов, а также сокращение продолжительности и масштабов дефицита их международных платёжных балансов.

Кредиты МВФ имеют несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платёжного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы предоставления кредитов, различающиеся в зависимости от целей, объёмов, сроков предоставления.

МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также Фонд предоставлял кредиты странам, испытывавшим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФ (в числе активных участников переговоров которой был и председатель МВФ в 1987-2000 гг. М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительств стран бывшего СССР, в значительной степени написанных с использованием рекомендаций Фонда. В конце 1990-х гг. усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.


МВФ тем не менее играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Предоставляемые МВФ кредиты используются странами-заёмщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.

Список использованной литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2004.- 366с.
  2. Валютный рынок и валютное регулирование / Под ред. И.Н. Платоновой. – М.: БЕК, 1998. – 397с.
  3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебн. Пособие для экон. и юрид. Вузов. - М.: АО ''Консалтбанкир'', 2001. - 624с.: табл.
  4. История экономических учений – Учебное пособие для вузов, – Харьков.: НТУ «ХПИ», 2002. – 200 с.
  5. Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 1998. – 414 с.
  6. Киреев А. Международная экономика. Часть вторая. - М.: Международные отношения, 1999 – 411 с.
  7. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та. Сер. 6, Экономика.- 2002.- №4.- с. 34-56.
  8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 498с.
  9. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 605с.
  10. Международные экономические отношения / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 595с.
  11. Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие/ Под ред. А.П. Голикова и др.- Симферополь: СОНАТ, 2003.- 432с.
  12. Популярная экономическая энциклопедия – К.: ОАО «Енисей Груп», 2005 г.
  13. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Международные отношения, 1999.