Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий» (ГБОУ СПО МО «МОПКИТ»)
Технология
дифференцированного обучения
в работе преподавателя дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
ГБОУ СПО МО
«Московский областной профессиональный колледж инновационных технологий»
Щукиной Анны Александровны
2015 г.
«Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше» Б.Н. Никитин.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Дифференцированный подход в обучении – это:
-
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента; -
комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов, таких как: училища для ученых людей, которые готовили выпускников для поступления в университеты; военные училища; гражданские училища, выпускники этих школ работали в канцеляриях; купеческие училища и т.д. Основными предметами в этих школах являлись математика и геометрия. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, форы, ступени. Дифференцированное обучение – это не разделение студентов на группы, а технология обучения в одной группе обучающихся разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося как индивидуальности.
Отсюда следует:
-
дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности; -
проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями; -
только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.
По мнению Е.А. Юниной, дифференцированный подход представляет собой следующую последовательность действий:
• Преподаватель изучает особенности учащихся, прежде всего при помощи наблюдения.
• мысленно объединяет учащихся в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, уровням понимания и пр.).
• Преподаватель дает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом определенных признаков дифференциации.
Таким образом, технология дифференцированного обучения, понимается как ориентация на психологические особенности учеников, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.
Необходимость учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в технологии дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения Е.А.Юниной.
Следовательно, в организации такого обучения – это раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого обучающегося в развитии. Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет преподавателю работать со всеми студентами группы, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому студенту видеть перспективу успеха, а сильному – иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.
Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. Технология дифференцированного обучения представляет собой комплекс организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся.
При внедрении дифференцированного обучения на уроках необходимо создать условия его осуществления:
-
глубокое изучение индивидуальных и типологических особенностей учащихся и групп учащихся; -
умение анализировать учебный материал, выделять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся; -
составление технологической карты, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся; -
умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале каждого ученика); -
организация учебного процесса, предоставляющая ученику возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решении задач; -
осуществление оперативной обратной связи, создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся; -
создание мотивации успешности учения; -
активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
Цель использования технологии дифференцированного обучения:
- обеспечение адресного построения педагогического процесса;
- оптимальная организация обучения, благодаря эффективной, плодотворной учебной деятельности каждого обучающегося.
Задача - определить наилучшие возможности сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работы с обучающимися.
Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.
Принципы научности, личностнодеятельностности, природосообразности достигаются через, внутреннюю дифференциацию, внешнюю дифференциацию, мониторинг качества урока, занятия.
Результаты использования технологии дифференцированного обучения:
- Успешность обучающихся в учебно-познавательной деятельности;
- Созданию здоровьесберегающей среды;
- Формирование гуманистического мышления и гуманного поведения.
При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем преподавателю необходимо опираться на следующее:
- общий уровень обученности, развития обучающегося, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);
- индивидуальные особенности обучающегося (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);
- неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);
- интерес ученика к предмету «ПОПД».
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения выделяю две группы студентов:
-
первую группу составляют студенты, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания. -
студенты второй группы имеют достаточные знания учебного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению заданий нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий. -
студенты третьей группы имеют пробелы в знаниях учебного материала, самостоятельно могут сделать задания в один - два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения задания. В этой группе могут быть обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно» Л. С. Выготского.
Знание уровня сформированности у студентов умений и навыков помогает преподавателю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы обучающихся.
С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие цели:
Для первой и второй группы:
-
Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности. -
Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о налоговой системе в экономике, в жизни страны. -
Развитие умения самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами, учебной, методической и научной литературой. -
Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Для третьей группы
-
Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы. -
Развитие и закрепление интереса к дисциплине «ПОПД». -
Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачами. -
Доведение обучающихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности
Дифференцированный подход к обучающимся осуществляю на всех этапах уроках:
1. Опрос:
При письменном опросе по карточкам студенты выполняют различное количество заданий.
- содержание задания одинаково для всей группы , но для сильных обучающихся время на выполнение работы уменьшается;
- содержание задания одинаково для всей группы, но для сильных обучающихся предлагаются задания большего объема или более сложные;
- задание общее для всей группы, а для слабых обучающихся дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (пример решения задачи, методика решения задачи);
Устная проверка знаний: первыми опрашиваю обучающихся 1 и 2 групп, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания обучающимся 3 группы, найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), или материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
2. Объяснение нового материала
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные студенты, при чем слабых прошу повторить за сильными. Студентам 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы известные из ранее изученного материала. Студентов из 3 группы иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (презентации, доклады и т. д.).
3. Выполнение практических работ
При выполнении практических работ по дисциплине «ПОПД» сначала решаются более лёгкие задачи студентами 1 и 2 групп, а далее более сложные – студентами 3 группы. Использую взаимопомощь, когда студенты сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.
Если на практических работах предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – подробная инструкция выполнения задания, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – только цель.