ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отдел образования Меркенского района
управления образования акимата Жамбылской области
Коммунальное государственное учреждение "Акаральская
общеобразовательная средняя школа- гимназия №5 "
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ С ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
(методическое пособие)
Р «Раздаточный материал с лексико- грамматическими заданиями на уроках русского языка в рамках обновленного обучения»: методическое пособие / Составитель, автор: Ж.А.Далибаева
Методическое пособие предназначено для общеобразовательных учреждений и учителей русского языка и литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Текст как особая единица языка и речи 5
Работа с текстом как технология формирования критического мышления 8
Язык и общество 12
Сдобное пресное тесто 45
Сладкие традиции Европы 50
Сладкие супы 56
Человек и экономика. 62
Планета людей 66
О маркетинге 69
Литература 82
Текст как особая единица языка и речи
Необходимость в продуманной системе развития речи и мышления обучающихся возникла давно, а с появлением в программе по русскому языку требования формировать коммуникативнуюкомпетенциювстала новая проблема: связать воедино уроки грамматики, орфографии и развития речи таким образом, чтобы функционально- стилистический аспект обучения, обеспечивающий коммуникативную компетенцию,
стал концептуальной основой современной методики.
Цель развития связной речи – формирование у учеников умений, необходимых для создания самостоятельных письменных и устных высказываний: умение продумать тему и основную мысль создаваемого высказывания, отобрать необходимый материал и систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковыесредства.
В истории методической практике накоплен большой опыт использования текста при изучении языковых единиц различного уровня. Как правило, текст является дидактическим материалом, иллюстрирующим особенности употребления изученных единиц. При этом в большинстве случаев текст используется на этапе обобщения и закрепления изученного. Новыеже подходы требуют более глубокого осмысления текста, где следует исходить из понимания текста как особой единицы языка и речи, с помощью которой реализуются цели общения в различных сферах человеческой деятельности.
Текст всегда связан с актом коммуникации, общения. Следовательно, речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Текст, таким образом, выполняет (по сравнению с другими единицами), только
ему присущую функцию: обеспечениекоммуникациивпроцессежизнедеятельностилюдей.
Текст как особая единица обладает необходимыми для реализации этой функции свойствами. Важнейшими из них являются:
-
информативность; -
содержательная и смысловая цельность; -
связность; -
композиционная завершённость.
Следовательно, чтобы создать текст, отвечающий условиям и задачам общения, необходимо реализовать названные категории в процессе осознанного отбора единиц языка. Единицы языка всех уровней, реализующие текстовой замысел, обладают текстообразующими функциями. Осознание этих функций помогает пишущему или слушающему создать свой текст или воспринятьчужой.
Текст представляет собой такую структуру, в рамках которой объединяются все элементы языка, все его единицы. Следовательно, при изучении единиц языка целесообразно раскрыть их свойства и функциональные возможности с помощью текста, на текстовойоснове.
Отсюда следует, что учащиеся должны иметь о тексте определённые сведения, чтобы быть готовыми к работе с текстом. Вот почему уже на первых этапах изучения русского языка необходимо дать понятие о тексте как особой единице языка и речи. Остановимся на некоторых характеристиках, которые необходимо учитывать при работе стекстом.
Тип текста – способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач:
-
статически изобразить действительность, описатьее; -
динамически отразить действительность, рассказать оней;
-отразить причинно-следственные связи явлений действительности.
В соответствии с этими целями коммуникации
выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Тип текста связан с функционально- смысловым стилем речи. Выделяютразговорный,
научный, деловой, публицистический, художественный стили. Научные тек5сты многообразны. Это учебники, статьи, доклады, энциклопедические статьи и многое другое. Особенностью данных речевых жанров является то, что в устном общении они представляют собой устную реализацию письменной формы. Деловой стиль представлен деловыми и коммерческими документами, нормативно-правовыми актами, контрактами, договорами и т.д. к публицистическому стилю относится газетная заметка, хроника, текст публичного выступления. В пособии представлены тексты разных жанров, направленные на то, чтобы вспомнить, что известно по изучаемому вопросу, делать предположения, задавать вопросы. Задания направлены на формирование навыков анализа, обобщения, систематизации, развитие критического мышления.
Работа с текстом как технология формирования критического мышления
Критически мыслить могут все, но не все
хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы обучающиеся могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.
Использование в обучении методов развития критического мышления (РКМ) – инструментдля формирования верной мысли, обоснованных суждений, адекватных чувств.
Важное в технологии развития критического мышления:
-
идет процесс развития навыков, а не информация; -
создается обучающая среда – атмосфера доверия, право иметь и высказывать свою точкузрения; -
обучающимся дается больше свободы, они больше думают, смелее высказывают свое мнение и выслушивают мнениедругих.
Применение технологии РКМ будет успешным, если придерживаться следующих принципов:
-
сотрудничество; -
взаимнаяответственность; -
отказ от обладанияистиной; -
рефлексия.
Эти принципы вместе формируют человека, наделяют его качествами, необходимыми в жизни. В современных условиях образования учеников на занятиях должны быть не только зрителями и слушателями, исследователями, добывающими знания самостоятельно. Путь познания лежит через слово. Поэтому особое место при изучении русского языка занимаетработа с текстом.
Задача
преподавателя при разборе текста – помочь обучающемусяпонять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить значение каждого предложения. Технология РКМ – серьезная помощница в достижении этих задач.
Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец,сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, риcунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.