Файл: Система налогового учета(Теоретические основы сущности и история развития налогового учета в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возникновением данная концепции мы обязаны Великобритании. Суть состоит в том, что сумма балансовой прибыли категорично отлична от налогооблагаемой величины. Главной особенностью является финансовая отчетность, которая составляется в первую очередь для собственников. К англосаксонской относятся в частности, учетные системы США, Великобритании, Австрии, Канады, Нидерландов и другие. Но не стоит забывать, что на практике бывает трудно, а зачастую невозможно однозначно идентифицировать модель, которую применяют в том или ином государстве. Современная учетная система России была сформирована на основе англосаксонской модели. Понятие «налоговый учет» для российской практики достаточно новое. Как отдельный вид учета налоговый учет долгое время имел название «учет для целей налогообложения». Появление же самого налогового учета в России и закрепление его как термина связано с введением в действие 25 главы Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Но можно выделить ряд этапов, которые способствовали становлению термина «налоговый учет» в законодательстве РФ.

В России с 1898 года прибыль используется в качестве налогооблагаемой базы. Длительное время отечественная система бухгалтерского учета существовала в условиях плановой экономики, что было обусловлено общественным характером собственности и интересами государственного управления экономикой.

Практически до 1992 года наблюдалось абсолютное равенство учетной и налогооблагаемой прибыли. В научной литературе встречаются различные точки зрения на выделение этапов в развитии и становлении налогового учета.

Выделяют следующие этапы и стадии [28, с. 52]

На первой стадии первого этапа становления налогового учета (1992- 1994гг.) Россия была подвержена влиянию идеи германского законодательства, характерных для континентальной школы. Бухгалтерский учет ведется в целях исчисления налогов.

Вторая стадия первого этапа характеризуется ориентацией на собственническую концепцию бухгалтерского и налогового учета.

1995 - 2001 гг. - это период формирования отечественной налогового учета. Постепенное формирование подсистемы налогового учета путем утверждения нормативноправовых актов, приводящие к отделению бухгалтерского учета прибыли от порядка ее налогообложения. Так в 1997 году появилась необходимость в создании специализированной формы для отражения бухгалтерской прибыли, что является следствием большого количества корректировок. Была введена Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли.» В 2000 году была утверждена новая форма справки, количество строк корректировки которой приближалось к ста, что связано с изданием Инструкции Министерства по налогам и сборам РФ № 62 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». В 1998 году утверждена программа Правительства РФ реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.


Можно сделать вывод, что принятие этих нормативных актов является свидетельством направления ориентира на англо- американскую концепцию развития учета [22, с. 46].

Второй этап формирования налогового учета характеризуется введением в 2002 году гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» (третья стадия формирования налогового учета). В этой главе установлена обязательность ведения налогового учета, определенно с этого момента официально в российской практике появился налоговый учет. Но стоит выделить, что имения касаются больше формы, нежели содержания этого события.

Фактически в 2002 году никакого введения налогового учета не было, та как ранее он являлся частью бухгалтерского учета. Так же усложнение нормативной базы бухгалтерского и налогового учета стало причиной обособления двух систем. Формирование учетной категории отложенных налогов дало возможность установить взаимосвязь систем бухгалтерского и налогового учета.

Четвертая стадия началась в 2004 году, когда государство вновь взяло направление на сближение налогового и бухгалтерского учета. Был взят курс, по которому налоговая отчетность должна формироваться на основе информации, отражаемой в бухгалтерском учете с помощью ее корректировки по правилам налогового законодательства.

Так в 2005 году появилась возможность налогоплательщикам сближать бухгалтерскую и налоговые отчетные системы. Так, Федеральный закон от 06.06.2005 №58-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ о налогах и сборах» внесены определенные изменения в 25 главу НК РФ, которые затронули вопросы о организации налогового учета. Антикризисные поправки в НК РФ являются стартом выделения пятой стадии развития российского налогового учета, характеризуемое еще более сильным разделением бухгалтерского и налогового учета с целью облегчения учета определенных объектов налогообложения.

Также, необходимо отметить важные изменения, вступившие в силу с 2014 года. Например, с 1 января 2014 абсолютно все компании и предприниматели должны подавать отчеты по НДС только через интернет. Также, теперь инспекторы во время камеральной проверки смогут требовать пояснения по расчету показателей, если компания заявила в декларации убыток. Кроме того, налоговые агенты теперь имеют право штрафовать за несвоевременную подачу деклараций. Также, за грубые нарушения в учете будут нести ответственность в форме штрафа и индивидуальные предприниматели.

Итак, в основе разделения рассмотренных этапов авторы учитывали основные изменения в налоговом законодательстве, которые непосредственно касались введения лимитов, касающихся расходов; формирования выручки и прибыли. Несомненно, систематичное обновление законодательной базы объясняется постоянным изменениям хозяйственной жизни, но утвержденные поправки не должны вызывать противоречия. В настоящее время никаких кардинальных мер по определению статуса налогового учета не было принято.


2. Анализ современного состояния системы налогового учета и его применение на российских предприятиях

2.1. Анализ и особенности организации системы налогового учета на предприятиях

На любом предприятии организация налогового учёта начинается с разработки порядка ведения данного учёта. Этот порядок закрепляется в приказе об учётной политике организации для целей налогообложения. Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность способов определения и признания доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.

Понятие и сущность налогового учета, как экономической категории, достаточно полно отражены в налоговом законодательстве. Однако разработка единых рекомендаций по его организации и ведению крайне затруднительна. Это напрямую зависит от сферы деятельности предприятия, от структуры и масштабов деятельности, от применяемой системы налогообложения, от состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля и других факторов. Учетная политика призвана решать вопросы, связанные с определением налоговой базы по налогу на прибыль, с оценкой имущества, формированием налоговых обязательств перед бюджетом, распределением понесенных убытков между налоговыми периодами и формированием налоговой отчётности.

В первую очередь, при формировании учетной политики необходимо установить и обосновать основные аспекты налогового учета [9]:

1. Основные способы ведения налогового учета.

2. Принципы и порядок организации налогового учета всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком.

3. Формы аналитических регистров.

4. Порядок организации налогового учета, в целом. Законодательно правила применения учётной политики для целей налогообложения регламентированы.


Налогоплательщик, в свою очередь, обязан применять учетную политику с момента государственной регистрации и до ликвидации. Однако, в период деятельности организации учетная политика для целей налогообложения может изменяться.

К этому может привести ряд обстоятельств [9]:

1. Способы учета были усовершенствованы в организации.

2. Произошло масштабное преобразование условий деятельности организации.

3. Законодательство о налогах и сборах претерпело изменения, не позволяющие использовать принятую учетную политику для целей налогообложения и требующие ее корректировки. Налогоплательщики в своей деятельности вправе выбирать для себя, какой из способов ведения налогового учета будет наиболее удобен для них.

Рассмотрим, какими способами может осуществляться ведение налогового учета на предприятии:

1. Данные налогового учета могут формироваться на основе информации на счетах бухгалтерского учета. Этот вариант является наименее затратным для предприятия и обеспечивает максимальную интеграцию бухгалтерского и налогового учета. Так как регистры налогового учета составляются на основе первичных документов бухгалтерского учета, работники бухгалтерской службы могут самостоятельно вести налоговый учет. Следовательно, образование отдельного структурного подразделения в бухгалтерии для организации и ведения налогового учета нецелесообразно. Однако, применение данного способа возможно лишь при совпадении порядка и группировки отражения объектов учета и хозяйственных операций.

2. Бухгалтерский и налоговый учет могут вестись в параллельном режиме, с использованием комбинированных регистров. Накопление информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль происходит только с помощью регистров налогового учета. Преимуществом этого варианта ведения учета является формирование налоговой базы непосредственно из налоговых регистров. Поскольку регистры формируются непосредственно по первичным учетным документам, значительно сокращается вариант допущения ошибок в налоговом учете. Однако такой способ приводит к дублированию учетной работы и увеличению объемов документов. Кроме того, данный вариант предполагает организацию специальной службы, которая будет заниматься всеми вопросами, связанными с налогообложением.

3. Еще один способ предполагает ведение налогового учета по правилам налогового законодательства, предоставляющего больше свободы, чем бухгалтерское. Предприятие самостоятельно организует налоговый учет, обычно с использованием аналитических регистров, в которых ведутся записи налогового учета по правилам бухгалтерии. Применение такого независимого и самостоятельного налогового учета нецелесообразно на средних и крупных предприятиях. Это требует огромных финансовых затрат, поскольку необходимым становится создание специальных структурных подразделений и привлечение высококвалифицированных специалистов в области налогового учета. Подобный подход к организации налогового учета на предприятии должен сопровождаться абсолютно новым графиком документооборота, новым порядком обработки и хранения первичных документов и другими подходами к ведению учёта.


При выборе способа ведения учета необходимо обратить внимание не только на их достоинства и недостатки. Кроме того, организации необходимо помнить об основной цели ведения налогового учёта – правильном формировании налоговой базы по налогам. Любое предприятие в своей деятельности должно составлять адекватную налоговую отчетность и планомерно отчислять налоговые платежи в бюджет. При отсутствии такой стратегии, организация не сможет стабильно развиваться и функционировать. Законодательство с каждым годом ужесточает наказания за неисполнение и несвоевременное исполнения своих обязательств перед бюджетом, поэтому именно от верной и рациональной организации налогового учета зависит деловая репутация предприятия и его финансовое благополучие без соответствующих споров и конфликтов с государством.

Переход России к системе рыночных отношений явился отправной точкой для развития новых, не существовавших или же не закрепленных ранее законодательно механизмов. Развитие большинства из них продолжается и по настоящее время. Вопрос совершенствования системы налогового законодательства стоит особенно остро.

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2018 года, коснулись важных вопросов, связанных с налогом на прибыль, учетом расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), льготами по налогу на имущество и т.д.

Во-первых, с 1 января 2018 года изменился состав доходов, которые не учитываются при определении суммы налога на прибыль:

- имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые определяются в ходе проведения инвентаризации с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года;

- невостребованные дивиденды, которые восстановлены в составе нераспределенной прибыли;

- имущество, полученное в качестве вклада в имущество организаций, в том случае, если учредительными документами установлено внесение такого вклада. При этом следует учитывать, что вклад в имущество организации, начиная с 2018 года, который увеличивает размер чистых активов, необходимо включать в сумму доходов;

- поручительства (гарантии), которые получены безвозмездно при сделках между российскими небанковскими организациями.

Во-вторых, изменения в налоговом законодательстве коснулись и учета расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

В составе расходов по НИОКР возможно учитывать:

- страховые взносы, начисленные на заработную плату сотрудников, которые участвуют в НИОКР;