Файл: Предпринимательская деятельность в здравоохранении (Теоретические аспекты изучения предпринимательской деятельности в системе здравоохранения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.А. Сергеева рассматривает предпринимательскую деятельность в здравоохранении как разновидность социального предпринимательства. Под социальным предпринимательством в данном случае понимается коммерческая деятельность, направленная на решение социально значимых проблем. В отличие от некоммерческих организаций, также занимающихся решением социально значимых проблем часто на безвозмездной основе, социальные предприниматели предполагают возможность получения прибыли, причем, как за счет осуществления основной деятельности, так и путем привлечения частных инвестиций, создания деловых партнерств [23, С. 335].

Аналогичная точка зрения на предпринимательство в здравоохранении представлена в работе Рожковой. Анализируя изменения законодательства, а именно Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», автор приходит к выводу, что предпринимательская деятельность в здравоохранении соответствует требованиям к социальному предпринимательству [2]. Так, медицинское предпринимательство направлено на решение социально значимых задач и оказание услуг, позволяющих создавать равенство возможностей для всех, в том числе, социально уязвимых социальных групп [21, С. 73].

Предпринимательская деятельность в здравоохранении имеет особенности. Так, например, медицинские услуги, пожалуй, в большей степени, чем любые другие услуги, имеют субъективную ценность. Когда клиент осознает серьезность заболевания, он готов заплатить любые деньги за получение качественной услуги. Также именно в этой сфере большое значение имеют рекомендации других получателей услуг. В результате выбор поставщика медицинской услуги зачастую основывается на субъективных характеристиках, таких, как впечатления других посетителей, мотивация клиента к быстрому разрешению проблемы со здоровьем [10, С. 192].

Еще одна специфическая характеристика медицинского предпринимательства заключается в информационной асимметрии между поставщиком и потребителем услуг. Это означает, что поставщик услуг более осведомлен о том, как должна быть оказана услуга. Потребитель зачастую не знает стандарты качества и руководствуется исключительно своими ощущениями и результатами устранения проблемы со здоровьем.

Таким образом, соотношения понятий «здравоохранение», «рынок медицинских услуг» и «предпринимательская деятельность» определяется возможностью предоставлять медицинские услуги на коммерческой основе наряду с гарантированным медицинским обслуживанием. Предпринимательская деятельность в здравоохранении реализуется на рынке медицинских услуг. Необходимость развития предпринимательства в здравоохранении обусловлена стремлением повышения качества и доступности медицинских услуг. Платная медицинская помощь является более доступной по времени и более качественной, но менее доступной с финансовой точки зрения.


Формы реализации предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг

Предпринимательская деятельность на рынке медицинских услуг реализуется в различных формах. И.С. Лебедева выделяет следующие направления развития коммерческой медицины [17, С. 196]:

  • проведение диагностических процедур: функциональные замеры, анализы, диагностика состояния систем организма с использованием рентгенологических, магниторезонансных и других методов исследования;
  • профилактика и восстановление здоровья: центры кинезотерапии, лечебной физкультуры, санаторно-курортного лечения;
  • информационно-образовательное направление: проведение консультационных, презентационных, образовательных мероприятий по заказу коммерческих и бюджетных организаций, в том числе, проводимых по системе государственных и муниципальных контрактов;
  • собственно оказание медицинских услуг на возмездных условиях и вне системы страховой медицины;
  • партнерство с оздоровительными организациями (санаториями, профилакториями) в плане комплексного обслуживания клиентов, проведения диагностических, консультационных мероприятий, оказания медицинских услуг.

Наиболее распространённой формой предпринимательства в здравоохранении является оказание медицинских услуг. Спрос на качественную и оперативную медицину способствует развитию платных стоматологий, лечебно-диагностических центров, [7, С. 52].

Актуальным направлением развития как самой сферы здравоохранения, так и предпринимательской деятельности в ней является освоение возможностей современных информационных технологий. Примером реализации данного направления является создание телемедицины. Телемедицина – это организация предоставления медицинского обслуживания с использованием современных информационных технологий, средств передачи данных, видеосвязи и каналов высокоскоростного доступа в Интернет [12, C.58]. Телемедицина реализуется путем проведения интернет-консультаций с врачами и пациентами, находящимися в разных населенных пунктах, организации видеоконференций медицинских специалистов, видеоконсилиумов для совместной разработки тактики лечения в особо сложных случаях. Благодаря внедрению телемедицины жители удаленных населенных пунктов получили возможность консультироваться с врачами краевых, областных, региональных медицинских центров, а врачи – оперативно принимать решения по медицинским назначениям, сопровождать лечебный процесс с оптимальными временными затратами.


Еще одна форма медицинского предпринимательства – оказание индивидуальных услуг по месту нахождения клиента. Здесь реализуются услуги по уходу, проведению лечебных манипуляций (например, проведение внутримышечных инъекций на дому), консультационные услуги. В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом числа пенсионеров, такие услуги будут набирать популярность, так как соответствуют запросам и потребностям целевой аудитории [7, С. 54].

Ряд исследователей отмечают, что необходимо разграничить социальное предпринимательство в здравоохранении и собственно медицинское предпринимательства. В соответствии с действующим законом, социальное предпринимательство обеспечивает поддержку социально уязвимых слоев населения, например, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей. При этом значительная часть медицинских услуг ориентирована на более широкую целевую аудиторию, включающую, в том числе и обычных граждан. Например, медицинская косметология, стоматология, диагностические центры, ориентированы на обслуживание представителей всех социальных слоев, а не только уязвимых [23, С. 333].

Исследователи выделяют следующие функции, реализуемые предпринимателями на рынке медицинских услуг [10, С. 192]:

  • экономическая функция, формирование и развитие рынка медицинских услуг, обеспечение конкуренции;
  • ресурсная функция, связанная с эффективным использованием материально-технических, технологических, трудовых ресурсов медицинских учреждений;
  • инновационная функция, обеспечивающая внедрение принципиальных новых способов и методов оказания медицинских услуг;
  • социальная функция – решение актуальных задач по поддержанию здоровья представителей различных социальных групп, выявление и предотвращение распространения социально значимых заболеваний;
  • организационная функция – создание организаций, не входящих в систему государственной медицины и не получающих бюджетное финансирование;
  • статусная функция – формирование нового статуса медицинских сотрудников – статуса предпринимателя, собственника и руководителя бизнеса.

Обобщая обозначенные функции, можно сказать, что предпринимательство в сфере здравоохранение изменяет социальные отношения между представителем лечебного учреждения и пациентами. Они становятся поставщиками услуг и клиентами.

Таким образом, основными формами реализации предпринимательства в сфере здравоохранения являются диагностика, консультирование, лечение, профилактика и образование. При реализации обозначенных форм предприниматели осуществляют экономические, ресурсные, инновационные, социальные, организационные и статусные функции.


Нормативное регулирование предпринимательства в здравоохранении

Развитие предпринимательства в здравоохранении базируется на соблюдении нормативных требований к ведению деятельности. Это обусловлено высокой социальной значимостью здравоохранения, а также наличием рисков и угроз здоровью в случае оказания некачественных медицинских услуг.

Ключевые положения нормативного регулирования предпринимательства в сфере здравоохранения в Российской Федерации определены Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011 (в ред. от 29.11.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. В данном нормативном акте определены следующие положения:

  • предмет регулирования, основные понятия и законодательство в сфере охраны здоровья;
  • основные принципы и приоритеты охраны здоровья;
  • полномочия органов власти (федеральных, субъектов федерации, муниципальных) в сфере здравоохранения;
  • права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья;
  • организационные аспекты охраны здоровья, в том числе, организация профилактических мероприятий, оказания первой медицинской и медико-санитарной помощи, предоставление специализированных медицинских услуг, проведение медицинских осмотров и диспансеризации, организация донорства и трансплантологии;
  • вопросы охраны репродуктивного здоровья и здоровья матери и ребенка;
  • нормы и требования к проведению медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования;
  • проведение медицинских мероприятий в связи со смертью человека;
  • профессиональные требования к работникам медицинских организаций;
  • государственные гарантии бесплатной медицинской помощи;
  • финансирование системы здравоохранения;
  • контроль и ответственность в системе здравоохранения.

Особое внимание уделяется реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На федеральном уровне ежегодно принимается (и корректируется) соответствующая программа [3]. Программа предполагает обновления материально-технической базы, поддержку молодых специалистов, также системную оптимизацию сети лечебных учреждений.

Предпринимательская деятельность во всех сферах, в том числе, в сфере здравоохранения регламентирована Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» [2]. Статья 24.1 определяет направления поддержки предпринимателей, работающих в сфере социального предпринимательства. При этом отдельной статьи, регламентирующей деятельность предпринимателей в сфере здравоохранения нет.


Порядок предоставления платных медицинских услуг определен Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 [4]. Данными правилами определены понятия «потребитель», «заказчик» и «исполнитель» медицинских услуг. Отмечено, что исполнять медицинские услуги имеет право организация. В пункте III Правил приводится перечень информации, необходимой для идентификации исполнителя медицинских услуг. В данном пункте указано, что исполнителем может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Обязательным условием предоставления медицинской услуги является наличие документов, подтверждающих право заниматься данными видом деятельности. Таким документом является лицензия на право занятия медицинской практикой.

Отношения между заказчиком и исполнителем медицинских услуг оформляются договором, в котором регламентированы права и обязанности сторон, а также указывается перечень оказываемых услуг и согласие заказчика на их получение. Строгое следование правилам регламентации предпринимательской деятельности в сфере здравоохранение необходимо для предотвращения действий, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

Как отмечает С.А. Щеглова, в современной практике распространены случаи, когда медицинские услуги были оказаны не качественно, а сама организация или индивидуальный предприниматель не имели права заниматься данными видами деятельности. При этом с точки зрения документального сопровождения сделка являлась абсолютно законной, но формулировка оказываемой услуги не отражала реального положения дел. Такие непрофессиональные действия и прямое нарушение законодательства негативно влияют на развитие предпринимательства в здравоохранении [25, С. 108].

Таким образом, нормативное регулирование предпринимательства в сфере здравоохранения базируется на положениях федерального законодательства, целевых программах, правилах оказания платных медицинских услуг. Развитие предпринимательства связано с устранением противоречий в законодательстве и соблюдением установленных правил всеми участниками рынка медицинских услуг: заказчиками, исполнителями и потребителями услуг.

Итак, проведенный обзор теоретических подходов и нормативной базы к анализу предпринимательской деятельности в здравоохранении показал, что данный вид деятельности сопоставим с социальным предпринимательством и коммерческой практикой, а также основывается на соблюдении установленных требований к качеству и безопасности медицинских услуг.