Файл: Организационная культура как инструмент преодоления кризисных ситуаций в развитии компании(Сущность и функции организационной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Оценка уровня сформированности организационной культуры.

По сравнению с данными констатирующего эксперимента (который показал оценки в диапазоне 6 - 7,55 баллов при максимально возможных 9) видны позитивные изменения в показателях организационной культуры учреждения. Максимальное возможное количество баллов (9) было зафиксировано по показателям принятия базовых убеждений и поощрения работников в делах организации. Ориентируясь на следующие показатели: высокий уровень – 8,00 – 9,00; средний уровень – 6,00 – 7,00; низкий уровень – ниже 5,00., стоит отметить что уровень организационной культуры в учреждении приблизился к высокому уровню, по сравнению с данными констатирующего эксперимента.

Рисунок 5. Результаты исследования организационной культуры ГБУ ДПО СО Жигулевский ресурсный центр

Данные показатели свидетельствуют о заинтересованности руководства в процессе формирования организационной культуры, а также об увеличении чувства коллективизма у сотрудников учреждения.

  1. Оценка уровня сформированности коллектива.

Результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Результаты исследования уровня сформированности коллектива ГБУ ДПО СО Жигулевский ресурсный центр

Стоит обратить внимание на максимально возможное возрастание таких критериев исследуемого показателя сформированности коллектива как хороший микроклимат, коммуникативное единство, эмоциональное единство (7 баллов). Повышение перечисленных критериев указывает на важность проведенных мероприятий и влияния их на коммуникативно-личностное пространство учреждения.

В процессе проведения коллективных мероприятий сотрудники учреждения смогли лучше узнать друг друга, понять и осознать общие профессиональные цели, почувствовать единение с коллективом. Все вышеперечисленные факторы не могли не сказаться положительной динамикой на показателях сформированности коллектива учреждения.

4. Оценка социально-психологического климата в группе.

Если на этапе констатирующего эксперимента диагностика показала наличие оценок в диапазоне 4,09-6,27 при максимально возможной 7, то на рисунке 3 заметна положительная динамика уровня социально-психологического климата, что указывает на эффективность проведенных в ходе формирующего эксперимента мероприятий. Одним из наименее возросшим показателем оказалось стремление специалистов учреждения к высокому уровню достижений. Данный факт можно объяснить отсутствием в разработанном комплексе мероприятий, направленных на повышение указанного показателя. Несмотря на это, данные описываемого показателя на контрольном этапе эксперимента все равно оказались выше по сравнению с данными на констатирующем этапе.


В соответствии с применяемыми критериями высокого, среднего и низкого уровня (высокий уровень – 7,00; средний уровень – 5,00 - 6,00; низкий уровень – ниже 5,00), заметно, что уровень социально-психологического климата коллектива после проведения мероприятий формирующего эксперимента повысился. Совместные мероприятия коллектива, а также комплекс консультаций для руководящего состава учреждения позволили повысить уровень социально-психологического климата в коллективе. Данный показатель является определяющим фактором психологического здоровья профессионала.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что уровень сформированности организационной культуры учреждения вырос. Помимо параметров жизнедеятельности коллектива учреждения, была также проведена диагностика уровня психической напряженности.

В качестве диагностического инструментария, как и на этапе контрольного эксперимента была применена методика Шкала психологического стресса Лемура–Тесье– Филлиона (данная диагностика была переведена на русский язык и адаптирована Н. Е. Водопьяновой).

После проведенного тестирования была отмечена разница в результатах, а именно: высокий уровень показателей психической напряженности выявлен у 8 человек (19%), средний уровень показателей психической напряженности был зафиксирован у 26 человек (58%), 10 сотрудников (23%) продемонстрировали отсутствие какого-либо стресса. Таким образом следует, что количество сотрудников с высоким уровнем напряженности после проведения формирующего эксперимента снизилось на 9%, а количество сотрудников с минимальным уровнем психической напряженности увеличилось на 17%.

Представим обобщенные данные до и после формирующего эксперимента.

Рисунок 7. Данные уровня психической напряженности сотрудников ГБУ ДПО СО Жигулевский ресурсный центр на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Полученные данные свидетельствуют об эффективности проводимого комплекса мероприятий, направленного на повышение организационной культуры учреждения. Существующие проблемы в уровне преданности, и в сформированности организационной культуры и в социально-психологическом климате, выявленные на этапе контрольного эксперимента, при проведении повторной диагностики были нивелированы. Если на этапе контрольного эксперимента наибольшие опасения вызывал уровень сформированности коллектива, то после проведения мероприятий формирующего эксперимента, в исследуемом коллективе был выявлен высокий уровень сформированности коллектива. Данный факт свидетельствует об эффективности разработанного комплекса мероприятий.


Заключение

Изучение организационной культуры становится необходимым, важным и актуальным процессом в тот момент, когда компания находится в поиске понимания своих сильных и слабых сторон. При этом исследование культуры зачастую сопряжено с определенными рисками, наиболее существенными из которых являются следующие: не соответствующее действительности представление о культуре по завершению анализа и отсутствие готовности в компании принять положение дел и собственный уровень культуры. Принятие решений на основе неверных данных может привести к непредвиденным, негативным обстоятельством для коллектива компании и ее дальнейшей деятельности.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа и включало констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. На стадии констатирующего эксперимента для определения начальных показателей был применен комплекс диагностических методик, позволивший определить начальный уровень таких показателей как уровень преданности сотрудников, уровень сформированности организационной культуры, уровень сформированности коллектива, уровень социально-психологического климата в учреждении, а также уровень психической напряженности у членов учреждения в котором проводилась опытно-экспериментальная работа.

На стадии формирующего этапа эксперимента были применены мероприятия, целью которых было повысить организационную культуру данного учреждения и в ходе повторной диагностики узнать повысились ли показатели психологического здоровья у сотрудников учреждения. Основной целью указанного комплекса мероприятий было также показать влияние уровня организационной культуры учреждения на психологическое здоровье его сотрудников.

Примененный в процессе проведения опытно-экспериментальной работы комплекс мероприятий включал два направления работы: мероприятий для руководящего состава учреждения и мероприятия для сотрудников учреждения. В ходе проведения формирующего этапа эксперимента, описанного во второй главе, были проведены следующие мероприятия: консультации, лекции «Психологическое здоровье личности», тренинг с руководителем, тренинг с сотрудниками «Я и коллектив», психологические игры.

На этапе контрольного эксперимента были оценены следующие показатели организационной культуры учреждения: уровень преданности сотрудников, уровень сформированности организационной культуры, уровень сформированности коллектива, уровень социально-психологического климата в учреждении. Также с помощью диагностики «Шкала психологического стресса» был определен уровень психической напряженности членов коллектива.


После проведения мероприятий формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика (констатирующий этап эксперимента), с использованием диагностического инструментария аналогичного контрольному эксперименту. Данные констатирующего эксперимента показали рост всех показателей и соответственное перемещения из группы с низким уровнем сформированности измеряемых показателей на высокий и средний уровень. Данные представленные по итогам формирующего эксперимента позволяют сделать вывод об общей положительной динамике сформированности перечисленных показателей.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 №197ФЗ (в редакции от 30.12.2015г.). – М.: Юридическая литература, 2016. – 142с.

Аксеновская Л. Н. Уровни развития организационной культуры и проблема их измерения (ордерный подход) / Л. Н. Аксеновская. // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. – М.: Когито–центр, 2015. – т. 5 – С. 120–122.

Базылев, И. А. Анализ влияния составляющих организационной культуры малого предприятия на эффективность его работы [Текст] : учеб. / И. А. Базылев // Управление персоналом. - 2014. - № 9. - С.31-35.

Басенко В. П. Организационное поведение : учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации"] / В. П. Басенко, Б. М. Жуков, А. А. Романов. – Москва : Дашков и К°, 2014. – 380 с

Бердинская, И. В. Организационная культура: коммуникационные парадигмы [Текст] : учеб. / И. В.Бердинская// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2015. - № 5. - С.7-11.

Грошев, И.В. Организационная культура: Учебник / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 535 c.

Емельянов, Ю. Организационная культура как «формула успеха» бизнес-организации [Текст] : учеб. / Ю. Емельянов, А. Хачатурян // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 5. - С.22-34.

Иванова, С. В. Организационная культура: традиции и современность [Текст] : учеб. / С. В. Иванова // Управление персоналом. - 2015. - № 7. - С. 98.

Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. С. Камерон, Р. Э. Куинн. — СПб: Питер, 2001.— 320с.

Клещев, А.Г. Развитие организационной культуры фирмы [Текст] : учеб. / А. Г. Клещев, О. Ю.Бороздина, З. В. Брагина. - Кострома, 2014. - 136 с.

Козлов В.В. Управление организационной культурой. – М.: Инфра-М, 2014. – с. 105

Мызрова, К. А. Организационная культура : учебное пособие / К. А. Мызрова. – Ульяновск : УлГУ, 2016. – 194 с.


Нив Г. Р. Организация как система : принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга : пер. с англ. / Генри Нив ; [науч. ред.: Ю. Адлер, Ю. Рубаник, В. Шпер]. – 3–е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2014. – 368 с.

Организационная культура : учебное пособие / Автор– составитель О. Е. Стеклова. – Ульяновск : УлГТУ, 2014. – 110 с.

Организационная культура : учебник / С.А. Шапиро. – М. : КНОРУС. 2016. – 256 с.

Организационная культура : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Смирнова [и др.] ; под ред. В. Г. Смирновой. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 306 с.

Семенов, Ю. Г. Организационная культура / Ю.Г. Семенов. - М.: Логос, Университетская книга, 2016. - 367 c.

Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О. Г. Тихомирова. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 151 с.

Шапиро С.А. Организационная культура : учебник / С.А. Шапиро. – М. : КНОРУС, 2016. – 256 с.

Элвессон М. Организационная культура / Пер. с англ. – Х.: Изд–во Гуманитарный Центр, 2015. – 460 с.

Юхнева Е.А. Формирование эффективной организационной культуры [Текст]: Е. А. Юхнева, Н. А. Юхнева / Учебное пособие – Киров : Изд–во ВятГУ, 2016. – 122 с.

Приложения

Приложение 1

Тест на преданность организации (Опросник профессора Л.В. Макаровой)

Приложение 2

Вопросы для исследования организационной культуры (Опросник профессора Л.В. Макаровой)

  1. Грошев, И.В. Организационная культура: Учебник / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 535 c.

  2. Семенов, Ю. Г. Организационная культура / Ю.Г. Семенов. - М.: Логос, Университетская книга, 2016. - 367 c.

  3. Козлов В.В. Управление организационной культурой. – М.: Инфра-М, 2014. – с. 105

  4. Басенко В. П. Организационное поведение : учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации"] / В. П. Басенко, Б. М. Жуков, А. А. Романов. – Москва : Дашков и К°, 2014. – 380 с

  5. Нив Г. Р. Организация как система : принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга : пер. с англ. / Генри Нив ; [науч. ред.: Ю. Адлер, Ю. Рубаник, В. Шпер]. – 3–е изд. – Москва : Альпина Паблишер, 2014. – 368 с.

  6. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. С. Камерон, Р. Э. Куинн. — СПб: Питер, 2001.— 320с.

  7. Элвессон М. Организационная культура / Пер. с англ. – Х.: Изд–во Гуманитарный Центр, 2015. – 460 с.

  8. Аксеновская Л. Н. Уровни развития организационной культуры и проблема их измерения (ордерный подход) / Л. Н. Аксеновская. // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. – М.: Когито–центр, 2015. – т. 5 – С. 120–122.

  9. Мызрова, К. А. Организационная культура : учебное пособие / К. А. Мызрова. – Ульяновск : УлГУ, 2016. – 194 с.

  10. Организационная культура : учебное пособие / Автор– составитель О. Е. Стеклова. – Ульяновск : УлГТУ, 2014. – 110 с.

  11. Организационная культура : учебник / С.А. Шапиро. – М. : КНОРУС. 2016. – 256 с.

  12. Организационная культура : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Смирнова [и др.] ; под ред. В. Г. Смирновой. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 306 с.

  13. Организационная культура : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Смирнова [и др.] ; под ред. В. Г. Смирновой. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 306 с.

  14. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О. Г. Тихомирова. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 151 с.

  15. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О. Г. Тихомирова. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 151 с.

  16. Шапиро С.А. Организационная культура : учебник / С.А. Шапиро. – М. : КНОРУС, 2016. – 256 с.

  17. Шапиро С.А. Организационная культура : учебник / С.А. Шапиро. – М. : КНОРУС, 2016. – 256 с.

  18. Юхнева Е.А. Формирование эффективной организационной культуры [Текст]: Е. А. Юхнева, Н. А. Юхнева / Учебное пособие – Киров : Изд–во ВятГУ, 2016. – 122 с.

  19. Шапиро С.А. Организационная культура : учебник / С.А. Шапиро. – М. : КНОРУС, 2016. – 256 с.

  20. Юхнева Е.А. Формирование эффективной организационной культуры [Текст]: Е. А. Юхнева, Н. А. Юхнева / Учебное пособие – Киров : Изд–во ВятГУ, 2016. – 122 с.

  21. Базылев, И. А. Анализ влияния составляющих организационной культуры малого предприятия на эффективность его работы [Текст] : учеб. / И. А. Базылев // Управление персоналом. - 2014. - № 9. - С.31-35.

  22. Бердинская, И. В. Организационная культура: коммуникационные парадигмы [Текст] : учеб. / И. В.Бердинская// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2015. - № 5. - С.7-11.

  23. Емельянов, Ю. Организационная культура как «формула успеха» бизнес-организации [Текст] : учеб. / Ю. Емельянов, А. Хачатурян // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 5. - С.22-34.

  24. Иванова, С. В. Организационная культура: традиции и современность [Текст] : учеб. / С. В. Иванова // Управление персоналом. - 2015. - № 7. - С. 98.

  25. Клещев, А.Г. Развитие организационной культуры фирмы [Текст] : учеб. / А. Г. Клещев, О. Ю.Бороздина, З. В. Брагина. - Кострома, 2014. - 136 с.