Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Основы организации и планирования в коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление обеспечивается распределение функций управления по подразделениям. При этом обеспечивается выполнение следующих условий:

  • решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;
  • все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
  • на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.

Структура управления ЗАО изменяется во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления. Между отдельными подразделениями существуют вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и главным бухгалтером.

Горизонтальные связи – это связи коопераций равноправных элементов, например связи между кассирами.

Для ЗАО «Прод-Лига» характерна чисто линейная структура управления. Она образуется в результате построения аппарата управления, только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Каждый работник в линейной структуре подчинен и подотчетен только одному руководителю. В линейной структуре разделение системы управления осуществляется по производственному признаку. В линейной структуре соблюдается принцип единоначалия, когда одно лицо сосредотачивает в своих руках руководство всеми операциями и единство – распорядительства, т.е. передача обязательных для исполнения команд, только от одного руководителя. Эта структура особенно эффективна, при небольшом потоке информации, приказов и при сравнительно небольшой численности работников.

Ген. директор

Администратор

магазина

Менеджеры

по закупкам

Менеджеры

по продажам

Главный

бухгалтер

Отдел маркетинга

Расчетный бухгалтер

Кассиры

Старший продавец

Продавец - кассир

Коммерческий комплекс «в магазине» - административный контур

Заместители по орг. вопросам и по коммерции

Секретариат, юрисконсульт, отдел кадров

Рис.2.1. Структура управления ЗАО «Прод-Лига»


Таблица 2.1

Профессионально-квалификационный состав работающих м-на на пр. Строителей [5]

Занимаемая должность

на предприятии

Численность

Образование

Профессиональный профиль

Директор

1

высшее

Инженер - энергетик

Администратор

1

высшее

Преподаватель (рус.яз)

Старший продавец

1

высшее

Преподаватель (истории)

Продавец - кассир

5

с/спец.

Юрист, авто-слесарь,

инженер - энергетик, механик, химик-технолог.

Менеджер по закупкам

1

с/спец.

Торговля

Менеджер по продажам

1

с/спец.

Торговля

Главный бухгалтер

1

высшее

Экономика

Бухгалтер

1

высшее

Экономика

Кассир

2

с/спец.

Торговля, торговля

Уборщица

1

с/спец.

Швея

Таблица 2.2

Штатное расписание м-на на пр. Строителей [5]

Занимаемая должность

на предприятии

Возраст рабочего

персонала

Заработная

плата

(руб.)

Стаж работы

на данном

предприятии, (годы)

Директор

30

15000

5

Администратор

34

9000

3

Старший продавец

24

8000

3

Продавец - кассир

22,20,22,

21,20

4000

1,2,3

Менеджер по закупкам

34

9000

2

Менеджер по продажам

34

9000

3

Главный бухгалтер

38

10000

3

Бухгалтер

25

8500

1

Кассир

25,25

4000

3,1

Уборщица

45

2000

3


Таблица 2.3

Технико-экономические показатели деятельности ЗАО за ряд лет [5]

Показатель

2016 год

2017год

2018 год

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (т.р.)

43767

48280

64805

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг(т.р.)

33609

44970

46379

Валовая прибыль(т.р.)

10148

3310

8426

Коммерческие расходы(т.р.)

5122

1870

5061

Прибыль (убыток) от продаж(т.р.)

5026

1440

3365

Прибыль (убыток) до налогообложения(т.р.)

5026

1440

3365

Текущий налог на прибыль(т.р.)

342

306

426

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (т.р.)

4684

1134

2939

Численность рабочих

315

304

269

Из этой таблицы мы видим, что данное предприятие за три рассматриваемых года в целом (не смотря на явное улучшение за 2017г, когда ЗАО отказалось сразу от 3-з убыточных магазинов по итогам «провального» 2016г.) ухудшило свои результаты.

В период с 2016 г. по 2018 г. выручка от продажи товаров увеличилась на 48,9%; себестоимость проданных товаров увеличилась на 38%; валовая прибыль сократилась на – 18,2%; коммерческие расходы уменьшились всего на 3,2%; прибыль от продаж сократилась на – 32,8%; чистая прибыль сократилась на – 35,4%.

Численность работающих в течение данного периода деятельности предприятия сократилась на 15,7% что, на фоне приводимых выше показателей также говорит о снижении общей рентабельности труда по чистой прибыли и о росте удельной (на одного работающего) доле коммерческих (административно-коммерческих de facto) расходов фирмы. [5]

Таблица 2.4

Показательные размеры торговой наценки

Вид товара

Торговая номенклатура

Торговая наценка, %

Мясо и мясные полуфабрикаты:

Мясо-говядина -вырезка

17

Фарш говяжий

15

Суповые наборы говядина/свинина

19

Мясные изделия

Колбаса Сервелат

12

Сосиски

13

Буженина (свиной окорок)

14

Молоко и молочные продукты

Молоко (Вологда)

Сметана

Кефир

Йогурты

Сыры

12

15

17

18

20


Самый относительно рентабельный вид продукции – молочные (особенно молоко и кисломолочные) так как данные быстро употребляются и имеют невысокую стоимость, что способствует ускорению оборота продаж в данном секторе.

2.2 Возможности дальнейшего развития и анализ конкурентов

2.2.1 Анализ конкурентов

Для соотнесения управленческих решений предприятия с его нынешней конкурентной позицией на локальном рынке, исследуем его ближайшую конкурентную среду, частично уже рассмотренную в п.2.1. данной работы.

Находящиеся на этом пространстве торговые предприятия, естественным образом между собой конкурирующие, объединим в следующую таблицу конкурентных позиций – таблица 2.6.

При этом, то что в данном случае мы рассмотрим в качестве показательного примера конкурентного анализа только тех конкурентов ЗАО, которые наиболее представлены в городе своими «сетевыми» возможностями и таким образом представляют собой базовых «территориальных» конкурентов работающих в том же или смежном (по уровню платежеспособного спроса) потребительском секторе совсем не означает, что менее эффективными конкурентами при определенных обстоятельствах могут быть те же «БИМАРТ» и «ЕВРОПУЛЬС». [6]

Таблица 2.6

Конкурентные позиции основных продуктовых сетей г. Костромы*

(по состоянию на середину 2012г.)

N п/п

Название

Выручка от ежемесячного оборота (оценивается с достоверностью в ± 4-7 реальных %) в условных баллах от 1,0 до 10,0 )[1]

Основные конкурентные преимущества и их оценка в баллах

(шкала от 1,0 до 5,0)

Слабые стороны и их оценка в баллах

( по шкале от -1,0 до -5,0)

Тенденции развития и их оценка у условных единицах

( по шкале от

-5,0 до 5.0)

Совокупный показатель потенциала конкурентоспособности, как ([3]+[4]+ [5]+[6])

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

1.

ЗАО «Прод-Лига»

100[2]

Оценка: (6)

Широкий ассортимент продукции (для широкого круга потребителей. Слаженный годами коллектив.

Нахождение большей части магазинов в традиционных («узнаваемых») местах. В целом сбалансированная ценовая политика.

Оценка: (4)

Нехватка крупных, современных торговых площадей. На торговых площадях м-нов ЗАО можно встретить совершенно «не профильных» арендаторов Мало представлены сопутствующие товары. Сравнительная дороговизна некоторых видов товаров. Отсутствие автопарковок

Оценка:

(-3)

Непрерывное хотя и несколько замедленное развитие ассортимента и его расширение.

Слабая работа по расширению и модернизации торговых площадей.

Оценка: (-1)

6

2.

ЗАО «Риат-маркет»,

90

(5,5)

Нахождение зачастую вблизи «раскрученных» оыисных торговых комплексов и в районе сосредоточения «беловоротничковых» фирм.

Наличие вблизи магазинов системы комплексных обедов. Современные торговые площади обеспечивают достаточно быстрое обслуживание.. Как правило наличие рядом автостоянок и мест придорожной парковки

(4)

«Элитарное» ценообразование, недостаток сопутствующих товаров. Магазины отсутствуют в «Спальных» микрорайонах и р-нах частного сектора.

(-2)

Хорошая возможность территори ального расширения и роста торговых площадей за счет сравнительно льготной аренды и нового строительства.

(2)

9,5

3.

ЗАО «Экстра»

140

(7,5)

Полностью автоматизированный режим работы в исключительно круглосуточном формате. Наличие «эксклюзивного» ассортимента. Компактное размещение в торговых центрах и использование их инфраструктуры.

(3)

Отсутствие значительной части ассортимента для мало и среднеобеспеченных слоев. Нестабильная кадровая политика руководства.

(-2)

Очень хорошая возможность территориального и ассортиментного развития за счет имеющихся торговых и вводимых площадей.

(3)

11.5

4.

Сеть «Магнит»

65

(4)

Комплекс преимуществ федеральной продуктовой сети с опорой на проверенные бренды и готовой технологией «агрессивного» развития. Ориентация на «рядового» потребителя.

(4)

Отсутствие стилистической «изюминки». Частая смена как торгового, так и обслуживающего персонала.

(-2)

Активное территориальное расширение + просматривается тенденция все большего упора на продажу сопутствующего ассортимента (текстиль и т.п.).

(1)

7


* Бальные оценки параметров в колонках 3- 6 устанавливаются экспертным путем с учетом опыта и информации менеджеров ЗАО «Прод-Лига». Кратность (шаг изменения) баллов оценки в колонках № 4-6 равна 1,0.

А теперь подведем итог в форме сводной таблицы (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Интегральные показатели сравнительной конкурентоспособности

основных конкурирующих продуктовых сетей в г. Кострома

ЗАО «Прод-Лига»

«Риат-маркет»,

«Экстра»

«Магнит

6

9,5

11,5

7

Как видим, данные этого экспресс-анализа конкурентных позиций ЗАО «Прод-Лига» показывают, как видим, достаточно неблагоприятную для фирмы картину, как с точки зрения текущего состояния, так и с точки зрения перспектив развития бизнеса. ЗАО как видим, имеет совокупный рейтинг в шесть баллов из 19 возможных (уровень порядка 30%), и даже совсем недавно вышедшая на региональный рынок Сеть «Магнит уже имеет более высокий совокупный рейтинг конкурентоспособности.

При этом одним из важнейших инструментов успешной конкуренции на данном рынке является ценовая конкуренция. И а данном бизнес-плане также обозначены достаточно эффективные предложения в области ценообразования и ценовой политики фирмы.

2.2.2 Необходимые решения в сфере организация бизнес-процессов

I. Базовые рекомендации по системе коммерции

  1. Закупки:

А) работа с поставщиками ( с существующими):

«Планирование ликвидности» при планировании закупок. Закупки при этом осуществляются с учетом прогнозируемой динамики ликвидности ассортимента, в свою очередь, учитывающее информацию о состоянии конъюнктуры рынка и тенденций в отрасли, и возможностей стимулирующего влияния ProMotion на уровне фирмы.

Б) ведение базы данных (БД)

В базе данных должна отражаться обратная связь с клиентами, т.е. фиксироваться их пожелания и потенциал их запросов (табл.2.8).

Таблица 2.8.

Предлагаемый формат БД поставщиков

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

Предприятие и его контактные реквизиты

Данные о руководителях

Ассортимент закупок

Цифры закупок по месяцам и кварталам с результирующей за год

Пожелания поставщика по организации взаимодействия ( закупок)

Выраженная в количественной форме, перспектива роста /сокращения/ закупок на ближайший отчетный период