Файл: Учет поступления основных средств(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Экономическая сущность основных средств
1.2 Классификация и оценка основных средств
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТИРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ основных средств ООО «Беркат»
2.3 Учет поступления основных средств
Таблица 2.5 Финансовое состояние ООО «Беркат»
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп роста показателей 2017 г. по отношению к 2015 г., % |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
34271 |
29008 |
44427 |
129,6 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
25263 |
18860 |
32694 |
129,4 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
9008 |
10148 |
11733 |
130,3 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
11722 |
6096 |
14583 |
124,4 |
Уровень рентабельности, % |
46,4 |
32,3 |
44,6 |
96,1 |
Окупаемость затрат, % |
135,7 |
153,8 |
135,9 |
100,1 |
По данным таблицы 2.5, можно сделать вывод, что в ООО «Беркат» выручка от реализации в течение трех лет увеличилась на 29,6 %. Чистая прибыль увеличилась на 24,4 %, что говорит о среднем финансовом состоянии кооператива. Уровень рентабельности уменьшился на 3,9 %, а уровень окупаемости затрат увеличился на 0,1 %, что свидетельствует о положительной тенденции.
2.3 Учет поступления основных средств
Бухгалтерия ООО «Беркат» является самостоятельным структурным подразделением компании и подчиняется непосредственно руководителю. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом руководителем ООО «Беркат».
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Учетная политика ООО «Беркат» является внутренним документом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учета и формируется его главным бухгалтером на основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н), ФЗ «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 года № 129-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налоговым кодеком РФ и утверждается руководителем. Этот документ служит для внутреннего пользования и является связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним законодательством.
Учетная политика предприятия включает в себя: организационные аспекты, раскрывающие общие принципы; учетного процесса на предприятии; методические аспекты, раскрывающие избранные методы ведения учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности; детальный рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
Ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер предприятия. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением. Бухгалтерский учет предприятия ведется с использованием рабочего Плана счетов, который разработан на основании «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации», утвержденного приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000г. № 94-н
Бухгалтерский учет в ООО «Беркат» ведется по журнально-ордерной форме учета. Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливания за каждый отчетный период. Итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая используется для обобщения данных журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В ней показываются вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Главная книга открывается на год, на ее основании и части других регистров заполняется баланс и другие формы отчетности.
Основанием для записей в реестрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственных операций, а также бухгалтерские справки и расчеты. Построение бухгалтерского учета, последовательность записей хозяйственных операций в первичных документах, взаимосвязь первичных документов и учетных регистров, применение компьютерной техники обеспечивают взаимный контроль бухгалтерских записей и доступность учетной информации.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации или отраслевых инструктивных нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Для оформления хозяйственных операции, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, применяются формы, утвержденные приказом руководителя.
Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками. Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с ними и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер.
При учете основных средств их движение оформляется при помощи стандартных документов, формы которых утверждены Госкомстатом РФ:
1. Форма № ОС-1 «Акт (накладная) приемки – передачи (внутреннего перемещения) основных средств».
Форма применяется при зачислении в состав основных средств отдельных объектов для учета ввода их в эксплуатацию, кроме тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с существующим законодательством оформляться в особом порядке; а так же для исключения из состава основных средств объектов, передаваемых другому предприятию. Эта форма также применяется для оформления внутреннего перемещения основных средств их одного подразделения (цеха, участка, отдела) предприятия в другое и передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.
2. Форма № ОС – 2«Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов». Применяется для оформления приемки основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. После передачи утвержденного акта в бухгалтерию делается соответствующая пометка в инвентарной карточке учета основных средств.
3. Форма № ОС-3 «Акт на списание основных средств». Эта форма служит для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспорта) при полной или частичной их ликвидации.
4. Форма № ОС-4 «Акт на списание автотранспортных средств». Этим документом оформляют списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа при их ликвидации.
5.Форма № ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств». Применяется для учета всех видов основных средств. Карточки ведут в бухгалтерии на каждый объект; заполняют в одном экземпляре на основании акта (накладной) (форма № ОС-1), технической или другой документации на данный объект. По данным акта формы № ОС-2 в карточку делаются записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и ремонте объекта.
Основанием для отметок о выбытии основных средств являются: при передаче объекта другому предприятию или продаже - акт формы № ОС-1, при списании вследствие ветхости или износа - акт формы № ОС-3, ОС-4.
В раздел «Краткая индивидуальная характеристика объекта» записываются его основные качественные и количественные показатели, а также перечисляют его важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности. По данной форме ведется также групповой учет однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно - хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
Учетную карточку ведут в бухгалтерии, делая позиционные записи об отдельных объектах основных средств. Краткую индивидуальную характеристику дают не по каждому объекту основных средств отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.
6.Форма № ОС-7 «Опись инвентарных карточек учета основных средств». Эта форма применяется для регистрации инвентарных карточек, открываемых при аналитическом учете основных средств. Записи ведет по классификационным группам основных средств.
7. Форма № ОС-8 «Карточка учета движения основных средств». Необходима для учета движения основных средств по классификационным группам; заполняется на основании данных инвентарных карточек по соответствующим группам основных средств и сверяется с данными синтетического учета.
8. Форма № ОС-9 «Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения в эксплуатации)». В этой форме ведется пообъектный учет в местах нахождения (эксплуатации) основных средств по материально ответственным лицам [12]. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно по окончании операции.
Документы бухгалтерского учета в ООО «Беркат» составляют на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободные место прочеркивают.
Синтетический учет основных средств – это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду.
Учет ведется в денежной оценке. Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 91 «Прочие доходы и расходы», (а при необходимости) и забалансовые: 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств».
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме № ОС-6. В картотеке бухгалтерии инвентарные карточки располагаются по отраслевым группам основных средств, а внутри этих групп – по месту нахождения объектов, по видам с подразделением на производственные и непроизводственные.
Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Поступают они в организацию в результате:
- завершения строительно-монтажных работ;
- приобретения за плату;
- безвозмездного поступления;
- поступления в качестве вклада в уставный капитал;
- перехода права собственности по окончании срока аренды;
-выявление неоприходованых (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации и т.д.
Учитываются основные средства на активном счете 01. Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывается информация о первоначальной стоимости поступивших основных средств и их дооценке, по кредиту – о выбытии основных средств и их уценке.
1)Рассмотрим порядок бухгалтерского учета основных средств, вновь поступивших на изучаемое предприятие. В ноябре 2017 года ООО «Беркат» приобрело персональный компьютер. При этом были осуществлены следующие расходы по приобретению данного объекта основных средств:
- произведена оплата поставщику - 50000 руб., в том числе НДС - 9000 руб.;
- оплачены сторонней организации транспортные расходы - 1000 руб., в том числе НДС - 180 руб.;
- оплачены расходы по сборке приобретенного компьютера 1000 руб., в том числе НДС - 180 руб.;
Приобретение и ввод в эксплуатацию компьютера в учете ООО «Беркат» было отражено в Журнале регистрации хозяйственных операций
Таким образом, была сформирована первоначальная стоимость компьютера: (50000 - 9000) + (1000 - 180) + (1000 - 180) = 42640 руб. Ввод компьютера в эксплуатацию был оформлен актом передачи формой № ОС-1, на данный объект была заполнена инвентарная карточка форма № ОС-6. Таким образом, первоначальная стоимость компьютера, определяются договором и составляет 30000 рублей.
Рассмотрим, как формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, полученных ООО «Беркат» в результате безвозмездного поступления. В ноябре 2017 года ООО «Беркат» получает по договору дарения от физического лица мебель, оцененную в 20750 руб. Затраты на доставку мебели составили 1500 руб., в том числе НДС - 270 руб. Основанием для принятия к учету объекта основных средств были следующие первичные документы: договор дарения физическим лицом имущества организации; счет и счет-фактура по перевозке мебели; акт (накладная) приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1. После поступления этих документов в бухгалтерию ввод в эксплуатацию объекта основных средств был отражен проводками в Журнале регистрации хозяйственных операций.