Файл: Предпринимательская деятельность в здравоохранении (Теоретические аспекты изучения предпринимательской деятельности в системе здравоохранения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Анализ современного состояния предпринимательства в здравоохранении Российской Федерации

2.1 Характеристики и статистические показатели предпринимательской деятельности в здравоохранении Российской Федерации

С целью анализа текущего состояния предпринимательской деятельности в здравоохранении России, обратимся к данным официальной статистики.

В 1991 году было принято решение о децентрализации государственной системы здравоохранения. В результате изменилась система финансирования медицинских учреждений, что негативно сказалась на количестве организации. В таблице 2.1 представлены данные, характеризующие изменения системы здравоохранения в Российской Федерации в 1990-2017 годах [20].

Таблица 2.1

Изменение показателей системы здравоохранения за 1990-2017 гг.

Показатель

1990

2017

Изменение 2017 г. к 1990 г., в %

Число больничных организаций, тыс.

12,8

5,3

-58,6

Число больничных коек, тыс.

2037,6

1182,7

-42,0

Число больничных коек на 10 тыс. жителей

137,4

80,5

-41,4

В 2015 году была запущена реформа здравоохранения, нацеленная на оптимизацию системы и повышение ее экономической эффективности, развитие страховой и дополнительной платной медицины. Результатами реформы стало снижение доступности бесплатной медицинской помощи. Число больничных организаций за период с 1990 г. по 2017 г. снизилось на 58,6%, число больничных коек – на 42,0%. Доступность лечения в стационере, рассчитанная как число больничных коек на 10 тыс. жителей, снизилась на 41,4%.


На рисунке 2.1 отражена негативная динамика ключевых показателей системы здравоохранения за рассматриваемый период [20].

Рис.2.1. Изменение показателей системы здравоохранения за 1990-2017 гг.

Наиболее существенное снижение показателей наблюдалось в период с 2000 по 2010 гг. В этот период принимаются такие решения, как: внедрением страховой медицины, установления перечня услуг в рамках оказания бесплатной медицинской помощи, оптимизация неэффективных лечебных учреждений, создание высокотехнологичных центров медицинской помощи в городах.

Результатами реализации решений, принятых в рамках реформы, стало планомерное снижение числа больничных организации, финансируемых из бюджетов различных уровней, снижение числа больничных коек. Так, если в 1990 году на 10 тыс. жителей приходилось в среднем 12,8 больничных коек, то в 2000 году этот показатель снизился до 10,7 коек, в 2010 году – до 6,3 коек, в 2017 году – до 5,3 коек.

Рассмотрим, как изменялась сфера платной медицины. Для этого проанализируем показатели, характеризующие предпринимательство в сфере здравоохранения на основании данных официальной статистики [14].

За период 2016-2016 гг. количество частных предприятий медицинского профиля увеличилось на 5,5%, среднесписочная численность сотрудников возросла на 17,5%.

Таблица 2.2.

Динамика показателей частных предприятий в здравоохранении за 2016-2017 гг.

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Изм. 2017/2016, %

Изм. 2018/2017, %

Количество предприятий, шт.

39649,0

41830,0

43405,0

5,5

3,8

Среднесписочная численность работников, чел.

271312,0

318983,0

330478,0

17,5

3,6

В среднем на одно предприятие, чел.

6,8

7,6

7,6

11,4

-0,2

Оборот предприятия, тыс. руб.

255217953,0

334636530,0

390149526,5

31,1

16,6

В т.ч. От оказания медицинских услуг

235272178,0

324123330,0

378946393,6

37,8

16,9

реализации товаров медицинского назначения

19538718,0

10513201,0

11203132,9

-46,2

6,6

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб.

8220100,0

9649575,0

8426496,3

17,4

-12,7


В 2018 году темп прироста количества предприятий снизился до 3,8%, прирост среднесписочной численности работников составил 3,6%. Это свидетельствует о снижении предпринимательской активности в сфере здравоохранения.

На рисунке 2.2 представлено изменение численности индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения [14]. Данные официальной статистики охватывают период с 2008 по 2016 гг. За данный период зафиксирован два существенных снижения численности предпринимателей в сфере здравоохранения: в 2011 году и в 2014 году. Причинами этого являются как объективные факторы, такие как изменение покупательской активности, уровня платежеспособного спроса, ужесточение налоговых и организационных требований к ведению бизнеса, так и субъективные факторы, обусловленные недостатком управленческих компетенций у медицинских специалистов.

Рис.2.2. Изменение численности предпринимателей в здравоохранении за 2008-2016 гг.

Рассмотрим финансовые результаты частных медицинских предприятий за 2016-2018 гг. (табл. 2.2.). Зафиксировано снижение темпа прироста финансовых показателей. Так, в 2017 году оборот предприятий увеличился на 31,1%, а в 2018 году – только на 16,6%. Доходы от оказания медицинских услуг в 2017 году возросли на 37,8%, а в 2018 году только на 16,9%. (рис. 2.3)

Рис.2.3.Динамика доходов предпринимательских организаций в сфере здравоохранения за 2016-2018 гг., тыс. руб.

Доходы от реализации товаров медицинского назначения в 2017 году снизились на 46,2%. Это означает, что предприниматели в здравоохранении ориентированы в первую очередь на оказание услуг, а не на реализацию товаров.

Инвестиции в основной капитал частных предприятий в 2017 году увеличился на 17,4%, но в 2018 году снизился на 12,7%. (рис. 2.4).

Рис.2.4.Изменение инвестиций в основной капитал предпринимательских организаций в сфере здравоохранения за 2016-2018 гг., тыс. руб.

Это означает, что предприниматели стали меньше финансировать развитие, увеличение активов. Одна из причин снижения объема инвестиций в основной капитал – отсутствие у малых предприятий достаточного количества финансовых ресурсов и для обеспечения текущей деятельности, и для увеличения основного капитала.

Далее рассмотрим, как обстоят дела с финансированием бюджетной медицины. Проанализируем объем средств, выделяемых на развитие здравоохранения из государственного бюджета. Сравним объем средств, выделяемых на реализацию решений по реформированию системы здравоохранения в рамках двух программ: «Развитие здравоохранения на период с 2013 по 2020 гг.» и «Развитие здравоохранения на период с 2018 по 2025 гг.» (рис. 2.5) [4].


Рис. 2.5. Изменение финансирования программ развития здравоохранения за период 2013-2025 гг., трлн. руб.

Финансирование мероприятий, реализуемых в рамках программ, существенно увеличилось. Так, если программой 2013-2020 гг. на 2018 год было запланировано 2,16 трлн. рублей, то в программе на 2018-2025 годы объем финансирования на тот же год увеличился до 3,87 трлн. рублей. Сопоставим финансирование программ, выделяемых на период: 2018-2020 гг. В первой программе объем финансирования составлял 6,68 трлн. рублей, во второй увеличился на 5,28 трлн. и составил 11,96 трлн. рублей (рис.2.5).

В качестве одного из факторов развития платной медицины является недостаточный уровень удовлетворенности населения бесплатным медицинским обслуживанием. Для подтверждения этого факта, рассмотрим показатель удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг. Программа развития здравоохранения включает обязательную оценку уровня удовлетворенности качеством медицинского обслуживания в бюджетном секторе. С целью выявления уровня удовлетворенности населения качеством медицинской помощи было проведено социологическое исследование в 85 субъектах Российской Федерации. Оценка присваивалась по интегральному показателю, рассчитанному как усредненная сумма положительных ответов на вопросы, касающиеся удовлетворенности оказания медицинской помощи участковым врачом, врачами-специалистами поликлиники, скорой медицинской помощи, стационарной медицинской помощи [4].

Программой развития здравоохранения на 2018 г. был установлен плановый уровень удовлетворенностью качеством медицинского обслуживания на уровне 41,7%. Это означает, что 41,7% от числа опрошенных граждан, получающих медицинские услуги в системе государственного здравоохранения должны показать удовлетворенность качеством услуг. Фактический показатель составил 39,9% (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Соотношение планового и фактического показателя удовлетворенности медицинским обслуживанием населения России в 2018 г., в %.

В качестве основной причины отклонения от планового показателя называют оптимизацию медицинских учреждений в сельской местности и малых городах, из-за чего снизилась доступность квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, на низкий уровень удовлетворенности качеством медицинских услуг влияют такие факторы, как:

  • невозможность в течение длительного времени записаться к узким специалистам из-за их отсутствия или высокой нагрузки;
  • дефицит медицинских кадров, в особенности, в сельской местности и городах;
  • наличие очередей на прием к врачу, особенно, в периоды повышенной заболеваемости;
  • неэффективные назначения врачей;
  • ограниченный перечень обследований, предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования;
  • длительный период ожидания скорой медицинской помощи из-за сокращения числа бригад и увеличения объема административно-документальной работы у медицинских специалистов;
  • неудовлетворительная материальная база лечебных учреждений, недостаток средств на проведение капительных и косметических ремонтов, переоборудования и обслуживания.

Все обозначенные причины формируют предпосылки для развития предпринимательской деятельности. Устранение проблем бюджетной медицины достигается путем создания альтернативных коммерческих организаций с более высокой клиентоориентированностью, уровнем сервиса, ресурсными возможностями для материально-технического обеспечения.

Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует о наличии широких возможностей для развития предпринимательства в здравоохранении. Существующая система бесплатной медицинской помощи, несмотря на значительные финансовые вливания, не обеспечивает полного удовлетворения потребностей. Рост показателей, характеризующих доходы частных медицинских учреждений, свидетельствует по повышении платёжеспособного спроса на платные медицинские услуги.

2.2 Проблемы развития предпринимательства в здравоохранении

Реализуемая реформа системы здравоохранения дала определенные положительные результаты, такие, как увеличение продолжительности жизни, повышение доступности медицинских услуг, в том числе, за счет негосударственного сектора [9, С. 40]. В то же время, реализация реформы на каждом этапе вскрывает все новые проблемы в системе здравоохранения, такие, как:

  • наличие злоупотреблений в сфере получения финансирования из фонда медицинского страхования («приписки» посещений, неточные диагнозы, излишние обследования);
  • невозможность получить бесплатную медицинскую помощь в установленные сроки из-за кадрового дефицита и административных барьеров, присущих бюджетным медицинским учреждениям;
  • невозможность контролировать качество медицинских услуг коммерческих организаций из-за большого количества и недостаточной регламентации данного процесса в нормативных актах и т.д.

Решение обозначенных проблем возможно путем развития предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. Распространению платных медицинских услуг также препятствует комплекс социально-экономических и политических факторов, таких, как:

  • общая политическая нестабильность, частые изменения законодательства, в том числе, налогового, регулирующего коммерческую деятельность;
  • большой объем затрат, необходимых для старта бизнеса в сфере оказания платных услуг из-за высокой стоимости оборудования, необходимость соблюдать санитарно-гигиенические стандарты к помещению, в котором ведется деятельность;
  • неэффективные механизмы распределения прибыли в медицинских организациях: значительная часть прибыли идет на обеспечение текущей деятельности, но не на развитие, расширение спектра услуг и материальное стимулирование специалистов;
  • недостаточно развитая инфраструктура оказания платных услуг, необходимость самостоятельно заниматься продвижением и привлечениям пациентов, затрачивая на это время и деньги;
  • неэффективные методы управления, используемые предпринимателями, большинство из которых являются в первую очередь, врачами, и не обладают достаточных знаний и навыков для ведения самостоятельной коммерческой деятельности;
  • постоянный рост цен на медицинские препараты, оборудование, материалы, а также коммунальные услуги, что увеличивает стоимость услуг и снижает уровень платежеспособность спроса на них;
  • просчеты в тарификации услуг, из-за чего частная медицинская организация может работать в убыток;
  • неоптимальное распределение рынка платных услуг: преобладание одних услуг (стоматология, диагностика) при недостатке других (оперативное вмешательство, лечение иммунных заболеваний).