Файл: Специфику управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационными проектами

1.1 Понятие инновационного проекта

1.2 Формы и методы управления инновационными проектами

Глава 2 Характеристика инновационной деятельности на примере ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Автоваз»

2.2 Инновационная политика ОАО «АВТОВАЗ»

Глава 3. Повышении эффективности управления инновационными проектами на примере ОАО «АВТОВАЗ»

3.1 Оценка инновационных проектов по критериям инновационности и конкурентоспособности

3.2 Построение графической модели оценки инновационных проектов

3.3 Мероприятия по устранению рисков при осуществлении инновационного проекта

3.4 Расчет затрат на реализацию инновационного проекта

3.5 Мероприятия для эффективного управления инновационными проектами ОАО «АВТОВАЗ»

Заключение

Список использованных источников

Сопоставив экономические показатели и показатели технического уровня, можно оценить конкурентоспособность проектируемого продукта.

В настоящее время отечественные предприятия большее внимание уделяют автомобилям среднего класса: развиваются технологии разработки, обработки деталей, сборки подвесок, двигателей и пр. Налажено взаимодействие с предприятиями - поставщиками комплектующих изделий. Однако большинство полуспортивных автомобилей разрабатываются в небольших конструкторских бюро и собираются в цехах филиалов больших отечественных предприятий по устаревающим технологиям. Поэтому рассмотрим производство новейшей модели спортивного автомобиля на отечественном предприятии.

Данный автомобиль должен заполнить «нишу» полуспортивных и спортивных автомобилей, способных удовлетворить потребности населения, желающего приобрести отечественный автомобиль более высокого класса за

приемлемую цену. При этом должна быть обеспечена максимальная унификация с агрегатами и узлами серийно изготавливаемых автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» основного производства, преимущественно последних моделей.

Анализируемый автомобиль сравнивается по техническим характеристикам с представителями того же сегмента, к которому принадлежит, таблица 11.

Таблица 11

Основные технические и эксплуатационные характеристики

сравниваемых автомобилей

Показатели

Автомобили

Mazda mx-5

BMW Z-4

Alfa Romeo Spider

Проетируемый

автомобиль

Основные данные

Тип кузова

Двухдверный купе

Количество

мест

2

2

2

2

Тип

привода

Задний

Задний

Задний

Постоянный

полный

Тип

топлива

Бензин

Бензин

Бензин

Бензин

Двигатель

Рабочий объем (см3)

2000

2200

1962

2200

Максималь

ная

мощность (л.с. при об/мин)

160 /5200

170/6100

132 /6000

170/6100

Максималь

ный

крутящий момент (Нм при

об/мин)

185/4000

210/3500

110/4100

210/3500

Подвеска

Передняя

подвеска

Независимая, на двойных поперечных рычагах с цилиндрическ

Независимая,

типа

«макферсон»

с

телескопичес

Независимая двухрычажна яная с

цилиндрическ ой пружиной

Независимая

типа

МакФерсон с пружиной с

ими

пружинами,

телескопическ

ими

амортизаторам и и

стабилизаторо м поперечной устойчивости

кими

амортизатора ми и

стабилизатор

ом

поперечной

устойчивости

и

телескопичес

кими

амортизатора

ми

переменным шагом и телескопичес ким

амортиза­

торам

Задняя

подвеска

Зависимая, на четырех продольных и одном поперечном рычагах

Независимая, пружинная на двух

поперечных и одном продольном рычагах

Зависимая

трехрычажная

с

цилиндрическ ой пружиной и

телескопичес

кими

амортизатора

ми

Зависимая, на четырех продольных и одном по­перечном рычагах, с цилиндричес кими

пружинами и телескопичес кими

амортизатора

ми

Геометрические размеры

Длина, мм

4020

4239

4393

4550

Ширина, мм

1440

1790

1830

2014

Высота, мм

1255

1291

1318

1458

Колесная

база, мм

2330

2496

2528

2778

Ширина

колеи

передняя/зад няя, мм

1490/1495

1511/1537

1579/1559

1662/1670

Свес

передний/зад

ний, мм

135/135

134/150

150/155

200/210

Динамические характеристики

Динамика разгона 0-100 км/ч, с

9,7

7,3

10,1

8.1

Максимальна я скорость, км/ч

197

250

170

238

Расход топлива

Городской цикл, л/100 км

11,3

11,8

9,3

11,2

Смешанный цикл, л/100 км

9,3

6,1

7,3

6,2

Объем топливного бака, л

50

55

40

55

Масса

Снаряженная масса, кг

1140

1259

1060

1300

Полная масса, кг

1325

1485

1298

1460

Коробка передач

Снаряженная масса, кг

Механическая,

5-ти

ступенчатая

Автоматическ ая 6-ти ступенчатая

Механическая , 5-ти

ступенчатая

Роботизирова нная 7-ми ступенчатая


Таким образом, полная себестоимость проекта составит:

V = 1495000 + 43977 + 6600 +13149 +10320 = 1569046руб / шт.

3.5 Мероприятия для эффективного управления инновационными проектами ОАО «АВТОВАЗ»

Любой инновационный проект нуждается в управлении. В глобальном смысле управление понимается как комплекс действий и мероприятий, направленных на получение конечного продукта, рассчитанного на

определенного потребителя, и отвечающего требованиям рынка в определенный период времени.

Если рассматривать управление инновационным проектом на рассматриваемом предприятии более подробно, то можно выделить следующие направления:

1)Управление содержанием проекта. Данный пункт означает необходимость выполнения работ, направленных на получение продукта с определенными свойствами и характеристиками. Поскольку проекты в производственных организациях ориентированы, в основном, на получение высокотехнологичной продукции, контроль над заданными характеристиками и свойствами, которые приобретает продукт при реализации такого проекта, одна из основополагающих. Стоит отметить, что в данную часть управления инновационным проектом включены только те процессы, которые необходимы для успешного выполнения проекта.

2)Управление качеством, осуществляемое посредством системы управления качеством, предусматривающей определенные правила, процедуры и процессы по планированию качества, обеспечению качества и контролю качества, а также операции по их совершенствованию.

3)Управление временем, то есть управление сроками проекта включает в себя процессы, обеспечивающие своевременное завершение проекта, а также всех его стадий. Задержки, происходящие на каком-либо этапе, ведут к увеличению срока исполнения проекта. Следовательно, предприятие несет издержки на хранение деталей, компонентов, а также возникают простои, что негативно сказывается на общей стоимости проекта. Цель управления инновационным проектом - регуляция производственной системы выполнить работу в срок, без производственных потерь и с минимальным отклонением от плановых показателей. К основным процессам управления временем проекта можно отнести определение конкретных плановых операций и мероприятий проекта, выявление зависимостей между ними, оценка ресурсов и длительности


операций и мероприятий проекта, составление расписания с определением контрольных точек проекта. Окончание работ, по которым планируется получение охраноспособных результатов, является контрольным событием для инновационного проекта, по наступлению которого проводится анализ всех накопленных научно-технических данных, включая отчетную документацию подрядчиков, на предмет выявления технических решений, способных к правовой охране.

4)Управление стоимостью. Управление стоимостью проекта объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и контролирования затрат, и обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета. Управление стоимостью непосредственно влияет на эффективность внедрения самого инновационного проекта.

5)Управление контрактами, то есть договорами поставки товаров, выполнения работ или услуг, обеспечивающих ведение работ проекта. Контракты позволяют привлечь необходимые ресурсы в требуемые сроки.

6)Управление персоналом. Управление человеческими ресурсами проекта включает в себя процессы по организации команды проекта и управления ей. Команда проекта состоит из людей, каждому из которых назначена определенная роль и ответственность за выполнение проекта. По мере выполнения проекта профессиональный и численный состав членов команды проекта может меняться. Членов команды проекта также называют «персоналом проекта».

7)Управление коммуникациями. Управление коммуникациями проекта - процессы, необходимые для своевременного создания, сбора, распространения, хранения, получения и последующего использования информации проекта. Процессы управления коммуникациями проекта предусматривают создание необходимых связей между заинтересованными лицами для обмена требуемой информацией. В целях управления коммуникациями в инновационном проекте устанавливаются потоки информации, необходимые и для реализации проекта, и для демонстрации заинтересованным лицам достижения заданных показателей хода и результатов проекта. Определяются: информационное обеспечение инновационного проекта; средства передачи и обмена информацией, документооборот, требования по защите конфиденциальной информации.

8)Управление рисками. Оно включает в себя процессы, относящиеся к планированию управления рисками, их идентификации и анализу, реагированию на риски, мониторингу и управления рисками проекта. Большинство из этих процессов подлежат обновлению в ходе проекта. Управление рисками более подробно описано в разделе 3.1. Цели управления рисками проекта - повышение вероятности возникновения и воздействия благоприятных событий и снижение вероятности возникновения и воздействия неблагоприятных для проекта событий.


Стоит отметить, что инновация в производственных организациях - это технически сложный продукт, обладающий особыми характеристиками, предназначенный для определенной целевой аудитории или внедряемый на для целей улучшения производства. Поэтому управление инновационным проектом должен осуществлять руководитель, имеющий знания и опыт работы в рассматриваемой отрасли, а также умеющий соблюдать баланс между технической и экономической сторонами вопроса.

Для более эффективного управления инновационными проектами предлагается провести ряд мероприятий, способствующих снижению затрат на реализацию проекта:

- реформирование системы закупок. Можно выделить несколько направлений изменений. Во-первых, разделение департамента по сбыту и закупочной деятельности на два направления и делегация полномочий по закупке новому подразделению позволит сконцентрировать усилия подразделения на выполнении определенных функций. Набор специалистов

закупочной деятельности позволит сократить время на обработку каждого задания;

- оптимизация базы поставщиков;

- проведение закупочной деятельности в электронной форме, в том числе с помощью аукционов, конкурсов, запросов котировок, запросов предложений позволит сэкономить денежные средства на закупку необходимых товаров (услуг) при реализации проектов;

- внедрение современных методов контроля качества продукции на каждом этапе;

- повышение эффективности работы персонала и его ответственности за счет вовлеченности каждого работника в процесс создания инновации;

- улучшение внутренних процессов;

- внедрение программных средств для контроля и своевременного принятия управленческих решений на любом из этапов реализации проекта;

- проведение маркетинговых исследований с использованием различных методик;

- сокращение потерь на производстве (перепроизводство, потери из-за дефектов, потери, связанные с нерациональной организацией рабочих мест, логистические потери и т.д.);

- постоянное улучшение производственных процессов;

- достижение требуемых показателей качества в новых проектах для их своевременного запуска;

- контроль качества продукции поставщиков;

- повышение эффективности использования материальных, трудовых, производственных ресурсов;

- привлечение специалистов и экспертов к обсуждению новых разработок, возможности и необходимости их внедрения на производстве.

Благодаря этим мероприятиям удастся повысить производительность труда, эффективность деятельности ОАО «АВТОВАЗ», открывать новые возможности для развития производства.


Заключение

В данной работе были рассмотрены формы и методы управления инновационными проектами в производственных организациях, на примере российского предприятия автомобилестроения ОАО «АВТОВАЗ».

Изучив теоретические и научно-методические подходы к управлению инновационными проектами, было проведено исследование инновационной деятельности производственной организации как сложной системы, обеспечивающей взаимодействие между всеми ее элементами, а также были выявлены проблемы повышения эффективности управления инновационными проектами.

Во второй главе был проведен анализ инновационной политики российского предприятия автомобилестроения, определены приоритетные направления развития. В заключение, были выявлены результаты реализации инновационных проектов ОАО «АВТОВАЗ».

Было выявлено, что доля автомобилей под брендом LADA составляет 20 % от общего числа продаваемых автомобилей в России.

В третьей главе был дан пример сравнения инновационных проектов, на основе которого могут быть рассмотрены абсолютно любые проекты в производственных организациях. Стоит отметить, что благодаря методу построения графической модели оценки инновационного проекта, экспертная группа выявляет достоинства и недостатки каждого проекта и формируют перечень удовлетворяющих требованиям инновационной политики проектов.

С помощью данного метода определяется выгодность внедрения в производство новшества. Исходными данными являются расчет эффективности инновационных проектов, составляется смета затрат по всем проектам, а также учитываются технические характеристики. В итоге экспертная комиссия выбирает проект, в который будут вложены инвестиции, а его реализация обеспечит предприятию выход на новые рынки, укрепление авторитета, в данном случае, национального автомобилестроения и определит новые направления развития.

Несмотря на то, что экспертные оценки, используемые в данном методе, не всегда могут быть объективными, без привлечения специалистов обойтись невозможно при решении вопроса внедрения новой технологии или запуска производства новой модели автомобиля.

Таким образом, руководство предприятия должно заранее обеспокоиться вопросом подбора специалистов при отборе оценочной комиссии.

На примере ОАО «АВТОВАЗ» была рассмотрена ситуация, когда имеются два проекта, удовлетворяющие инновационной политике предприятия, и производится оценка по вышеописанным критериям. Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем выше уровень конкурентоспособности и инновационности, тем более перспективным является проект. В рассмотренной ситуации значение инновационности для проекта № 1 равно 5,52, для проекта № 2 - 8,52, а критерий конкурентоспособности для проекта №1 равен 4,65, а для проекта №2 - 7,93. Таким образом, на основе экспертных оценок, предпочтение было отдано проекту под номером 2.