Файл: Органы местного самоуправления (Работа органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Современная политико-правовая доктрина рассматривает местное самоуправление как фундамент гражданского общества, без укрепления которого грозит рухнуть вся пирамида государственной власти правового государства. Местное самоуправление выступает основой народовластия, на которой соединяются высшие интересы государства с повседневными чаяниями, тревогами и устремлениями людей.

В течение длительного периода, во время господства и безраздельного правления Советов вопросам местного самоуправления не уделялось должного внимания; разработка этих проблем считалась ущербной, в какой-то мере даже запретной.

Все внимание государствоведов, за редким исключением, было обращено на Советы, как органы власти, якобы совмещающие в себе законодательные (правотворческие), исполнительные и контрольные функции.

Эта теория зиждилась на пресловутой концепции Советов как работающих корпораций. Хотя на самом деле реальная власть находилась в руках партийно-исполнительных структур.

Накануне глубоких политических и социально-экономических реформ в России, начатых в 90-х годах, унифицировалась выработка новой и прогрессивной модели местного самоуправления.

Выработка новой и полноценной модели местного самоуправления строилась на основе учета специфики российских условий и в то же время приближения к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления. Многие важнейшие параметры современной российской концепции местного самоуправления уже разработаны, хотя и поныне продолжаются дискуссии как в парламенте и других государственных структурах, так и в среде научных работников.

Конституция 1993 г. в какой-то мере завершает поиски правовых форм местного самоуправления, которые велись на протяжении последних лет. В связи с признанием в Конституции РФ такого института, как местное самоуправление, повышением его роли в развитии народовластия и государственности в целом, а также с учетом формирования законодательства о нем, в литературе высказано мнение о появлении муниципального права как комплексной отрасли права.

Дифференциация, выделение, отпочкование от основных отраслей права новых и относительно самостоятельных правовых образований, комплексных отраслей – естественный процесс, в особенности с учетом развития рыночных отношений и приватизации предприятий.


С учетом данных соображений и появившихся некоторых научно-литературных источников по местному самоуправлению цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть подробнее вопрос о конституционно-правовых основах органов местного самоуправления в Российской Федерации. Для этого необходимо изучить и раскрыть такие понятия как:

- органы местного самоуправления, что к ним относится, какие задачи они выполняют;

- правовой статус органов местного самоуправления.

Как понятие местное самоуправление отражает многообразное общественное явление, возникающее в социальной организации под влиянием целого комплекса исторических, географических, политических, экономических, национальных и других особенностей. Для существования местного самоуправления нужны определенные условия: общность местных интересов и сознание необходимости их согласования с региональными и общегосударственными при четком разграничении собственности, компетенции и полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления; наличие достаточной инфраструктуры, финансово – экономические возможности и другие ресурсы территории, позволяющие проживающему на ней населению собственными силами решать местные проблемы; деятельностная инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно заниматься делами управления. Все это приводит к актуальности данной темы, так как немаловажно знать правовой статус органов местного самоуправления.

Общенациональные интересы складывались в результате синтеза множества местных интересов в том виде и в том количестве, в каком они существовали на данной территории. Потребность в самоуправлении на местах возникает по двум причинам:

1. частичное несоответствие особых местных интересов общенациональным, что влечет за собой потребность в их реализации местными силами;

2. эффективная дифференциация публичной власти, в результате чего возникает распределение функций (полномочий) между территориальными уровнями власти.

Глава 1. Характеристика системы органов местного самоуправления

Существует несколько точек зрения ученых на толкование термина «система местного самоуправления». Наиболее полной представляется точка зрения О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, в соответствии с которой под системой местного самоуправления следует понимать совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Составляющими элементами системы местного самоуправления можно назвать:


1) формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования;

2) органы местного самоуправления и их деятельность;

3) инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении;

4) муниципальные служащие и их деятельность. Одним из важнейших элементов системы местного самоуправления являются местные органы, призванные решать вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления — это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, осуществляющие свою деятельность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Когда мы говорим об органах местного самоуправления, то подразумеваем определенную систему и структуру органов, т.е. Это не просто элемент системы местного самоуправления, а целая подсистема со своей совокупностью взаимосвязанных элементов, выполняющая относительно самостоятельную функцию, связанную с достижением цели. Будучи элементом системы, подсистема, в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим

Основными элементами в системе органов местного самоуправления А.Н. Кокотов называет:

1) виды (организационно-правовые формы) органов местного самоуправления и их правовое положение;

2) территориальные пределы деятельности органов местного самоуправления (виды муниципальных образований, их границы);

3) внешнюю структуру органов местного самоуправления (варианты перечней органов местного самоуправления в муниципальных образованиях и соотношения названных органов между собой);

4) внутреннюю структуру отдельных органов местного самоуправления и их должностной состав;

5) муниципальную службу в органах местного самоуправления;

6) учреждение, создание (образование) и формирование органов местного самоуправления;

7) единые основы деятельности всех органов местного самоуправления (цели, принципы, формы и др.);

8) соотношения органов местного самоуправления разных муниципальных образований между собой;

9) отношения органов местного самоуправления с государственными органами.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. Основные принципы таковы:

- единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления;


- сочетание государственных и общественных начал в осуществлении местного самоуправления;

-экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение;

- волеизъявление граждан через представительные и исполнительные органы власти, местные референдумы, собрания (сходы) и другие формы непосредственной демократии;

-сочетание местных и государственных интересов, интересов всего населения соответствующей территории;

- самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого уровня местного самоуправления.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования. Местные органы, являясь элементом системы местного самоуправления, придают ей характер публичной власти. Так, ст. 3 Конституции РФ устанавливает, что единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ. Общепризнанно, что власть народа — это публичная власть, которая представляет собой «…систему органов и институтов, призванную обеспечить совместное экономическое, социальное и духовное бытие людей».

К органам местного самоуправления относятся:

  1. непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы);
  2. представительные - те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.;
  3. исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.) избираемые населением или представительным органом

Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах; организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны органов местного самоуправления за развитием общественной жизни на данной территории.


Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых актов государства, оказывают содействие государственным органам, расположенным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления. Муниципальные органы - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий. По российскому законодательству муниципальные органы (от лат. municipium, где munis - тяжесть, бремя, тягота и capio, recipio - беру, принимаю) - это избираемое самоуправление, организуемое как в городах, так и в сельской местности.

Глава местного самоуправления руководит деятельностью местной администрации, структура которой во многом зависит от вида населенного пункта, размеров территории, численности населения и др. Он является высшим должностным лицом местного самоуправления и с помощью структурных подразделений администрации осуществляет исполнительно – распорядительные полномочия.

Глава 2. Правовой статус органов местного самоуправления

2.1 Конституционно – правовые основы органов местного самоуправления.

С учетом появившихся некоторых научно-литературных источников по местному самоуправлению рассмотрим подробнее вопрос о конституционно-правовых основах органов местного самоуправления в Российской Федерации. Если говорить о конституционной основе местного самоуправления, то этим вопросам посвящены ст. 3 (ч. 2), 8 (ч. 2), 12, 15 (ч. 2), 24 (ч. 2), 32 (ч. 2), 72 (п. «н» ч. 1), гл. 8 Конституции. Затем идет, условно говоря, следующий уровень законодательного и иного правового регулирования местного самоуправления. Он состоит в регулировании названных вопросов в законах, в частности, Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г., охватывает серию указов Президента РФ, постановление Государственной Думы «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов РФ»