Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Характеристика Международного валютного фонда на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Снижение цен на нефть было вызвано увели­чением производства в государствах - членах

Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и значительным замедлением роста мирового спроса на нефть, особенно в Европе и Азиатско-Тихоокеан­ском регионе [3, с. 56].

Влияние цен на нефть на различные страны - члены МВФ имело общие последствия для работы МВФ. Надзорная работа, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, адаптировалась к стре­мительно меняющейся обстановке. В соответствии со Статьей IV на консультациях по вопросам, относя­щимся к изменениям цен на нефть, этому уделялось большое внимание.

Исполнительный совет МВФ активно принимал участие в рассмотрении отчетов и докладов, в кото­рых анализировалось воздействие падения цен на нефть. Экономический советник МВФ Оливье Блан- шар, один из руководителей группы по биржевым товарам Исследовательского департамента МВФ, поместил в блоге МВФ статью «Семь вопросов о спаде цен на нефть за последний период», в которой анализировались механизмы рынка нефти, послед­ствия для различных групп стран, а также действия, которые директивные органы могут предпринять для преодоления последствий для экономики своих стран. Она заинтересовала больше читателей, чем какой-либо другой материал, который размещался в блоге в течение года [5].

Пандемия лихорадки Эбола в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне была второй проблемой, с которой столкнулся МВФ в 2015 году. Распространение ли­хорадки привело к заражению более 26 тысяч че­ловек и гибели более 10,5 тысячи человек. Поэтому МВФ быстро принял необходимые меры для прави­тельств трех государств в ответ на кризис и возвра­та экономик к росту. Фонд выделил свыше 400 млн долл. США для покрытия многочисленных новых нужд в финансировании.

МВФ незамедлительно предоставил помощь в размере 309 млн долл. США по нулевым процент­ным ставкам этим трем странам, пострадавшим от Эболы для преодоления кризиса. Также Гвинее, Ли­берии и Сьерра-Леоне в 2015 году было выделено 95 млн долл. США в виде грантов на облегчение бре­мени задолженности, чтобы уменьшить давление на их платежные балансы [6].

На протяжении пандемии МВФ продолжал взаи­модействовать с официальными органами каждой страны, и, когда кризис начал сокращаться, пере­говоры переключились на более длительную пер­спективу быстрого восстановления экономического роста [4, с. 60].

Третьей проблемой МВФ была проблема поддерж­ки Украины, преодолевающей трудные экономиче­ские и финансовые условия. Поддержка началась с того, что Исполнительный совет МВФ утвердил 11 марта 2015 года договоренность с Украиной на четыре года на сумму 17,5 млрд долл. с незамедли­тельным выделением 5 млрд долл. США [6].


МВФ поставил непростые цели: вывести экономи­ку из кризиса, восстановить внешнеэкономическую устойчивость, поддержать экономический рост за счет проведения структурных реформ, а также защи­тить уязвимых граждан страны.

Украина не раз участвовала в нескольких програм­мах, поддерживаемых МВФ, после получения незави­симости в 1991 году, но ни одна не достигла цели про­ведения реформ. Закончилась неудачей и программа 2010 года, после чего макроэкономические проблемы Украины усилились. Зарплаты и издержки произ­водства повышались, тогда как производительность оставалась неизменной. В конечном итоге конкурен­тоспособность снизилась настолько, что экономика перестала расти, а экспорт не увеличивался [5].

Новое правительство, которое пришло к власти в феврале 2014 года, начало программу обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности. Но после вооруженного конфликта на востоке стра­ны ситуация снова ухудшилась. ВВП сократился на 14,8%, потребности в дополнительном финансиро­вании сильно увеличились. Валютный рынок был де­стабилизирован, а банки стали испытывать стресс.

В ответ на это правительство приняло комплекс­ную программу, поддержанную новым финансирова­нием от МВФ. Первой мерой этой программы была стабилизации финансов Украины. Она обеспечи­вала потребности Украины во внешнем финанси­ровании, которые составляют около 40 млрд долл. США в 2015-2018 годы, наряду с иной междуна­родной помощью и операцией по реструктуризации задолженности.

Кроме того, снижение дефицитов могло приве­сти к сокращению потребностей в финансировании государственного долга. Это включает повышение энергетических тарифов для ограничения скрытого бюджетного дефицита государственной газовой мо­нополии. В целях защиты наиболее уязвимых слоев населения общие расходы на программы социаль­ной помощи были до 4,1% ВВП в 2015 году [6].

Следующим этапом являлось оживление роста путем восстановления конкурентоспособности, на­чиная с введения гибкого обменного курса. Помимо этого начато восстановление банковской системы за счет рекапитализации ликвидности с тем, чтобы воз­обновился рост кредита.

Не менее важна необходимость принятия реши­тельных мер для устранения структурных препят­ствий для устойчивого роста, который может повы­сить уровень жизни до уровня соседних с Украиной стран, в том числе реформа системы налогового администрирования, прозрачность, улучшение управления государственными финансами и рефор­мы государственных предприятий. Также борьба с коррупцией велась с помощью укрепления законо­дательства, мер по повышению эффективности су­дебных органов и действий по ограничению влияния заинтересованных групп в Украине, которые могли привести к искажениям в экономике [5].


Официальные органы Украины предприняли эф­фективные действия для решения укоренившихся проблем и разрыва с прошлыми непозволительными мерами в политике. МВФ и международное сообще­ство поддерживают проведение Украиной програм­мы реформ.

Таким образом, на сегодняшний день в период не­стабильного развития мировой экономики необходи­мо сотрудничать государствам с МВФ в целях прито­ка финансовых ресурсов в страны с разным уровнем доходов, решения проблем внешней задолженности этих стран, предотвращения возрастания задолжен­ности до недопустимого уровня, а также содействию возвращению вывезенного капитала.

Заключение

Исходя из материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Международный валютный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы. [3]

Штаб-квартира МВФ располагается в Вашингтоне, округ Колумбия. МВФ также имеет свои представительства в более чем 80 странах по всему миру, что показывает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год Фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.

Официальные цели МВФ заключаются в следующем:

  • способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;
  • способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
  • содействовать стабильности валют;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;
  • предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса [5, с. 77].

Вся деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономики. Это достигается за счет выполнения следующих основных функций.

- Оказание финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса. Для этого необходимо предоставить МВФ программу реформ, в которой будут показаны намерения правительства по преодолению существующих сложностей.


- Надзорная функция. У МВФ есть право наблюдения за политикой стран-членов по установлению валютных курсов и соответствующей макроэкономической политики. Каждая страна предоставляет МВФ информацию, по его запросу, которая необходима для осуществления надзора за ее экономической политикой.

- Осуществления консультирования и сотрудничества. Техническая помощь. В центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, которые запросили помощь, направляются миссии. Также возможна экспертиза готовящихся законодательных документов.

МВФ является ярким представителем МФО и применяет различные типы кредитования:

-резервная доля - выделение части средств при превышении величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной ва­люты данной страны.

-кредитные доли - следующий этап кредитования, в случае полного рас­ходования средств из «резервной доли».

-договоренности о резервных кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пре­делах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при со­блюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать ино­странную валюту от МВФ в обмен на национальную.

-механизм расширенного кредитования - предоставление кредитов на длительные сроки и в больших размерах. Применяются при серьезном наруше­нии платежного баланса и в различных кризисных ситуациях.

Список использованных источников

  1. Алескеров Ф.Т., Калягин В.А., Погорельский К.Б. Модель динамики изменения влияния участников МВФ: мультианентный подход // Современные проблемы в области экономики, менеджмента, социологии, бизнес-информатики и юриспруденции. Материалы 5-й научно-практической конференции студентов и преподавателей. - Нижний Новгород: Высшая школа экономики, 2014. - С. 293-297
  2. Будс Р.Б. Бреттон Вудская конференция ООН в 1944 г. (К истории создания Герчикова И. Международные экономические организации. - М., 2014. - 234 с.
  3. Герчикова И.Г. Международные экономические организации – 2011.- 281с.
  4. Долгов С.И., Фрумкин А.Б. О проектах реформирования международной финансовой системы.// Деньги и кредит. 2013.- № 6.-С. 11-24
  5. Куликов, Чайникова, Бабенко, Современная бюджетная система России. М.: ТГТУ. 2007. – 204с.
  6. Международное право: учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко,О.И. Тиунов. - М.:БЕК, 2013. - 117 с.
  7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./ под ред. Красавиной Л.Н. 2015.- 576с.
  8. Мировая экономика и международный бизнес / под ред. Полякова, Щенина.- М.: Экономика, 2015.- 688с.
  9. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: учеб. пос. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2015. - 576 с.
  10. Официальный сайт МВФ: http://www.imf.org.
  11. Политика МВФ в отношении России. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Шестаков С.А. - М., 2000. - 184 c.
  12. Саркисянц А.Г. МВФ и Россия в меняющемся мире. // Независимая газета. – 2013.- № 2.-С. 10-18
  13. Сердинов Э.М. Архитектура международной финансовой системы. // Банковское дело, № 12.- 2009-. С. 24-31
  14. Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -663с.
  15. Хрущев С.А. Россия и МВФ: правовые проблемы взаимодействия // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2014.- № 4. - С. 75-82
  16. Шугуров М.В. Реформирование Всемирного банка и МВФ в XXI веке: основные направления и приоритеты // Международная финансовая система: вызовы XXI века: монография. - М.: Буки Веди, 2013. -С. 30-53