Файл: Теоретические основы заключения договора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 765 ГК РФ основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ), причем для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.[22]

Порядок организации и проведения таких конкурсов определен Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом и Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 13.04.1993 № 660-р/18-7 и Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства 06.05.1997 № БЕ-18-9.

В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цеп на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок-цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта (п. 4 ст. 527 ГК РФ). Что касается победителя конкурса, то заключение государственного или муниципального контракта является для него обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Однако условие о возмещении таких убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2, 3 ст. 527 ГК РФ).


Порядок заключения государственного или муниципального контракта следующий. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком (по соглашению сторон такой проект может разработать и подрядчик). Подрядчик (или государственный или муниципальный заказчик), получивший проект государственного или муниципального контракта, в случае отсутствия у него возражений по условиям государственного или муниципального контракта не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне.[23]

При наличии у стороны, получившей проект государственного или муниципального контракта, возражений по его условиям она в 30-дневный срок составляет протокол разногласий и направляет сто вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда. Если сторона, для которой заключение государственного пли муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении этой стороной заключить государственный или муниципальный контракт.

Поскольку государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд заключается на конкурсной основе, он в соответствии с п. 4 ст. 528 ГК РФ должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

Обязательными (существенными) условиями государственного или муниципального контракта являются условия:

  1. об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы;
  2. о сроках ее начала и окончания;
  3. о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
  4. о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Поскольку государственный или муниципальный контракт заключается на конкурсной основе, эти условия, в силу п. 2 ст. 766 ГК РФ, должны быть отражены в условиях конкурса.

При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).[24]

При необеспечении установленных государственным или муниципальным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства.

Порядок оплаты выполненных работ следующий. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 % их стоимости устанавливаются при заключении государственного или муниципального контракта. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в государственном контракте.

В случае задержки установленных государственным или муниципальным контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный или муниципальный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

Государственный или муниципальный заказчик несет ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по государственному или муниципальному контракту возложено на него.

Заключение

Проведенный в настоящей работе анализ действующего законодательства, регулирующего институт заключения договора, а также смежные правоотношения, изучение литературы позволяет сделать ряд выводов, которые сводятся к следующем.


Договор служит идеальной формой активности участников гражданского оборота. Важно подчеркнуть, что несмотря на изменения его социально- экономического содержания, в ходе истории общества сама по себе конструкция договора как порождение юридической техники остается в своей основе весьма устойчивой.

Назначение договора состоит в том, что он служит самостоятельным основанием возникновения обязательства. В месте с тем договорные обязательства иногда действуют параллельно с недоговорным, защищая его пли иным образом обеспечивая его цели.

В повседневной жизни постоянно присутствуют отношения, которые по закону должны оформляться договорами, но где фактическое положение никак не соответствует принципам равенства участников (сторон) гражданских правоотношений и свободы договора.

Заключая договор, стороны должны руководствоваться главой о сделках (имея в виду необходимость соответствия договора условиям действительности сделок); главами, посвященными общим положениям об обязательствах (они определяют, как должны исполнятся договоры, как может обеспечиваться исполнение и какая ответственность наступает на случай их нарушения); нормами посвященными условиям договоров, а также порядку их заключения (часть этих норм относится к договорам-сделкам, а остальные - к договорам-правоотношениям).

Такой важный институт гражданского права как заключение договора, регулируется ГК, множеством законов и нормативных актов. В частности, договорные правоотношения регулируются помимо подраздела 2 раздела III (« Общие положения о договоре ») и глав раздела IV ГК (« Отдельные виды обязательств »), также и нормами, которые входят в состав общей части Гражданского кодекса в целом, а равно общей части обязательственного права. Имеются в виду статьи раздела 1 («Общие положения») и подраздела I раздела III («Общие положения об обязательствах»).

Указанными нормами кодекса правовое регулирование договоров не исчерпываются. При регулировании договоров соответствующие статьи ГК обычно содержат отсылки либо только к закону (вариант: к ГК и другим законам ), либо к закону и иным правовым актам, под которыми подразумеваются, помимо законов, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Иногда используется применительно к конкретным случаям содержащийся в самой ст.3 ГК термин «нормативные акты», который в принципе охватывает акты, принятые любыми органами РФ, а в предусмотренных Кодексом случаях также субъектами Федерации и муниципальными образованьями и их органами.


В современных условиях договоры не только юридически оформляют большинство складывающихся между сторонами имущественных отношений, но и служат средством выявления реальных потребностей рынка в товарах, работах, услугах. При этом особая роль отводится самой свободе их заключения. Это, в свою очередь, предполагает дальнейшее всестороннее развитие предпринимательской деятельности

 Особое значение при характеристике гражданско-правового договора имеет принцип свободы договора. Она предполагает, что субъекты гражданского права, как правило, не связаны какой бы то ни было обязанностью вступать или не вступать в договорные отношения, изменять, расторгать их, предполагает неограниченную возможность выбора контрагента. В особенности этот принцип гражданского права проявляется по отношению к публичным договорам. Свобода заключения договора, кроме того, проявляется в определении участниками гражданского оборота не только типа договора - предусмотренного либо не предусмотренного законом, но и конкретных его условий.

Несмотря на тщательное законодательное регулирование стадия заключения договора ставит множество проблем теоретического и практического характера и требует дальнейшего обсуждения данного вопроса с учетом зарубежного и отечественного опыта в целях выработки рекомендаций как для правоприменителя, так и для участников гражданского оборота.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС КонсультантПлюс.
  2. Гражданский кодекс: федер. закон от 30.11.1994 № 50-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  3. По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: постановление Конституционного суда РФ от 25 июля 2001 г. // Вестник Конституционного суда РФ. 2001. № 6.
  4. По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Весляшкина и Н.П. Лазаренко: постановление Конституционного суда РФ от 23 февраля1999 г. №4-П // Собрание законодательства РФ. 1999. № 10. Ст. 1254.
  5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2000. – 321 с.
  6. Валявина Е.Ю. Гражданское право / Е.Ю. Валявина.- М.: ТК Велби, 2003. – 274 с.
  7. Гонгало Б.М., Плетнева В.А. Гражданское право / Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. - М.: Инфра, 1998. – 276 с.
  8. Егоров Н.Д., Елисеев И.В. Гражданское право / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев. - М.: ТК Велби, 2003. – 302 с.
  9. Калинина А.Г. Гражданское право / А.Г. Калинина. - М.: Юристъ, 2000. - 405 с.
  10. Садиков О.Н. Гражданское право РФ / О.Н. Садиков. - М.: ИНФРА, 2006. - 354 с.
  11. Сергеева А.П. Гражданское право / А.П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2003. – 396 с.
  12. Суханов Е.А. Гражданское право / Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2000. – 284 с.