Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Основы организации и планирования в коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Основы организации и планирования в коммерческой деятельности
1.1 Содержание коммерческой деятельности
1.2 Основные цели и организация коммерческой деятельности
1.3 Формирование коммерческих решений
2.1 Характеристика торгового предприятия
2.2 Возможности дальнейшего развития и анализ конкурентов
2.2.2 Необходимые решения в сфере организация бизнес-процессов
2.2.3 Обоснование рентабельности создания нового продуктового магазина круглосуточной торговли
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление обеспечивается распределение функций управления по подразделениям. При этом обеспечивается выполнение следующих условий:
- решение одних и также вопросов не должно находится в ведение разных подразделений;
- все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.
Структура управления ЗАО изменяется во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления. Между отдельными подразделениями существуют вертикальные и горизонтальные связи.
Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и главным бухгалтером.
Горизонтальные связи – это связи коопераций равноправных элементов, например связи между кассирами.
Для ЗАО «Прод-Лига» характерна чисто линейная структура управления. Она образуется в результате построения аппарата управления, только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Каждый работник в линейной структуре подчинен и подотчетен только одному руководителю. В линейной структуре разделение системы управления осуществляется по производственному признаку. В линейной структуре соблюдается принцип единоначалия, когда одно лицо сосредотачивает в своих руках руководство всеми операциями и единство – распорядительства, т.е. передача обязательных для исполнения команд, только от одного руководителя. Эта структура особенно эффективна, при небольшом потоке информации, приказов и при сравнительно небольшой численности работников.
Ген. директор
Администратор
магазина
Менеджеры
по закупкам
Менеджеры
по продажам
Главный
бухгалтер
Отдел маркетинга
Расчетный бухгалтер
Кассиры
Старший продавец
Продавец - кассир
Коммерческий комплекс «в магазине» - административный контур
Заместители по орг. вопросам и по коммерции
Секретариат, юрисконсульт, отдел кадров
Рис.2.1. Структура управления ЗАО «Прод-Лига»
Таблица 2.1
Профессионально-квалификационный состав работающих м-на на пр. Строителей [5]
Занимаемая должность на предприятии |
Численность |
Образование |
Профессиональный профиль |
Директор |
1 |
высшее |
Инженер - энергетик |
Администратор |
1 |
высшее |
Преподаватель (рус.яз) |
Старший продавец |
1 |
высшее |
Преподаватель (истории) |
Продавец - кассир |
5 |
с/спец. |
Юрист, авто-слесарь, инженер - энергетик, механик, химик-технолог. |
Менеджер по закупкам |
1 |
с/спец. |
Торговля |
Менеджер по продажам |
1 |
с/спец. |
Торговля |
Главный бухгалтер |
1 |
высшее |
Экономика |
Бухгалтер |
1 |
высшее |
Экономика |
Кассир |
2 |
с/спец. |
Торговля, торговля |
Уборщица |
1 |
с/спец. |
Швея |
Таблица 2.2
Штатное расписание м-на на пр. Строителей [5]
Занимаемая должность на предприятии |
Возраст рабочего персонала |
Заработная плата (руб.) |
Стаж работы на данном предприятии, (годы) |
Директор |
30 |
15000 |
5 |
Администратор |
34 |
9000 |
3 |
Старший продавец |
24 |
8000 |
3 |
Продавец - кассир |
22,20,22, 21,20 |
4000 |
1,2,3 |
Менеджер по закупкам |
34 |
9000 |
2 |
Менеджер по продажам |
34 |
9000 |
3 |
Главный бухгалтер |
38 |
10000 |
3 |
Бухгалтер |
25 |
8500 |
1 |
Кассир |
25,25 |
4000 |
3,1 |
Уборщица |
45 |
2000 |
3 |
Таблица 2.3
Технико-экономические показатели деятельности ЗАО за ряд лет [5]
Показатель |
2016 год |
2017год |
2018 год |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (т.р.) |
43767 |
48280 |
64805 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг(т.р.) |
33609 |
44970 |
46379 |
Валовая прибыль(т.р.) |
10148 |
3310 |
8426 |
Коммерческие расходы(т.р.) |
5122 |
1870 |
5061 |
Прибыль (убыток) от продаж(т.р.) |
5026 |
1440 |
3365 |
Прибыль (убыток) до налогообложения(т.р.) |
5026 |
1440 |
3365 |
Текущий налог на прибыль(т.р.) |
342 |
306 |
426 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (т.р.) |
4684 |
1134 |
2939 |
Численность рабочих |
315 |
304 |
269 |
Из этой таблицы мы видим, что данное предприятие за три рассматриваемых года в целом (не смотря на явное улучшение за 2017г, когда ЗАО отказалось сразу от 3-з убыточных магазинов по итогам «провального» 2016г.) ухудшило свои результаты.
В период с 2016 г. по 2018 г. выручка от продажи товаров увеличилась на 48,9%; себестоимость проданных товаров увеличилась на 38%; валовая прибыль сократилась на – 18,2%; коммерческие расходы уменьшились всего на 3,2%; прибыль от продаж сократилась на – 32,8%; чистая прибыль сократилась на – 35,4%.
Численность работающих в течение данного периода деятельности предприятия сократилась на 15,7% что, на фоне приводимых выше показателей также говорит о снижении общей рентабельности труда по чистой прибыли и о росте удельной (на одного работающего) доле коммерческих (административно-коммерческих de facto) расходов фирмы. [5]
Таблица 2.4
Показательные размеры торговой наценки
Вид товара |
Торговая номенклатура |
Торговая наценка, % |
Мясо и мясные полуфабрикаты: |
Мясо-говядина -вырезка |
17 |
Фарш говяжий |
15 |
|
Суповые наборы говядина/свинина |
19 |
|
Мясные изделия |
Колбаса Сервелат |
12 |
Сосиски |
13 |
|
Буженина (свиной окорок) |
14 |
|
Молоко и молочные продукты |
Молоко (Вологда) Сметана Кефир Йогурты Сыры |
12 15 17 18 20 |
Самый относительно рентабельный вид продукции – молочные (особенно молоко и кисломолочные) так как данные быстро употребляются и имеют невысокую стоимость, что способствует ускорению оборота продаж в данном секторе.
2.2 Возможности дальнейшего развития и анализ конкурентов
2.2.1 Анализ конкурентов
Для соотнесения управленческих решений предприятия с его нынешней конкурентной позицией на локальном рынке, исследуем его ближайшую конкурентную среду, частично уже рассмотренную в п.2.1. данной работы.
Находящиеся на этом пространстве торговые предприятия, естественным образом между собой конкурирующие, объединим в следующую таблицу конкурентных позиций – таблица 2.6.
При этом, то что в данном случае мы рассмотрим в качестве показательного примера конкурентного анализа только тех конкурентов ЗАО, которые наиболее представлены в городе своими «сетевыми» возможностями и таким образом представляют собой базовых «территориальных» конкурентов работающих в том же или смежном (по уровню платежеспособного спроса) потребительском секторе совсем не означает, что менее эффективными конкурентами при определенных обстоятельствах могут быть те же «БИМАРТ» и «ЕВРОПУЛЬС». [6]
Таблица 2.6
Конкурентные позиции основных продуктовых сетей г. Костромы*
(по состоянию на середину 2012г.)
N п/п |
Название |
Выручка от ежемесячного оборота (оценивается с достоверностью в ± 4-7 реальных %) в условных баллах от 1,0 до 10,0 )[1] |
Основные конкурентные преимущества и их оценка в баллах (шкала от 1,0 до 5,0) |
Слабые стороны и их оценка в баллах ( по шкале от -1,0 до -5,0) |
Тенденции развития и их оценка у условных единицах ( по шкале от -5,0 до 5.0) |
Совокупный показатель потенциала конкурентоспособности, как ([3]+[4]+ [5]+[6]) |
[1] |
[2] |
[3] |
[4] |
[5] |
[6] |
[7] |
1. |
ЗАО «Прод-Лига» |
100[2] Оценка: (6) |
Широкий ассортимент продукции (для широкого круга потребителей. Слаженный годами коллектив. Нахождение большей части магазинов в традиционных («узнаваемых») местах. В целом сбалансированная ценовая политика. Оценка: (4) |
Нехватка крупных, современных торговых площадей. На торговых площадях м-нов ЗАО можно встретить совершенно «не профильных» арендаторов Мало представлены сопутствующие товары. Сравнительная дороговизна некоторых видов товаров. Отсутствие автопарковок Оценка: (-3) |
Непрерывное хотя и несколько замедленное развитие ассортимента и его расширение. Слабая работа по расширению и модернизации торговых площадей. Оценка: (-1) |
6 |
2. |
ЗАО «Риат-маркет», |
90 (5,5) |
Нахождение зачастую вблизи «раскрученных» оыисных торговых комплексов и в районе сосредоточения «беловоротничковых» фирм. Наличие вблизи магазинов системы комплексных обедов. Современные торговые площади обеспечивают достаточно быстрое обслуживание.. Как правило наличие рядом автостоянок и мест придорожной парковки (4) |
«Элитарное» ценообразование, недостаток сопутствующих товаров. Магазины отсутствуют в «Спальных» микрорайонах и р-нах частного сектора. (-2) |
Хорошая возможность территори ального расширения и роста торговых площадей за счет сравнительно льготной аренды и нового строительства. (2) |
9,5 |
3. |
ЗАО «Экстра» |
140 (7,5) |
Полностью автоматизированный режим работы в исключительно круглосуточном формате. Наличие «эксклюзивного» ассортимента. Компактное размещение в торговых центрах и использование их инфраструктуры. (3) |
Отсутствие значительной части ассортимента для мало и среднеобеспеченных слоев. Нестабильная кадровая политика руководства. (-2) |
Очень хорошая возможность территориального и ассортиментного развития за счет имеющихся торговых и вводимых площадей. (3) |
11.5 |
4. |
Сеть «Магнит» |
65 (4) |
Комплекс преимуществ федеральной продуктовой сети с опорой на проверенные бренды и готовой технологией «агрессивного» развития. Ориентация на «рядового» потребителя. (4) |
Отсутствие стилистической «изюминки». Частая смена как торгового, так и обслуживающего персонала. (-2) |
Активное территориальное расширение + просматривается тенденция все большего упора на продажу сопутствующего ассортимента (текстиль и т.п.). (1) |
7 |
* Бальные оценки параметров в колонках 3- 6 устанавливаются экспертным путем с учетом опыта и информации менеджеров ЗАО «Прод-Лига». Кратность (шаг изменения) баллов оценки в колонках № 4-6 равна 1,0.
А теперь подведем итог в форме сводной таблицы (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Интегральные показатели сравнительной конкурентоспособности
основных конкурирующих продуктовых сетей в г. Кострома
ЗАО «Прод-Лига» |
«Риат-маркет», |
«Экстра» |
«Магнит |
6 |
9,5 |
11,5 |
7 |
Как видим, данные этого экспресс-анализа конкурентных позиций ЗАО «Прод-Лига» показывают, как видим, достаточно неблагоприятную для фирмы картину, как с точки зрения текущего состояния, так и с точки зрения перспектив развития бизнеса. ЗАО как видим, имеет совокупный рейтинг в шесть баллов из 19 возможных (уровень порядка 30%), и даже совсем недавно вышедшая на региональный рынок Сеть «Магнит уже имеет более высокий совокупный рейтинг конкурентоспособности.
При этом одним из важнейших инструментов успешной конкуренции на данном рынке является ценовая конкуренция. И а данном бизнес-плане также обозначены достаточно эффективные предложения в области ценообразования и ценовой политики фирмы.
2.2.2 Необходимые решения в сфере организация бизнес-процессов
I. Базовые рекомендации по системе коммерции
- Закупки:
А) работа с поставщиками ( с существующими):
«Планирование ликвидности» при планировании закупок. Закупки при этом осуществляются с учетом прогнозируемой динамики ликвидности ассортимента, в свою очередь, учитывающее информацию о состоянии конъюнктуры рынка и тенденций в отрасли, и возможностей стимулирующего влияния ProMotion на уровне фирмы.
Б) ведение базы данных (БД)
В базе данных должна отражаться обратная связь с клиентами, т.е. фиксироваться их пожелания и потенциал их запросов (табл.2.8).
Таблица 2.8.
Предлагаемый формат БД поставщиков
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
(6) |
Предприятие и его контактные реквизиты |
Данные о руководителях |
Ассортимент закупок |
Цифры закупок по месяцам и кварталам с результирующей за год |
Пожелания поставщика по организации взаимодействия ( закупок) |
Выраженная в количественной форме, перспектива роста /сокращения/ закупок на ближайший отчетный период |