Файл: Отбор, набор персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

             Для проведения бесед типа “Б” заранее готовятся только основные вопросы, но интервьюер может также подготовить дополнительные вопросы. Хотя этот метод требует большей подготовки от интервьюера, он также обеспечивает большую гибкость, чем разговор типа А. Представитель фирмы может задавать вопросы в тех областях, которые в данном конкретном случае заслуживают большего внимания и важны для данного рабочего места. Однако, при менее схематизированных беседах их трудно повторить.

              В беседах, таких как "с", представитель компании, проводящей беседу, готовит только список тем, которые должны быть охвачены.

В литературе можно найти некоторые рекомендации, которые следует учитывать при проведении интервью :

1. Внимательно слушайте, что говорит заявитель.

2. Следите за поведением соискателя, стараясь получить о нем максимально полную информацию.

3. Помните о требованиях характера работы.

4. Принимать решение, только имея всю необходимую информацию.

5.  Вести беседу вокруг вопросов, которые являются важными критериями отбора (эти вопросы отражаются в анкете по приему на работу).

Заключение по результатам собеседования пишется в произвольной форме, основные его выводы кратко представляются в листе согласования.

Диагностика профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества. Диагностика (освидетельствование) профессиональной пригодности проводится при отборе персонала в процессе найма, а также может осуществляться периодически для работающих сотрудников при их аттестации и отборе в резерв на выдвижение. Методов проведения такой диагностики два. Первый метод ограничивается определением профессиональных способностей кандидата, при втором методе устанавливается соответствие деловых, личностных и профессиональных качеств работника требованиям предполагаемой должности, рабочего места.

Профессиональная пригодность подразумевает соответствие профессиональных навыков работника требованиям конкретного рабочего места, должностным обязанностям. Тщательному профессиональному отбору должны предшествовать:

• профессиональное обучение;

• определение списка профессионально важных качеств, необходимых для выполнения соответствующей профессиональной деятельности и подлежащих измерению и оценке (психограмму);

• разработка методик и организационных процедур определения профессиональной пригодности претендентов при отборе в процессе найма ;


• организация специального зала и подготовка специалистов для профессионального отбора.

            Профессиографические исследования состоят в изучении и анализе условий, содержания и опасностей конкретного вида работы или конкретной профессии. Профессиограмма как конечный результат профессионального опроса содержит перечень профессионально важных качеств, которыми должен обладать работник для успешного (продуктивного и безопасного) выполнения данного вида работы (данной профессии или должности) и степень их выраженности. Для каждого вида качеств специалисты и психологи разрабатывают специальные тесты, направленные на оценку уровня этих качеств, а также менталитет и умений, необходимых сотруднику для эффективного выполнения задач на месте.

            В психологии труда личностные характеристики группируются по различным причинам, выделяются и оцениваются по критерию значимости (необходимости) для конкретной профессиональной деятельности. Для каждого вида деятельности обосновывается перечень компетенций, отнесенных к категории важных (обязательных).

Исследования позволяют выделить и рекомендовать три группы профессиональных качеств сотрудника, связанных с успешностью его деятельности.

1. Профессиональные знания:

•       общие профессиональные знания;

•       знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности;

•       знания и умения, позволяющие диагностировать, предупреждать и ликвидировать опасные, сложные, экстремальные ситуации и др.

2. Деловые качества (черты характера):

•       дисциплинированность, ответственность;

•       честность, добросовестность;

•       компетентность;

•       инициативность;

•       целеустремленность, настойчивость;

•       самостоятельность, решительность и др.

3. Индивидуально-психологические и личностные качества:

•       мотивация (система побуждений человека);

•       уровень интеллекта;

•       эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;

•       внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение);

•       память (долговременная, оперативная);

•       мышление (особенности мыслительной деятельности);

•       способность к обучению;

•       гибкость в общении, стиль межличностного поведения;

•       склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками) и др.


Приведенный список профессионально важных качеств является ориентировочным. При проведении профессиографических исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или при необходимости специально формируется новый перечень качеств.

Для оценки профессионально важных качеств рекомендуются следующие методы: экзамен, экспертные оценки, психологическое тестирование, инструментальные измерения.

•       Экзамен представляет собой метод, основанный на проверке уровня профессиональных знаний, умений и навыков путем устного или письменного испытания по тест-вопросам (тест-заданиям), составленным по стандартной форме. Методика экзамена включает описание процедур его проведения и оценки результатов. Экзамен может проводиться как в устной или письменной форме, так и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает компания.

•       Экспертные оценки — это метод, основанный на обобщении характеристик качеств испытуемого, полученных путем опроса определенного круга лиц, хорошо знающих оцениваемого: непосредственного руководителя, коллег, подчиненных и др. Он включает опрос (интервью, заполнение анкет), обработку и оценку результатов опроса.

•       Психологическое тестирование представляет собой метод психологической диагностики, использующий стандартизированные

вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Данный метод включает в себя набор стандартизированных тестов, адаптированных опросников, процедуру тестирования и оценку результатов. Психологическое тестирование может проводиться как в бланковом, так и в автоматизированном варианте. Основные преимущества автоматизированного тестирования (по сравнению с бланковым) заключаются в унификации и стандартизации процедуры обследования, полностью автоматизированной оценке и интерпретации результатов, что особенно важно в тех случаях, когда тестирование проводит работник кадровой службы, не имеющий психологического образования. Батарея тестов для психологического обследования определяется исходя из требований к уровню развития профессионально важных психологических качеств, предъявляемых конкретным рабочим местом (должностью), на которое принимается кандидат. Пример перечня тестов для отбора работников при приеме на работу приведен в табл. 1.1.


•       По результатам психологического тестирования делается заключение, которое кратко фиксируется в письменной форме.

•       Инструментальные измерения — это метод, основанный на непосредственном измерении качеств (например, скорости реакции) или физиологических параметров с помощью аппаратных средств, описании измерений и интерпретации данных.
По результатам анализа оценок, полученных кандидатами по всему списку профессионально важных качеств, делается заключение о профессиональной пригодности, которое носит рекомендательный характер. Кандидаты, получившие положительное заключение, допускаются к этапу медицинского контроля.

Медицинское освидетельствованиеДля многих производств требуется специальный медицинский контроль его работников. Поэтому претенденты на занятие рабочего места проходят медицинское освидетельствование по параметрам, установленным для работников определенных профессий, должностей. Кроме того, медицинский контроль в процессе отбора кандидатов проводится для исключения возможных недоразумений, например случаев подачи работниками жалоб по поводу компенсаций потери здоровья на производстве, а также для предотвращения приема переносчиков инфекционных болезней. Медико-психологический контроль осуществляется на основе утвержденных методик с применением специальных приборов и оборудования.

Наименование
тестов

Категория тестируемых работников

Линейные рук-ли

Функциональные рук-ли

Специалисты

1. На определение творческого потенциала работника

+

+

+

2. На определение трудностей во взаимоотношениях

+

+

3. На определение авторитета работника

+

+

4. На наличие организаторских способностей у молодого рук-ля

+

5. На определение пригодности к работе рук-лем

+

6. На наличие предпринимательских способностей

+

7. На конфликтность характера

+

+

+

Таблица 1. Перечень тестов для отбора работников при приеме на работу
Источник: [Управление персоналом организации, 2004, с. 331].


Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности. На этой стадии специальной комиссией по профессиональному отбору, которая создается в компании из работников HR-службы, опытных производственников и психологов, тщательно анализируются результаты предыдущих оценок и подготавливаются заключения о профессиональной пригодности кандидатов по всем качествам, включая личностные.

Принятие решения о найме на работу. На данном этапе отбора специалисты по персоналу совместно с линейными менеджерами, руководством подразделения и отдела, в который должен быть принят сотрудник, анализируют и сравнивают результаты профессионального отбора всех претендентов на данную должность, прошедших необходимые этапы отбора. На основании проведенного анализа выбирается наиболее подходящий кандидат на вакантную должность (рабочее место), принимается окончательное решение о его трудоустройстве и оформляются все необходимые документы (трудовой договор, приказ о приеме на работу и др.).).

          Следует отметить, что процедуры профессионального отбора кандидатов, впервые принятых на работу извне, и кандидатов, работающих в данной компании, имеют существенные различия в связи с тем, что вновь прибывшие сотрудники не могут быть оценены по деловым качествам, определенным методом экспертных оценок.

Глава 2. Общая характеристика современных методов подбора персонала(стресс-интервью, интервью по компетенциям, case-интервью)

2.1. Стресс-интервью

Стресс-интервью – это испытание кандидатов на прочность, проверка хладнокровия, самообладания и выдержки. На настоящий момент метод «стрессовое интервью» становится все более популярным. Работодателей можно понять: кандидат, имеющий хорошую стрессоустойчивость, выгодный сотрудник.

Вот несколько приемов стресс-интервью.

1) Кандидата заставляют ждать. Соискатель приходит в назначенное время, но собеседование не начинается. Ожидание затягивается на 1 час, причем кандидату могут показать, что его собеседник свободен, но по какой-то причине не обращает на него внимания. Кто не вскипит при таком раскладе? Самое интересное состоит в том, что реально за реакциями соискателя следит не указанный ему сотрудник, а совершенно другой, который и выносит окончательный вердикт.