Файл: Процедуры несостоятельности (Становление и развитие института несостоятельности (банкротства) в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя не отметить порядок оспаривание сделок должника, что также является важным для конкурсных кредиторов. Данная процедура защищает права добросовестных кредиторов от тех лиц, которые действую неправомерно в соответствии с Законом о банкротстве.

В основу данного института было положено две теории опровержения сделок: субъективная и объективная[43].

Субъективная теория подразумевает следующее: сделки признаются недействительными, если будет доказано, что должник имел свой целью причинить вред кредиторам. Предоставить суду доказательственную базу в данном случае очень сложно, а значит и возможность удовлетворения своих требований кредиторам невелика. В основу объективной теории легли объективные признаки - период времени заключения сделки («период подозрения»), возмездность, стоимость переданного имущества и т.п. В данном случае доказать недействительность сделки намного проще, что значительно повышает шансы кредиторов удовлетворить свои требования[44].

Нормам, которые регулируют оспаривание сделок должника посвящена отдельная глава Закона о банкротстве, что еще раз показывает важность данного института при проведении процедур банкротства[45].

Следует также отметить, что отличительной особенностью правового статуса конкурсных кредиторов (уполномоченных органов) от кредиторов в деле о банкротстве является наличие правомочия инициировать конкурсный процесс (возбудить дело о банкротстве).

Предусматривая заявительный порядок реализации данного права, Закон о банкротстве также предусматривает ряд материальных и процессуальных оснований, должных предшествовать подаче заявления о признании должника банкротом, которые были рассмотрены мной в первой главе настоящей выпускной квалификационной работы.

Признание требований кредиторов обоснованными влечет за собой введение процедур банкротства и, как следствие этого, возникновение материально-правовых конкурсных правоотношений. На основании этого, требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве. Это значит, что данные лица вправе осуществлять защиту своих прав и законных интересов только в рамках конкурсного процесса. В связи с этим большое практическое значение имеет порядок признания кредиторов должника субъектами конкурсного права. Такая процедура начинается с подачи кредитором заявления о включении в реестр требований кредиторов в суд. Если после рассмотрения обоснованности указанного заявления суд приходи к решению о включению данного кредитора в реестр требований должника, то арбитражным управляющим на основании данного решения кредитор будет включен в реестр. С момента признания судом заявленных требований обоснованными конкурсные кредиторы приобретают процессуальные права и обязанности.


Законодатель различает процесс установления требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Это связано с особенностью процедуры наблюдения. При установлении требований кредиторов в рамках процедуры наблюдения реестр требований кредиторов начинает только формироваться, а при остальных процедурах в сформированный реестр требований вносятся новые требования кредиторов[46].

Вместе с тем, все требования кредиторов подлежат арбитражным управляющим включению в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда, которое вступает в законную силу немедленно. Данное правило обязательно для кредиторов III очереди.

Рассматривая заявление о включении требований конкурсных кредиторов в реестр, следует учитывать, что суд не разрешает спор по существу, а лишь допускает либо не допускает кредитора к разделу конкурсной массы[47].

Рассматривая правовой статус конкурсных кредиторов, можно сделать вывод о том, что Закон о банкротстве, АПК и другие нормативно правовые акты предоставляют конкурсным кредиторам значительные правовые возможности, что позволяет им активно участвовать в процедурах банкротства, влиять на ход их развития.

2.3 Особенности правового положения конкурсных кредиторов в процедурах банкротства

Конкурсный процесс составляют процедуры банкротства. Выбор той или иной процедуры банкротства, именуемый процессуальным плюрализмом, важен для кредиторов, должника и других участников конкурсных отношений, так как они предусматривают различные правовые режимы реализации субъективных прав и различную степень ограничения этих прав.

Первой рассмотренной мной процедурой будет являться процедура наблюдения. Данная процедура вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя или его определением с даты принятия заявления должника к производству. Зачастую процедура наблюдения называют системой «единого входа» в процедуру банкротства.

В научной литературе есть различные мнения по поводу эффективности института наблюдения. Положительным моментом является то, что окончательное решение о наиболее подходящей процедуре принимается более демократическим образом и на основе большого объема информации, собранной в рамках процедуры наблюдения, благодаря проведенному анализу финансового состояния должника и установлению размеров требований кредиторов для целей голосования на первом собрании кредиторов.


Сущность процедуры наблюдения заключается в возможности проведения восстановительных процедур. Главная цель данного института – проведение анализа финансового состояния должника с целью определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника[48].

Анализ российского и зарубежного опыта позволяет выделить три сложившиеся системы, которые по-разному решают проблему входа в процедуры банкротства.

Первая система, уже рассмотренная мною система «единого входа», которая существует в России и Франции. Другая система предусматривает начало дела о несостоятельности процедурой конкурсного производства с возможностью последующего выхода к реабилитационным процедурам (Германия, Беларусь). Наконец, третья система основывается на введении либо ликвидационной процедуры, либо реабилитационной сразу после возбуждения производства (США, подобной системы также придерживался Закон о банкротстве 1992 г.)[49].

Как представляется, система «единого входа» малоэффективно защищает права и законные интересы конкурсных кредиторов. Среди явных минусов процедуры наблюдения нужно отметить: 1. Дополнительные издержки на проведение процедуры; 2. Сохранение полномочий руководителей, которые привели предприятие к банкротству, что снижает качество, эффективность и целесообразность работы арбитражного управляющего. Внешний управляющий в полной мере не контролирует дела предприятия.

Е. Ращевский, проводя исследование процедуры наблюдения, отмечает, что эффективность данной процедуры как периода, когда должно быть принято верное и взвешенное решение о дальнейшей судьбе должника, явно недостаточна в связи с непредсказуемостью развития процедур банкротства, следующих за процедурой наблюдения[50].

В связи с этим представляется целесообразным, с целью улучшения положения конкурсных кредиторов и повышения эффективности самой процедуры наблюдения, отказаться от дуализма в управлении имуществом должника и полностью передать данные функции временному управляющему. Однако, это все равно не позволит решить оставшиеся проблемы.

Вместе с тем, следует отметить, что оснований для отстранения руководителя организации может и не быть, остается такая возможность при которой должник не будет признан банкротом.

Таким образом, полагаю, что с целью устранения вышеуказанных недостатков процедуры наблюдения, а также с целью совершенствования законодательства о банкротстве было бы правильным в будущем отказаться от института наблюдения.


В таком случае нужно отказаться от системы «единого входа» и сменить ее на систему, основывающейся на входе в процедуры несостоятельности конкурсным производством с возможностью последующего выхода к восстановительным процедурам.

Для того, чтобы не лишать должника возможности перехода к восстановительным процедурам нужно дополнить обязанности конкурсного управляющего проведением финансового анализа должника в определенные сроки, а также обязанностью проведения первого собрания кредиторов, в компетенцию которого входило бы решение вопроса о продолжении процедуры конкурсного производства или о переходе к восстановительным процедурам. Дополнив такими обязанностями конкурсного управляющего позволит добиться в конкурсном производстве и цели, предусмотренной в настоящий момент для процедуры наблюдения – проведения финансового анализа состояния должника с целью определения возможности и не возможности восстановления платежеспособности должника.

Следующим рассмотренным мной аспектом будет являться положение конкурсных кредиторов при проведении восстановительных процедур.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления являются реабилитационными процедурами банкротства. Они направлены на восстановления платежеспособности должника.

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Обязательным условием ведением процедуры финансового оздоровления является наличие плана финансового оздоровления (этот документ определяет источники средств, за счет которых должник должен развиваться) и графика погашения задолженности (этот документ определяет порядок удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов).

Момент введения процедуры финансового оздоровления означает наступление для конкурсных кредиторов некоторых последствий. С указанного момента требования конкурсных кредиторов, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением порядка, предусмотренного Законом о банкротстве. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов. С даты введения финансового оздоровления не начисляются неустойки и иные финансовые санкции.


Помимо указанных материально-правовых последствий, с введением процедуры финансового оздоровления у конкурсных кредиторов возникает возможность осуществления контроля над управлением должника посредством права давать согласие должнику на совершение сделок и принятие решений, предусмотренных п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве. Данное право конкурсные кредиторы осуществляют в рамках собрания кредиторов.

При вводе процедуры финансового оздоровления происходит реструктуризация задолженности должника перед кредиторами, т.е. устанавливаются новые сроки погашения долгов, на основании графика погашения задолженности.

Таким образом, в рамках процедуры финансового оздоровления правовой статус конкурсных кредиторов предопределяется тем, что они фактически предоставляют должнику кредит в форме отсрочки или рассрочки платежа, а главное значение для них приобретает график погашения задолженности[51].

Следует отметить, что согласно статистике каждый год удается восстановить платежеспособность всего 5-7 предприятий, что показывает неэффективность процедуры финансового оздоровления. В связи с этим высказываются мнения о том, чтобы упразднить этот институт в системе конкурсного права.

Внешнее управление также является восстановительной процедурой банкротства. Оно направлено на восстановление платежеспособности должника. Однако, несмотря на тождественность целей указанных процедур, внешнее управление обладает рядом специфических признаков: 1. Меры по восстановлению платежеспособности должника реализуются внешний управляющий; 2. Внешнее управление осуществляется под контролем суда и кредиторов; 3. Имеет активный характер, т.е. предполагает использование активных экономических и гражданско-правовых мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника.

В ст. 2 Закона о банкротстве дается легальная дефиниция процедуры внешнего управления. Согласно указанной статье под внешним управлением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Правовое положение конкурсных кредиторов во внешнем управлении характеризуется возможностью полного удовлетворения своих требований.

Во время проведения процедуры внешнего управления конкурсные кредиторы обеспечены необходимыми правовыми средствами, которые обеспечивают их правовой статус.

К таким средствам прежде всего можно отнести право кредиторов на выбор процедуры внешнего управления. Данное право осуществляется ими в коллективной форме, т.е. в рамках собрания кредиторов.