Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Теоретические основы развития воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) Рассказ по картинке;

6) Свободное сочинение: сказок, рассказов.

Таким образом, в процессе систематического обучения и воспитания дошкольников через сказку, можно добиться развития все психических функций и творческих способностей ребёнка.

Для развития воображения широко используется конструкторская деятельность.

На занятиях по конструированию дети используют:

1) Готовые наборы для создания моделей;

2) Наборы деталей из различных материалов, из которых можно собирать любые предметы (деревянные, пластмассовые и т.д.);

3) Нетрадиционные технологии - оригами, рисование цветными нитками, кляксография и т.д.

Моделируя постройку чего-либо, ребёнок чувствует себя значимым человеком, он огорчается, если не получается так как хотелось, и радуется, если получается нечто красивое. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия, для того чтобы завершить начатое.

В процессе игры в конструктор:

1) Дети представляют в уме требуемый результат;

2) Углубляются представления об окружающем мире;

3) Дошкольники осмысливают свойства предметов;

4) Особенности и детали объекта, с которым работает ребенок, запоминаются;

5) Ребёнок получает первичные навыки построения моделей, и учатся их применять.

Играя с ребенком, следует помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения: умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. А это будет проявляться, если мы придадим творческий характер играм старших дошкольников, поможем им быть самостоятельными в таких деятельностях, как рисование, лепка, конструирование. Иногда воспитатели, стараясь усовершенствовать постройки и рисунки детей, прямо показывают, как надо нарисовать человечка или построить домик. Такой прямой показ приводит к тому, что ребенок усваивает готовые шаблоны и пользуется ими, а его собственная творческая активность при этом затормаживается. Поэтому лучше обратить внимание ребенка на свойства изображаемого предмета, научить его способам передачи этих свойств; слегка направить его поиск в изображении предметов, в построении композиции и выборе сюжета, а не давать ему отдельных шаблонов для подражания.

Когда дошкольник начинает творить, все его начинания следует поощрять, но постепенно становиться критичнее к его творчеству. Необходимо привить это ребенку для того, что бы он смог безболезненно мог воспринимать любую критику, видеть свои ошибки. Необходимо научить дошкольника доводить задуманное до конца, не отступать пред трудностями [15].


Именно поэтому, начиная уже со старшего дошкольного возраста, важно помогать ребенку воплощать свои замыслы, подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным. Необходимо приучать дошкольника реализовывать задуманное, и постепенно он раскроет себя. Необходимо наполнять мир ребёнка эмоциями, впечатлениями. Применять различные методы и приёмы для гармоничного развития личности.

Таким образом, методы, приёмы и средства развития воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации должны использоваться во взаимосвязи, создавая для дошкольника целостную и гармоничную среду для успешного развития.

Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию воображения у старших дошкольников

2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по развитию воображения старших дошкольников

Дадим характеристику базы исследования.

Опытно-поисковая работа проходила на базе МБ ДОУ № 53 г. Асбест. Полное наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа. Согласно действующему законодательству, образовательную деятельность могут осуществлять дошкольные образовательные организации. В учредительных документах МБ ДОУ № 53 указано – дошкольное образовательное учреждение. Поэтому, при написании опытно-поисковой работы, мы будем использовать название организации, указанное в документах.

Данное учреждение работает с 1980 года. Оно создано на базе ведомственного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 53 ОАО «УралАТИ» на основании Постановления главы города Асбеста от 01.10.2002 года № 245-ПГ. На сегодняшний день Учредителем детского сада является Управление образованием Асбестовского городского округа.


Управление дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» на основе принципов единоначалия и самоуправления.

Руководство деятельностью дошкольного образовательного учреждения, осуществляется заведующей дошкольного образовательного учреждения, которая назначается на должность, и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.

Коллегиальными органами самоуправления в дошкольном образовательном учреждения являются:

- Совет ДОУ;

- Общее собрание трудового коллектива;

- Педагогический совет.

Основным предметом деятельности дошкольного образовательного учреждения является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности.

Цель образовательного процесса: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Основными задачами детского сада являются:

1) Реализация гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

2) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

3) Оказание детям медицинской помощи, направленной на профилактику и раннее выявление отклонений состояния здоровья, экстренной неотложной медицинской помощи, использование современных методов профилактики заболеваний;

4) Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

5) Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

6) Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

7) Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

8) Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

9) Обеспечение вариативности образовательного процесса за счёт предоставления дополнительных образовательных услуг.


Основным направлением деятельности учреждения является предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Партнёрами дошкольного образовательного учреждения являются:

- Школа - необходимо для безболезненной адаптации дошкольников к новому социальному институту. Дошкольное учреждение посещает учителя начальных классов, проводят с детьми занятия и беседы. В свою очередь, ребята из подготовительных групп, приходят с экскурсиями в школу.

- Городской музей и городская библиотека - бесплатное посещение детьми выставок и экспозиций, организуемых данными учреждениями.

- Красный крест - ребята из дошкольной образовательной организации выезжают с концертами в городские больницы, дом престарелых, изготавливают поделки на различные темы, например, на день пожилого человека.

- Директора различных предприятий - на профессиональные праздники дети выезжают на предприятия с поделками и поздравлениями, в свою очередь, от предприятий, дети получают подарки.

На 2019 год общее количество групп в дошкольном образовательном учреждении – 12. Из них:

1) Группы общеразвивающей направленности для детей от 1 года до 7 лет – 10;

2) Группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи – 2.

Исследование проводилось в подготовительной группе с детьми старшего дошкольного возраста №12 «Солнышки».

Количество испытуемых: 21 ребёнок (дети в возрасте от 6 до 7 лет).

Анализ проводился по следующему плану:

1) Изучение методической литературы, соответствующей теме исследования;

2) Оценка развивающей предметно-пространственной среды;

3) Анализ плана образовательной деятельности;

4) Изучение кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения;

5) Исследование досуга детей.

Детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования, который предполагает развитие воображения и творческой активности.

Учебно-методическая литература для подготовительной группы представлена достаточно широко. Представлены УМК к Программе «От рождения до школы».

Широко представлены профессиональные журналы – «Воспитатель детского сада», «Педагог ДОУ», «Методист ДОУ».

В группе занятия проходят по рабочим тетрадям из серии «Школа семи гномов 6+». Тетради представлены в четырёх областях – «Прописи», «Математика», «Развитие речи» и «Уроки грамоты».


Имеются наглядно-дидактические пособия, например: «Играем в сказку»; Рассказы по картинкам; Мир искусства; Мир в картинках и т.д.

Таким образом, на основе анализа методической литературы, можно сделать вывод о том, что в дошкольном образовательном учреждении №53 методический кабинет укомплектован достаточно хорошо. В разделе «познавательное развитие» представлен широкий спектр материалов, но литературы, посвящённой непосредственно воображению почти нет. Если она и представлена, то это работы Маклакова и Выготского, Дьяченко, а это издания прошлого столетия. Современных трудов по этой теме очень мало. Это могут быть работы Н.Е. Верксы, А.Н.Вераксы, М.Ф. Гуторовой, Г.Г.Кравцова и Е.Е.Кравцовой и других.

В связи с модернизацией образования, важной задачей дошкольных образовательных организаций стало не только совершенствование образовательного процесса, но и обеспечение детям условий для развития собственной активности для самореализации. Этой цели призвана служить предметно-развивающая среда как часть образовательного пространства и компонент образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда не существует сама по себе. Она появляется и развивается вместе с детьми и взрослыми, которые меняют её в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная среда становится основой развития каждого ребёнка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учётом интересов, возраста, целей и задачей совместной деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1) Содержательно-насыщенной, развивающей;

2) Трансформируемой;

3) Полифункциональной;

4) Вариативной;

5) Доступной;

6) Безопасной;

7) Здоровьесберегающей;

8) Эстетически привлекательной

Таким образом, в дошкольном учреждении должны быть созданы все условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.

Проанализируем развивающую предметно-пространственную среду в группе на предмет развития воображения.

1) Уголок творчества – здесь дети в свободное время занимаются творчеством – рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Уголок оформлен предметами декоративно-прикладного творчества: посуда, расписанная под гжель и хохлому, дымковская игрушка. Всё оформление эстетичное, яркое, красивое, привлекает внимание детей и побуждает их к созданию собственных работ.