Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1) исследовать содержание и основные направления государственного регулирования и поддержки инновационного развития;

2) рассмотреть правовые основы регулирования инновационной деятельности;

3) провести анализ регулирования и поддержки инновационных проектов на примере Тюменской области;

4) выявить проблемы регулирования и поддержки инновационных проектов и определить пути их решения.

Объект исследования: реализация государственной инновационной политики в регионах России.

Предмет исследования: государственное регулирование и поддержка инновационных проектов.

Глава 1. Теоретические аспекты государственной инновационной политики

1.1. Содержание и основные направления государственного регулирования и поддержки инновационного развития

1.2. Правовые основы государственного регулирования  инновационной деятельности

Глава 2. Анализ реализации государственной инновационной политики в регионах России

2.1. Исследование регулирования и поддержки инновационных проектов на примере Тюменской области

2.2. Проблемы регулирования и поддержки инновационных проектов

Глава 3. Пути совершенствования государственной инновационной политики в России

Заключение

Список литературы

ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр» (далее – Тюменский технопарк) является важнейшим элементом инновационной инфраструктуры Тюменской области и осуществляет комплексную поддержку инновационных процессов на всех стадиях: от формирования начальной идеи до внедрения новой технологии в серийное производство. Также технопарк оказывает поддержку резидентам на этапах получения патентов и лицензий, выведения нового продукта или технологии на рынок. Для этих целей в технопарке имеются специализированная материально-техническая инфраструктура и комплексная инфраструктура бизнес услуг (бизнес-планирование, налоговый, финансовый, юридический, консалтинг), а также развитая финансовая инфраструктура.

В сентябре 2010 г. заключено соглашение между Правительством Тюменской области и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», в результате чего, Тюменский технопарк начал осуществлять свою деятельность в качестве официального представительства Фонда в регионе.

Программы, реализуемые Фондом, призваны оказывать содействие инноваторам, стремящимся разработать и запустить производство новых товаров, технологий или услуг с использованием результатов своих научно-технологических исследований, имеющих большой потенциал коммерциализации.

В 2013 г. в рамках соглашения между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, Федеральным институтом промышленной собственности, Тюменским областным Советом ВОИР (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов) и ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр» создан Центр поддержки технологий и инноваций. Данный Центр выполняет функции по содействию в проведении патентных исследовании и предоставлению патентной информации, осуществляет консультирование по правовым вопросам в области интеллектуальной собственности, лицензирования результатов интеллектуальной деятельности.

Постановлением Правительства Тюменской области №338-п от 03.09.2012 г. утвержден «Порядок ведения реестра объектов инновационной инфраструктуры Тюменской области» (далее – Реестр).

В Реестр вносится данные об организациях и объектах, созданных с участием бюджетных или внебюджетных средств для развития инновационной деятельности в области и осуществляющих поддержку субъектов инновационной деятельности.

В настоящее время в Реестр включены сведения о следующих организациях, относящихся к объектам инновационной инфраструктуры региона: Тюменский технопарк; Технопарк Тюменского государственного университета; Научно-производственный инновационный комплекс (Технопарк) Тюменского государственного нефтегазового университета (с 2016 г. – Тюменский индустриальный университет); ГБУ ТО «Областной бизнес-инкубатор».


В 2014 г. в Тюменском технопарке создан новый объект инновационной инфраструктуры – Центр прототипирования, представляющий собой инженерно- производственный комплекс, специализирующийся на разработке полной системы производства – от компьютерного проектирования до технологического оснащения. Реализация мероприятия стала возможной благодаря федеральной субсидии, предоставленной бюджету Тюменской области по итогам участия региона в конкурсном отборе субъектов РФ, проводимом Минэкономразвития России.

Координацией усилий и созданием механизма взаимодействия всех участников региональной инновационной системы занимается Совет по развитию инновационной деятельности в Тюменской области (далее – Совет). В состав Совета входят руководители крупнейших промышленных предприятий области, представители вузов и эксперты научно-исследовательских институтов. Совет разрабатывает рекомендации и предложения по реализации региональной инновационной политики.

Важным событием в развитии инновационной деятельности региона стало вступление Тюменской области в рамках Петербургского международного экономического форума в мае 2014 г. в Ассоциацию инновационных регионов России (АИРР).

Участие региона в Ассоциации способствует обмену накопленным опытом по созданию благоприятных условий для развития инноваций, реализации межрегиональных проектов, в том числе федерального значения, продвижению инновационных проектов и инновационной продукции региона, активному взаимодействию с федеральными и региональными органами государственной власти.

2.2. Проблемы регулирования и поддержки инновационных проектов

Как показывает анализ практики работы Роспатента, на официальном сайте Федерального института промышленной собственности регулярно размещается актуальная информация и практические рекомендации для субъектов малого и среднего бизнеса о порядке патентования продукции в качестве изобретений, полезных моделей или промышленных образцов.

Кроме того, для малого предпринимательства законодательством предусматриваются льготы (50 процентов установленного размера пошлин), существует порядок возмещения затрат на патентование (п. 15 Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. № 781[17]).


Анализ мнений ученых и специалистов в области защиты прав интеллектуальной собственности, практики работы Роспатента, муниципальной практики позволяет выделить ряд интересных проблем.

Прежде всего, существует проблема обеспечения правовой охраны и закрепления, интеллектуальных прав за организациями[18]. Низкий уровень общей и правовой культуры проявляется при регистрации товарных знаков, и даже является причиной отказов в регистрации Роспатентом (Решение Роспатента от 29.05.15 об отказе в государственной регистрации товарного знака «Отпад!» по заявке № 2013740247, Решение Роспатента от 12.08.2015 об отказе в государственной регистрации товарного знака «Ёшкин Кот» по заявке № 2014705816).

Аналогичная ситуация с отказами в регистрации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Предприятия сегодня не готовы использовать интеллектуальные права как инструмент конкуренции при экспорте продукции на иностранных рынках с высокой культурой правовой охраны интеллектуальной собственности. Причина этой проблемы в нехватке правовых знаний, информации, низком уровне правовой культуры в сфере защиты интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы возможно через методологическую поддержку предпринимательства Роспатентом: опубликование в широком доступе материалов по зарубежному патентованию, охране товарных знаков за рубежом, рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности, информации о способах защиты интеллектуальных прав в России и за рубежом[19].

Так же необходимо создание инструкций-методичек для субъектов предпринимательства, посвященных работе с отдельными видами результатов интеллектуальной деятельности (патентами, ноу-хау, товарными знаками, авторскими правами). На базе Российской государственной академии интеллектуальной собственности необходима организация повышения квалификации кадров в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности для субъектов малого и среднего бизнеса. Важно обучение предпринимателей работе с патентными ландшафтами для выявления перспективных технологий, продуктов и услуг, наиболее осваиваемых сегментов рынка, перспективных технологий, ведущих исследователей и технологических партнеров.

Для продвижения продукции российского предпринимательства на международном рынке необходимо развитие и использование национальных, региональных и локальных брендов, зарегистрированных в качестве товарных знаков. Анализ практики Роспатента даёт возможность отследить информацию по результатам последних заявок: «Сделано в России ручная работа» (гос. регистрация в Роспатенте № 605658, от 15.02.2017), «Традиции Крыма произведено в Крыму Крым» (гос. регистрация в Роспатенте № 612308, от 10.04.2017), «Сделано на Камчатке» (гос. регистрация в Роспатенте № 604405, от 03.02.2017), «Химки – город в котором хочется жить» (гос. регистрация в Роспатенте № 613982, от 26.04.2017), «Челнинский хлеб с теплом в каждом доме» (гос. регистрация в Роспатенте № 606019 от 17.02.2017), «Зори в деревне Катюшено» (гос. регистрация в Роспатенте № 610376, от 24.03.2017).


В России распространена практика продвижения брендов, связанных с конкретным продуктом или видом товаров. Развивается региональное комплексное брендирование. Например, известными брендами стали «Сделано в Татарстане», «Сделано в Черноземье», «Велики Устюг – Родина Деда Мороза». Интересна на наш взгляд проблема, которая была связана с регистрацией товарного знака «Сделано на Дону». На стадии разработки бренда возникали споры по поводу правообладания и широты распространения товарного знака. Река Дон протекает через пять областей (Воронежскую, Тульскую, Липецкую, Рязанскую), которые могут претендовать на использование данного символа. На сегодняшний день правообладателем товарного знака стала Ростовская область[20].

В различных субъектах Российской Федерации ведётся работа по созданию региональных брендов, например, «Сделано в Карелии». Находится в стадии разработки бренд «Сделано в Якутии» (Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г.). В связи с развитием региональных брендов интересной стала проблема возвращения субъекту РФ уже зарегистрированного, известного товарного знака. Так, Глава Республики Саха (Якутия) намерен в судебном порядке вернуть в республику бренд «Бриллианты Якутии» с последующей национализацией. В настоящее время правообладателем является организация, не зарегистрированная на территории республики. Члены Ассоциации «Альянс ЭПЛ. Якутские бриллианты», выступили с открытым письмом в адрес Главы Республики Саха (Якутия), где пояснили, что словосочетание «бриллианты Якутии» не является охраноспособным с точки зрения возможности регистрации товарного знака в соответствии п. 1 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ, так как являются общеупотребимыми, указывают на вид, свойство и место производства товаров.

Развиваются и локальные бренды. Так, в настоящее время на территории Южного Урала осуществляется работа по формированию и развитию общемуниципальных брендов «Сделано в Белорецке», «Сделано в Магнитогорске» (Протокол заседания Общественного координационного Совета по развитию предпринимательства в г. Магнитогорске от 25.02.2016 г. № 113).

Как нам представляется, на сегодняшний день важно разработать и реализовать стратегию эффективного продвижения брендов на внутреннем и внешнем рынках. Должна работать система подтверждения соответствия брендируемых товаров и услуг установленным стандартам качества и месту происхождения. Координацию деятельности государственных и муниципальных органов власти и субъектов предпринимательства в области продвижения национального и региональных брендов должен обеспечить механизм частно-государственного партнерства[21].


Для того чтобы иметь право воспользоваться региональным брендом местные производители должны выполнить ряд условий правообладателя товарного знака, а именно заявитель должен быть зарегистрирован в органах ФНС на территории субъекта РФ или муниципального образования, должен обеспечить высокий уровень качества продукции, товаров, услуг и использовать преимущественно местное сырье для производства. Заявители подают документы, специальная комиссия ведёт отбор производителей (Приказ ДНПиП г. Москвы от 26.09.2016 № П-18-12-208/6 «О создании экспертной комиссии по вопросам поддержки московских производителей в конгрессно-выставочной сфере при реализации программы «Сделано в Москве (Made in Moscow)»», Положение о порядке предоставления права использования графического изображения и словесного наименования товарного знака «Произведено в Забайкалье», утв. Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края от 05 октября 2015 г. № 189).

Анализ муниципальной практики показывает, что с формированием и развитием общемуниципальных брендов предприниматели связывают перспективу решения проблемы перераспределения покупательского спроса с продукции федеральных сетей на товары местных производителей (Протокол заседания Общественного координационного Совета по развитию предпринимательства в г. Магнитогорске от 25.02.2016 г. № 113; Протокол заседания Общественного координационного Совета по развитию предпринимательства в г. Магнитогорске от 8.09.2016 г. № 489).

Выводы

Проведенное во второй главе работы исследование регулирования инновационного предпринимательства на примере Тюменской области позволяет сделать выводы, что регион планомерно расширяет поддержку инновационной деятельности и совершенствует ее инфраструктуру.

В настоящее время основной проблемой инновационного развития Тюменской области является недостаточная реализация инновационного потенциала. Сдерживающими факторами инновационного развития региона являются недостаточная степень коммерциализации интеллектуальной собственности и неэффективность механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов.

Регион обладает серьезным научным и образовательным потенциалом, но он не в полной мере реализуется в инновационных предприятиях. Рейтинги, уровней образования и науки в Тюменской области довольно высокие, а монетизация, превращение в инновационные бизнесы пока остаются на низком уровне. Региональные показатели инновационного развития отстают от средних значений по России и УФО.