Файл: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непрерывность поддержки – для получения положительного результата, эффективного использования ресурсов процесс поддержки должен быть непрерывен как во времени, так и в предложении инструментов поддержки для всех целевых групп. Для повышения социально-экономической эффективности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность необходим комплексный подход:

- улучшение ведения предпринимательской деятельности;

- расширение и облегчение доступа предпринимателей к различным банковским продуктам, в том числе и льготным;

- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- мероприятия по популяризации предпринимательской деятельности.

Международный опыт стран с высоким уровнем развития МСП показывает, что к наиболее эффективным инструментам государственной поддержки субъектов МСП относятся гарантийные организации, создаваемые за счет средств государственных бюджетов. Предоставляя гарантийную поддержку в рамках государственных программ поддержки МСП, гарантийные организации расширяют возможности МСП получить кредитные ресурсы для развития и стимулирует коммерческие банки улучшать условия кредитования для МСП. Необходимо разработать цифровую платформу для обеспечения доступности максимального количества электронных сервисов (в том числе федерального уровня). Кроме того, необходимо обеспечить открытый доступ ко всем мерам и инструментам поддержки региона для федеральных и региональных органов власти, институтов развития и других организаций. Разработка и реализация программ поддержки, направленных на субъекты МСП, в том числе в моногородах (расширение финансовых инструментов поддержки, предоставление беззалоговых и иных займов для субъектов МСП в моногородах); Популяризация и акселерация предпринимательства, обучение навыкам предпринимательской деятельности. Реализация информационной кампании по популяризации предпринимательской деятельности. Задача данного направления: увеличить количество желающих открыть свой бизнес среди экономически активного населения. Под экономически-активным населением понимаются совершеннолетние жители региона трудоспособного возраста, а учитывая плановый срок выхода на пенсию, то возрастная категория для женщин – это от 18 до 60 лет; для мужчин – от 18 до 65 лет. Реализация образовательных программ, направленных на формирование и развитие предпринимательских компетенций: обучение тех, кто только планирует открыть свой бизнес и начинающих предпринимателей В регионах реализуется программа «Начни своё дело», которая доказала свою эффективность. Задача программы – выявить людей с предпринимательскими компетенциями и в дальнейшем – помочь им разработать свой бизнес-проект.


Данная программа должна постоянно актуализироваться с учетом внедрения современных технологий и методик. Кроме этого, необходимо внедрение онлайн-обучающих форматов данной программы. Таким образом, целенаправленная государственная поддержка малых предприятий имеет важное значение для экономики России и возможна при условии, если она опирается на стройную концептуальную основу и вытекающую из нее систему последовательных мер регулирования. Как показал зарубежный опыт, «...лишь последовательная политика государства способна быть эффективной и привести к планируемому результату – созданию благоприятных условий развития малого предпринимательства» [19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В состав частного сектора экономики входят три группы предприятий, определяемые по общепринятой терминологии в зависимости от их размеров как малые, средние и крупные. Также выделяется группа индивидуальных предпринимателей. Каждая из перечисленных групп характеризуется наличием собственных обуславливающих стратегию ее экономического поведения интересов, а также своим отношением к государству, политическим и социально-экономическим проблемам. Деятельность среднего бизнеса находится в значительной зависимости от внутренней экономической конъюнктуры. Эта зависимость вынуждает средний бизнес вести конкурентную борьбу не только внутри своей группы, но также и с крупным отечественным и иностранным капиталом. Малое предпринимательство представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые по причине своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и частично политический уровень развития страны. Их уровень жизни и социальное положение обуславливает их принадлежность к большинству населения. Они выступают одновременно и потребителем товаров и услуг, и их непосредственным производителем. Данный сектор экономики представляет собой самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность, преимущественно, на местных рынках и при этом находятся в непосредственной взаимосвязи с массовым потребителем товаров и услуг. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.


Успешность развития малого и среднего предпринимательства в России напрямую зависело от политической ситуации и формы правления в стране в конкретный момент времени. На пути МСП в нашей стране было достаточно много препятствий, однако развитие демократии и переход к рыночной экономике способствовали постепенному преодолению этих препятствий. В настоящее время МСП обладает хорошим потенциалом для развития и занятия достаточно крепких позиций, так как способствует разрешению социально-экономических и других проблем. В современных экономических условиях можно говорить о начале следующего этапа развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, обусловленного началом глобального финансового кризиса, последствия которого неизбежно отразятся на малых и средних предприятиях, ставя при этом новые вызовы перед государственной системой поддержки данного сектора экономики.

3. В качестве главных приоритетов в деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в современных экономических условиях должны рассматриваться задачи, связанные с повышением интереса к предпринимательской активности, а также целенаправленный и продуманный подход к проектированию и реализации решений по регулированию предпринимательской деятельности. Результаты проведенного анализа позволили систематизировать ключевые проблемы и факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. В их число входят следующие: проблемы в  нахождении рынков сбыта продукции. Основными факторами, препятствующими активному развитию малого и среднего предпринимательства традиционно являются: недостаточная проработанность нормативно-правовой базы; сложности c поиском потребителей продукции; высокий уровень налогообложения; необходимость прохождения большого количества административных процедур, сопровождающаяся высокими издержками; недоступность источников финансирования предпринимательской деятельности; нарушения регулирующими органами прав предпринимателей.

Для того, что бы продукция предприятия успешно конкурировала, руководитель предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, с помощью сети сбыта, реализовать товар. Такую возможность, должна предоставлять инфраструктура поддержки МСП. Инфраструктура поддержки МСП – это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности малых предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг. Учитывая, что в последние годы созданы и действуют множество объектов инфраструктуры поддержки МСП, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не в состоянии. Таким образом, самая главная забота – это создание комплексной инфраструктуры поддержки МСП на государственном уровне.


Некоторое время назад проводился целый ряд исследований условий развития предпринимательства в России. В рамках данных исследований проводились масштабные опросы субъектов МСП, итоги которых, в частности, позволяли выявить основные проблемы, факторы, ограничивающие их развитие. Если обобщить результаты исследований, то, мы заметим, что, это свидетельствует о сохранении ряда ключевых факторов, которые негативно сказываются на развитие сектора: нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора МСП; проблемы доступа к источникам финансирования деятельности; сохранение высокого уровня административных барьеров; проблемы в нахождении рынков сбыта продукции. Следует отметить, что в качестве значимых факторов, ограничивающих развитие сектора МСП, следует выделить следующие: проблемы доступности земли и недвижимости; низкая престижность занятия предпринимательской деятельностью; проблемы кадрового обеспечения (доступа к трудовым ресурсам требуемой квалификации); сложности бухгалтерского учета и отчетности субъектов МСП; ограничения трудового законодательства и др.

Предложения по мерам, призванным решить или снизить остроту перечисленных проблем, могут быть следующие: изменение формата проведения конкурсных мероприятий по отбору регионов для предоставления субсидий; включение дейcтвующих и создаваемых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в систему информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; проработка вопроса создания дополнительных механизмов поддержки для инвестиционных проектов субъектов МСП; разработка механизмов софинансирования затрат предпринимателей на привлечение молодых квалифицированных специалистов; содействие развитию молодых компаний; поддержка бизнес-ангелов как инструмент развития рынка венчурного финансирования. При этом следует отметить, что первоочередными будут являться задачи по изменению формата конкурсных мероприятий и дополнительной информационной поддержке программы Минэкономразвития России, решение которых позволит повысить эффективность уже действующих механизмов поддержки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]: официальный текст с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции от 21.07.2014г №11-ФКЗ // Российская газета №7 от 21.01.2009г.
  2. Гражданский Кодекс Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146- ФЗ (часть первая) [Текст] : «Российская газета», 06.08.1998 № 148- 149 .
  4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Российская газета. 2007. 31 июля.
  5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 27.12.2018) // «Российская газета» от 30.12.2008.
  6. Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/c00f2876ab 0dd093b178ab9ee67e1b4a609f34b6/
  7. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
  8. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"

Список литературы:

  1. Алимова Т.А. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на предпринимательскую активность в странах ЦВЕ и РФ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 10. С. 64-85
  2. Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 480 с: ил. 5.
  3. Батрова Т.А. Предпринимательское право. - М.: Инфра-М, 2015. - 437 с.
  4. Белых В.С. Предпринимательское право России. - М.: Проспект, 2015. - 356 с.
  5. Боброва, А.А. Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике России / А.А. Боброва // Экономика и социум. – 2017. – № 6(37). – С. 7–11.
  6. Бреусова Е.А., Заволодько А. С. Вопросы стратегического развития муниципального образования. Ростовской области // Естественно-гуманитарные исследования. - 2015. - № 7. - С. 32-38.
  7. Виленский А.В. Оценка последствий копирования в Москве модели высокоразвитых стран государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2011. - № 2. – С.8-30.
  8. Грицинина, Е.С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е.С. Грицинина, Н.В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. – С. 35–39.
  9. Демичев А.А., Карпычев М.В., Леонов А.И. Предпринимательское право. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 352 с.
  10. Департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России: Официальный сайт. URL: orv.gov.ru/Content/Item?n=11664
  11. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. - М., НОРМА, 2014. - 245 с.
  12. Зотов В. Б. Система муниципального управления: учебник для студентов вузов. – СПб. – М. – Н. Новгород - Воронеж : Питер, 2014. - 611 с.
  13. Ковалева Ю.А. Совершенствование государственного управления механизмом регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на материалах «НО Рефтинский муниципальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» // «Экономика и социум» № 6(25). – 2016 // Ресурс доступа: https://readera.ru/ekonomika-socium/
  14. Колегов В.В. Оценка регулирующего воздействия: опыт внедрения на региональном уровне // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 39. С. 95–112.
  15. Комаева Л.Э. Показатели и проблемы социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования, 2015, № 1
  16. Лексип В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2014.
  17. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - M., 2017. – 78 с.
  18. Платунов Д.В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области// Ростовский научный журнал. выпуск № 5 Декабрь 2016
  19. Плетнев Д.А., Николаева Е.В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах [Текст]: Стратегии бизнеса. Анализ, прогноз, управление. – 2015. – №9 (17). – С.30-36
  20. Пурыжова Л. В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности: основные подходы // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/90/19040/
  21. Токарев В.Б. Влияние малого бизнеса на развитие регионов России // Вопросы статистики. 2014. №3. С. 30-34
  22. Украинцева И. В., Авдеева А. И. Об эффективности предпринимательской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 23. – С. 91–94. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770440.htm.
  23. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru
  24. Храпунов В. В. Теория государственного регулирования экономико-территориальных отношений и территориального развития. СПб., 2013. – 644с.
  25. Черкесова Э.Ю. Человеческий капитал как основа инновационной экономики // Кадровик - № 7– 2014 г. – С. 62-67