Файл: Система источников предпринимательского права ( Основные источники российского предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг), Министерство финансов РФ (Минфин), Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития), Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и др. В некоторых вопросах предпринимательской деятельности (например, налогообложение) наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Регулирование определенных сфер деятельности осуществляется федеральными министерствами путем издания организационно-правовых и распорядительных документов, которые по своему содержанию очень неоднородны. Среди них отметим приказы, правила, положения, инструкции.

Приказ — распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. Значительная часть приказов касается корректировки действующих нормативных документов (например, Приказ Минфина от 9 января 2007 г. № 2н «О внесении изменений в приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 7 апреля 2006 г. №55 н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и порядка ее заполнения»)[8].

Правила — документ, определяющий порядок (процедуру) осуществления отдельного вида деятельности (например, «Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения», утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 декабря 2010 г. № 1222н).

Положение — организационно-правовой документ, устанавливающий общий порядок в некоторой сфере деятельности (например, «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) или регламентирующий организацию работы государственного органа, структурного подразделения и т.п.


Инструкция — нормативный акт, который детализирует положения законов, определяет процедуру их исполнения, порядок совершения действий и принятия решений (например, «Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», утв. Приказом Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н)

В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-I «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации[9].

В силу федеративного устройства нашего государства в систему источников предпринимательского права также входят нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Статья 73 Конституции РФ предусматривает возможность регулирования субъектами РФ отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных ст. 71-72.

Органы местного самоуправления могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на гл.8 Конституции РФ и федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Главные регулирующие возможности территориальных образований связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Подводят итог изложенному в данной главе, можно сделать следующие выводы.

Источниками предпринимательского права признаются нормы, регулирующие общественные отношения в сфере предпринимательства. Основным источником предпринимательского права в российской правовой системе выступают нормативные правовые акты. Нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: рассчитан на многократное применение; распространяется на неопределенный круг лиц; принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме); принят в установленном порядке.

Высшей юридической силой среди источников предпринимательского права обладает Конституция РФ. Однако конституционные нормы в основном лишь создают предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности, непосредственно её не регулируя. На основе Конституции РФ также принимаются федеральные конституционные законы.


Основной же массив законодательства о предпринимательской деятельности представлен федеральными законами. Они составляют текущее законодательство и регулируют различные аспекты предпринимательской деятельности. При этом особое место среди них составляют кодифицированные акты, в особенности Гражданский кодекс РФ. Можно выделить федеральные законы: устанавливающие требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка, определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности.

Подзаконные акты принимаются Президентом РФ, Правительством РФ, отдельными министерствами и ведомствами (в форме приказов, положений, правил и инструкций). Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, которые не должны противоречить законам, и широко используются для регламентации предпринимательской деятельности. Вопросы предпринимательской деятельности могут также регулироваться нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Глава 2. Проблемы признания иных источников предпринимательского права

2.1. Международные акты, являющиеся источниками предпринимательского права

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Таким образом, в Конституции закрепляется принадлежность к отечественной правовой системе не всех принципов и норм международного права, а лишь общепризнанных и договорных. Однако Конституция РФ не определяет, какие именно принципы и нормы являются «общепризнанными».

Общепризнанное определение источников общего международного права раскрывается в ст.38 Статута Международного суда ООН[10]:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;


b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и др.).

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применению подлежат правила международного договора. Заметим, что международные договоры могут обладать приоритетом, по общему правилу, только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами (п. 6 ст. 125 Конституции РФ[11]).

Положения международных договоров действуют в Российской Федерации непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция, 1980 г.) подлежит непосредственному применению в качестве источника российского права, а для ратификации Евразийской патентной конвенции (1994 г.) был принят федеральный закон от 01.06.1995 г. № 85-ФЗ.

2.2. Локальное и обычное правовое регулирование в предпринимательском праве

Важным источником предпринимательского права являются локальные акты, принимаемые хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной деятельности. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности субъекта предпринимательства (финансовые, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.) и могут относиться как к деятельности предприятия в целом (например, Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий (например, Положение о филиале)[12].


В мировой практике получили широкое распространение, так называемые, акционерные соглашения (shareholders agreements), регулирующие разнообразные вопросы управления компанией и предусматривающие пути разрешения конфликтных ситуаций.

Российская практика корпоративных отношений долгое время не была урегулирована законодательно. В крупных корпорациях участники объединялись, договаривались действовать определенным образом, голосовать определенным образом и пр. Однако эти договоренности носили характер некого заговора или сепаратного договора. А если акционеры и заключали между собой какие-либо письменные соглашения, то участникам таких соглашений не гарантировалась судебная защита на территории Российской Федерации.

Лишь в 2008-2009 гг. в законы о хозяйственных обществах (п.1 ст.32 закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п.3 ст.8 закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») были внесены изменения, позволившие заключать договоры об осуществлении прав участников общества. А с 1 сентября 2014 г. в России действует пакет поправок к главе 4 первой части ГК РФ, которыми закреплено новое для российского законодательства понятие — корпоративный договор, объединяющее и проясняющее положения указанных выше законов[13]. Ряд положений новой ст. 62.7 ГК РФ сближает отечественный вариант корпоративного договора с упомянутыми акционерными соглашениями англо-американского корпоративного права. Законом довольно четко определено, что именно можно согласовать в корпоративном договоре, однако, этот список не является закрытым, поскольку предусмотрено, что кроме четко определенных законом действий участники вправе согласовывать некие «иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества».

Кроме того, как уже отмечалось выше, источником предпринимательского права могут выступать обычаи[14]. Обычаем, согласно п.1 ст.5 ГК РФ, признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Обычаи применяются наряду с законодательством, но не вопреки. Обычаи, которые противоречат положениям законодательства или договору, не подлежат применению.

Обычаи — это наиболее древняя форма выражения права, они формируются самими субъектами предпринимательской деятельности и в интересах добросовестного большинства. Обычаи могут стать основой для принимаемых законодательных норм.