Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела оперативного учета в ОРД накладывает обязанность на оперативного сотрудника принять все предусмотренные законодательством об ОРД меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств ДОУ. В связи с этим необходимо отработать как уличающие, так и оправдывающие оперативные версии происшедшего события, а также смягчающие и отягчающие ответственность лица обстоятельства. Кроме того, важно принять меры к установлению причин и условий события преступления. Оперативный сотрудник не вправе перелагать обязанность отработки выдвинутых по ДОУ оперативных версий на иных участников ОРД.

Принцип плановости ОРД выражается в разработке перспективных, текущих и специальных планов: планируются встречи с конфидентами, мероприятия по делам ДОУ и т.д.

Принцип научности ОРД предполагает научную обоснованность решения вопросов, возникающих в процессе проведения ОРМ.

Принцип вневедомственного контроля означает, что ОРД не может и не должна протекать вне контроля общества и государства. Такой контроль осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, парламента, правительства, прокуратуры.

Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования подразумевает, что, во-первых, ОРД - вынужденное средство, применяемое для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств; во-вторых, характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому они проводятся.

Принцип взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, предполагает:

  • организацию взаимодействия оперативных служб между собой, в частности между отделами (управлениями) внутри территориального органа, осуществляющего ОРД; между самостоятельными территориальными органами субъектов Федерации, а также взаимодействие с другими органами, осуществляющими ОРД;
  • координацию деятельности ОРО с органами уголовной юстиции (прокуратурой, судом, органами исполнения наказаний и т.д.);
  • взаимодействие органов, осуществляющих ОРД в России, с аналогичными ведомствами других государств;
  • правовые акты, образующие оперативно-розыскное законодательство, определяющее взаимодействие оперативных служб с предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.

Принцип презумпции невиновности обязывает сотрудников ОРО обеспечить соблюдение установленных правил, исключающих разглашение полученных сведений. ВОРД не принимаются решения, противоречащие принципу презумпции невиновности, закрепленному в Конституции Российской Федерации (ст. 49). Исходя из принципа презумпции невиновности, недопустимо преждевременно разглашать полученную информацию. Она не является законным и в какой-либо мере достоверным основанием для того, чтобы вне уголовного процесса официально, от имени государства, считать лицо виновным в совершенном преступлении и поступать с ним как с преступником.


Принцип свободы обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, состоит в том, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд.

Принцип обеспечения проверяемому лицу права на ознакомление с материалами оперативного дела состоит в том, что лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий ОРД.

Любой из рассмотренных принципов может служить средством достижения какой-либо одной или нескольких целей. Поскольку эти цели не всегда совпадают, может возникнуть конкуренция принципов. В связи с этим закон устанавливает различные ограничения и пределы действия отдельных принципов[41].

Заключение

В результате проведенного дипломного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Оперативно-розыскная деятельность – специфический вид юридической познавательной деятельности и обычная практика работы правоохранительных органов любого государства. Понимание того, что этот вид деятельности объективно существует, обусловлено не только ее высокой эффективностью в правоохранительной сфере, но и историческими традициями, сложившимися в мировой практике борьбы с преступностью

2. ОРД является разновидностью государственной деятельности, осуществляется гласно или негласно, ее субъектами выступают только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на ее осуществление Федеральным законом об ОРД, осуществляется определенными субъектами только в соответствии с их полномочиями, осуществляется только посредством оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в Законе.


3. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются специально уполномоченными субъектами. В настоящее время - органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, органами государственной охраны, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенными органами, оперативными подразделениями Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органа внешней разведки Министерства обороны РФ с соблюдением установленного порядка и при наличии законных оснований для их проведения.

Мы считаем необходимым выделение процессуальных положений, касающихся субъектов, осуществляющих ОРД в самостоятельную правовую норму, определяющую их статус как субъекта уголовного процесса, призванного обеспечить нормальный ход уголовного судопроизводства. Это будет соответствовать истинному смыслу, роли и современному назначению ОРД.

Такая правовая «прозрачность» присутствия субъектов ОРД в уголовном процессе самым благотворным образом скажется на эффективности взаимодействия с должностными лицами, ведущими расследование и существенно повысит уровень обеспечения законности.

4. Принципы ОРД - это вытекающие из природы правовой системы государства теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые положения, обеспечивающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, определяющие построение институтов оперативно-розыскного законодательства и направляющие эту деятельность на достижение целей и задач, поставленных государством перед ОРО.

Статья 3 Закона об ОРД определяет четыре принципа ОРД. Два из них названы конституционными: принцип законности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Два принципа Закон называет специальными: принцип конспирации, принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 3 Закона об ОРД предусматривает только основные принципы ОРД. Однако этот перечень принципов не является исчерпывающим. Среди дополнительных принципов можно назвать: принцип применения конфидентов, принцип наступательности, дифференцированный подход, принцип публичности, всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела и др.

5. Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть:

1) использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий. Думается, что результаты оперативно-розыскных мероприятий вряд ли можно использовать для производства судебных действий, ибо решения судья должен принимать лишь на основании материалов уголовного дела, находящегося у него в производстве;


2) основанием для производства иных оперативно-розыскных мероприятий;

3) поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

4) использованы в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

С учетом изложенного, как уже было отмечено, в современных условиях очевидна необходимость совершенствовать правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности. Это нужно делать на основе системного подхода к названной проблеме. Она предполагает решение следующих задач:

- надо определить необходимую совокупность нормативных правовых актов, требующих внесения в них соответствующих изменений и дополнений, а также предусмотреть разработку новых актов;

- нужно установить регулятивную значимость таких актов и приоритетность их подготовки;

- следует определить структуру и содержание каждого из таких актов;

- требуется определить разработчиков этих актов и сроки их подготовки.

В настоящее время закон об ОРД нуждается в радикальной переработке. Она должна быть связана с существенными изменениями как его содержания, так и структуры. Таким образом, оптимальным решением данного вопроса являются разработка и принятие Закона в новой редакции.

При разработке проекта нового Закона, а также в процессе решения вопросов, связанных с внесением изменений и дополнений в ныне действующий Закон, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие основные положения.

1. Нужно уточнить определение оперативно-розыскной деятельности. Оно должно отражать новый современный уровень понимания сущности такой деятельности.

2. Следует более полно и четко сформулировать задачи ОРД с учетом потребностей современной практики и правоохранительной деятельности. В ст. 2 действующего Закона эти задачи перечислены не все.

3. Нужно предусмотреть нормы, регулирующие действие Закона в пространстве и во времени, а также определяющие язык, применяемый в сфере оперативно-розыскной деятельности.

4. Необходимо дать основные понятия, используемые в Законе.

5. Надо расширить перечень и раскрыть содержание принципов оперативно-розыскной деятельности.

6. В Законе необходимо предусмотреть отдельные нормы, закрепляющие важные положения о субъектах оперативно-розыскной деятельности.

7. Следует внести существенные изменения в нормы, регулирующие вопросы содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.


8. Нужно сформулировать специальные нормы, посвященные оперативно-розыскным средствам.

9. Необходимо внести существенные изменения в нормы, регулирующие оперативно-розыскные мероприятия, основания и условия их проведения.

10. Необходимо ввести в Закон новое понятие - «оперативно-розыскное производство».

11. Предусмотреть в Законе нормы, определяющие основные положения организации оперативно-розыскной деятельности.

12. Более четко урегулировать деятельность соответствующих субъектов по проведению ими контроля и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

13. На законодательном уровне (Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ) нужно решить вопрос о придании результатам названной деятельности статуса доказательств в уголовном процессе.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательств Российской Федерации. 2014.
    № 31.Ст.23.
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015)(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г.№ 17). // Собрание законодательства РФ. 2010.№ 50.Ст. 6615.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) // Собрание законодательства РФ.1996.№ 25.Ст. 2954.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18 декабря 2001 г.№ 174-ФЗ(ред. от 01.04.2019, с изм. от 13.06.2019)(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // Собрание законодательства РФ.2001.№ 52 (ч. I).Ст. 4921.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 11.1994 № 51-ФЗ(ред. от 03.08.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994.№ 32.Ст. 3301.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г.№ 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ.1997.№ 2.Ст. 198.

  1. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ(ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
  2. О внешней разведке: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ 1996. № 3.
    Ст. 143.
  3. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ(ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
  4. О государственной охране: Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ(ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 17.
  5. О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019)// Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
  6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I(ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  7. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ(ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
  8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  9. О государственной тайне: закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-I(ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.
  10. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1(ред. от 05.12.2017) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992.
    №17. Ст. 888.
  11. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации», в Положение о Федеральной службе безопасности РФ и в структуру органов федеральной службы безопасности, утвержденные этим Указом: Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1476 // Собрание законодательства РФ.2019.№ 10.Ст. 951.
  12. Положение о Федеральной таможенной службе: Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809(ред. от 03.06.2019) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 33. Ст. 4386.
  13. Алферов В.Ю. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 428 с.
  14. Амбарцумян А.С. Сущность оперативно-розыскной деятельности и значение ее в борьбе с преступностью // Актуальные проблемы российской правовой политики. Сборник докладов XVII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2016. – С.108-111.