Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран (Анализ денежных систем на примере зарубежных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929-1933 годов. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно «акту о золотом резерве», вступившем в силу 31.01.1934 года, новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50% до 60%. Фактически новое золотое содержание золота было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долларов за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 до 0,888671 грамма.

По тому же «акту о золотом резерве» было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долларов за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долларов), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долларов для регулирования курсов доллара, иностранной валюты и государственных ценных бумаг. Фактически стабилизационный фонд был использован правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понизительное воздействие на курс доллара.

Закон о серебре 1934 года обязал казначейство закупать серебро и выпускать взамен его серебряные сертификаты, ставшие одним из составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнет 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 года был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934 -1942 года казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены.

После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955-1972 года сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долларов.

2.2. Денежная единица и денежная система Китая

Согласно Конституции 1982 г. Китай является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом (черезкоммунистическую партию Китая) и основанным на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй.


Китай — родина первых бумажных денег. Первое использование бумажных денег отмечено в сохранившихся китайских исторических документах времен правления императора By Ти (II в. до н.э.). Эти деньги выполнены на пергаменте из оленьих шкур. Во II в. н.э. китайцы изобрели технологию производства бумаги из коры шелковицы, этот материал стали использовать и для изготовления денег.

Когда правительство выпустило тяжелые монеты малой покупательной способности, люди оставляли их у купцов и пользовались полученными взамен расписками. В начале XI в. государство лишило купцов права давать расписки и выпустило квитанции, которые официально заменили монеты и значительно упростили расчеты. Государственные квитанции имели фиксированное достоинство.

До начала XX в. основной денежной единицей в Китае был серебряный лян (таэль), равный 10 мао и 100 фыням. В сельской местности хождение имели древние медные монеты — няни, или кэши. Широкое распространение имели банкноты и монеты различных иностранных государств.

В новейшей истории до 1949 г. в Китае отсутствовала единая денежная система. В обращении находились десятки различных денежных знаков. Свободно обращалась иностранная валюта — американские и гонконгские (сянганские) доллары. Инфляция имела гипертрофированные размеры.

Юани начали выпускать в виде серебряных монет в 1835 г., однако лян тоже был в обращении в качестве денежной единицы. В лянах исчислялись таможенные пошлины (до 1930 г.) и налоги (до 1933 г.).

6 апреля 1933 г. был издан закон об унификации денежной системы, но фактически он не привел к установлению единой валюты. По-прежнему широкое распространение имели деньги различных иностранных государств и местные деньги — маньчжурские юани (гоби) в Северо-Восточном Китае, санги в Тибете, синьцзянские юани и юани Внутренней Монголии соответственно в Синьцзяне и Внутренней Монголии, местные бумажные деньги в ряде других провинций.

До 1935 г. в Китае фактически действовал серебряный стандарт. Курс китайской ват юты колебался в зависимости от мировой цены серебра. С 15 октября 1934 г. курс юаня отошел от стоимости серебра на мировом рынке в связи с установлением пошлины на серебро, вывозимое из Китая. В 1935 г. проведена денежная реформа, серебряные юани изъяты из обращения и заменены бумажными — фаби. Было объявлено об отказе от серебряного стандарта и переходе к валюте на базе золота, но без фиксированного золотого содержания юаня. Чрезмерная бумажно-денежная эмиссия привела к инфляции юаня. Если в 1935 г. курс юаня к доллару США составлял 3,36 юаня за 1 долл., то в августе 1946 г. — 3350 юаней за доллар.


По денежной реформе 1948 г. золотое содержание юаня было установлено в 0,22217 г чистого золота и выпущены новые бумажные деньги — золотые юани, на которые обменивались фаби (3 млн фаби на 1 золотой юань). Официальный курс к доллару США установлен в 4 золотых юаня за доллар, однако уже 12 декабря 1948 г. он девальвирован до 20 золотых юаней за доллар.

По мере воссоединения районов, освобожденных Народно-освободительной армией Китая, происходило слияние местных банков. 1 декабря 1948 г. создан Народный банк Китая. Из обращения изъяты денежные знаки, выпущенные в различных районах — гоминьдановские деньги, запрещены обращение иностранной валюты, частная торговля золотом и серебром, установлен строгий валютный контроль. Многочисленные прежние денежные знаки заменены банкнотами Народного банка Китая — юанями женьминьби, что в переводе с китайского означает «народные деньги».

Юань КНР — базовая единица китайской денежной системы жэньминьби. Международное обозначение валюты — CNY. Один юань делится на 10 цзяо, которые в свою очередь делятся на 10 фэнь. Например, сумма в 3,14 юаня произносится как 3 юаня 1 цзяо 4 фэнь.

Народный банк Китая принял меры по преодолению инфляции: осуществлена централизация финансовой деятельности в стране, торговли, заготовок и распределения материальных ресурсов, введена единая система заработной платы, ценообразования, разработаны балансы доходов и расходов.

Важная черта денежного обращения в Китае 70-80-х годов XX в. — хроническое несоответствие объема денежной массы в обращении потребностям товарного и платежного оборотов в деньгах, что периодически вызывало рост цен. В связи с ухудшением финансово-экономического положения государство прибегло к большим масштабам денежной эмиссии, в том числе для финансирования капитального строительства и повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В 1982 г. по сравнению с 1978 г. количество денег в обращении увеличилось почти на 63%. В числе мер, применяемых для стабилизации денежного обращения, государство широко практиковало привлечение денежных средств населения в сберегательные кассы, а также внутренние займы и различные налоги. Кроме того, неоднократно предпринимались попытки ограничить необоснованный рост фонда заработной платы, сократить денежную эмиссию, увеличить производство потребительских товаров, расширить торговлю и сферу услуг.

Целью денежной политики НБК было определено «поддержание стабильной покупательной способности денег в целях содействия экономическому росту страны». В законодательном порядке в КНР был закреплен приоритет борьбы с инфляцией и экономического роста. Важное отличие НБК от центральных банков других стран заключается в подчиненности Госсовету. Согласно ст. 5 «Закона о Народном банке Китая» НБК представляет на утверждение Госсовета и затем исполняет его решения относительно годовых объемов денежной эмиссии, учетной ставки, валютного курса и другие важные вопросы, определяемые Госсоветом. При разработке денежной политики большое внимание уделялось классическому набору показателей (уровень безработицы, инфляции и темп экономического роста) в их взаимосвязи. Известно, что когда уровень безработицы высокий, рабочих мест недостаточно, то их трудно найти, общество неэффективно использует трудовые ресурсы. Слишком высокий темп инфляции обесценивает денежные ресурсы, однако считается, что контролируемая инфляция в пределах 1-3% в год может быть полезной, гак как стимулирует инвестиции и экономический рост. Кроме макроэкономических переменных (инфляция, безработица и экономический рост), процентные ставки по кредитам и депозитам, дефицит государственного бюджета и равновесие платежного баланса — тоже важные показатели функционирования экономики страны, неизменно находящиеся под пристальным вниманием китайских реформаторов в ходе адаптации китайской экономики к условиям рынка во второй половине 90-х годов XX в.


В 1998 г. сделан очередной важный шаг по реформированию кредитно-денежной системы — НБК отказался от жесткого контроля кредитной политики коммерческих банков, предоставив им право самостоятельно формировать кредитную политику. Одновременно реорганизована структура Центрального банка. До 1994 г. Н БК размещал свои учреждения в соответствии с административным делением страны. Углубление экономических реформ потребовало изменений в этом направлении. Для устранения влияния руководства провинций на отделения Центрального банка в 1998 г. ликвидированы провинциальные отделения НБК и созданы 9 межпровинциальных отделений. Кроме того, с 1996 г. в КНР снижается процентная ставка. В феврале 2002 г. ставка процента по срочным (годовым) вкладам населения снижена до 1,98% (с учетом налога, введенного на доходы от вкладов, она фактически составила 1,58%), кредиты стали предоставляться под 5,31%.

С середины 90-х годов в страну в значительных объемах поступает иностранный капитал, что требует согласования внутренней денежной политики с растущим притоком капитала и состоянием валютного рынка. Как следствие, избыточная денежная масса несколько раз (1985, 1988 и 1994 гг.) превращалась в «навес», который угрожал инфляционным взрывом, обострением социальной ситуации, срывом реформ, для предотвращения которого широко использовались административные и пропагандистские меры. Их эффективность во многом опиралась на высокий уровень доверия населения к власти и ее финансовым институтам. Достаточно заметить, что с 1990 по 2003 г. общая сумма депозитов населения увеличилась почти в 12 раз и составила свыше 90% ВВП.

Деятельность правительства КНР и Народного банка Китая, направленная на рост денежной массы, сочетатась с увеличением денежных доходов населения. За 24 года реформ (1979-2002) общенациональный фонд номинальной заработной платы вырос в 19,8 раза. Вклаты населения индексировались в соответствии с инфляцией, периодически применялись жесткие меры, направленные на предотвращение роста цен. Регулирование денежных доходов и эмиссии, изъятие из обращения временно свободных денежных средств через сберегательные вклады и ценные бумаги позволило сдержать рост цен и предотвратить скачок инфляции.

В 2002 г. Китай впервые в своей истории стал крупнейшим в мире получателем прямых иностранных инвестиций (при их общем сокращении на 27%), освоив 52,7 млрд долл. Снижение ставок, а также нормы отчислений в резервный фонд увеличили предложение денег в хозяйстве Китая. В то же время оно не вызывало в экономике инфляционных явлений. Такой результат достигается, с одной стороны, объективными обстоятельствами — ростом производства, а с другой — деятельностью НБК, включая его операции на открытом рынке с 40 государственными коммерческими банками. Считается, что они приобрели важное народно-хозяйственное значение: уже в 1999 г. НБК проводит операции репо (прямые и обратные) с государственными облигациями, выпускает и покупает собственные платежные обязательства и т.п., регулируя состояние ликвидности на рынке. Другой канал регулирования денежной массы — покупка или продажа иностранной валюты.


Облегчает регулирование инфляции и рост сбережений населения, который отчасти связан с его привычками и относительной неразвитостью (или рисками) других инструментов, включая имеющиеся на фондовом рынке акции предприятий. В конце 2001 г. сумма вкладов в финансовой системе КНР превышала 11 трлн юаней.

Высокий уровень монетизации китайской экономики и его эффективное воздействие на экономический рост обеспечиваются высоким уровнем ликвидности (капитализации) национальной банковской системы Китая. Если но объему ВВП Россия уступает Китаю в три раза, то по сумме средств кредитных организаций — в 15 раз. Общий уровень монетизации китайской экономики на начало 2007 г. составил 165%.

В 1996 г. операции по купле-продаже валюты предприятиями на зарубежном рынке были включены в банковскую систему конвертации. С конца 1996 г. в КНР официально действует ст. 8 соглашения с МВФ и введен обмен юаня на зарубежные валюты. В 2001 г. валютные резервы КНР превысили 212 млрд долл. В 80-90-е годы расширялась деятельность зарубежных финансовых структур на китайском рынке. В настоящее время в 23 городах КНР и провинции Хайнань действуют 190 финансовых структур с иностранным капиталом. В 1999 г. банки с зарубежным капиталом получили право открывать филиалы в городах центрального подчинения. В 2001 г. более 30 банков с иностранным капиталом осуществляли операции в юанях, а в ближайшие годы все банки с иностранным капиталом получат право на проведение таких операций в провинциях. Китай является членом МБРР и МВФ. В 1985 г. КНР вступила в Африканский банк развития, а в 1986 г. стала членом Азиатского банка развития.

Юань — одна из наиболее стабильных азиатских валют. После отмены двойной системы валютного обмена в начале 1994 г. единый курс установился на уровне 8,3-8,4 юаня за доллар США и остается на этой отметке, а с 1998 г. он составляет 8,28 юаня за доллар. Даже в условиях финансового кризиса, разразившегося в странах Восточной Азии и послужившего причиной длительного экономического спада и сокращения темпов роста в большинстве стран региона в 1997-1998 гг., последовательная политика китайского правительства в проведении реформы валютной системы, начатая в 1979 г., обеспечила финансово-экономическую безопасность государства.

С целью обеспечить устойчивость стабильно высокого роста национальной экономики китайское правительство до июля 2005 г. поддерживало фиксированный обменный курс юаня по отношению к доллару США, в то время как происходила его девальвация по отношению к основным мировым валютам — йене и евро. В соответствии с целями экономической политики Китай продолжает совершенствовать механизм регулирования курса юаня с учетом реальной финансово-экономической ситуации в стране и состояния международных платежей.