Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Правовое регулирование лицензирования предпринимательского права в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности является одним из институтов предпринимательского права. Этот институт в современном его виде не имел аналогов в советском праве.

Лицензирование является одним из новых понятий предпринимательского права. Понятие «лицензирование» относительно недавно введено в отечественную правовую науку, хотя задолго до этого времени попытались ввести лицензирование. Оно необходимо в любом обществе, где легализованы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, создан и функционирует свободный экономический рынок, существует многоукладная экономика. Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным.

В странах с развитой рыночной экономикой сложился действенный механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности, включая большой арсенал форм, методов и инструментов, используемых с учетом конкретной экономической ситуации. Среди них значительное место занимает лицензирование, которое используется в условиях рыночной экономики повсеместно.

Вопросам правового регулирования лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности в науке предпринимательского права не уделяется достаточно внимания. Лишь отдельные правовые аспекты лицензирования разработаны в научно-теоретических исследованиях, в частности в работах И.В. Даниловой, А.С. Калининой, Ю.Р. Геты и т.д. Однако большинство работ в значительной степени устарела и не отвечает современным реалиям, поскольку главное внимание в них уделялось анализу разрешительной системы.

Целью исследования является исследование научных положений относительно правового регулирования лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и анализ предложений по совершенствованию законодательства в сфере лицензирования.

Согласно поставленной цели основное внимание уделено решению следующих задач:

- выявления сущности, правовой природы и значения лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности;

- определение понятия лицензирования и лицензионных правоотношений;

- анализа правовых основ лицензирования предпринимательской деятельности и обоснование целесообразности установления единого (унифицированного) порядка лицензирования.


Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с лицензированием определенных видов предпринимательской деятельности.

Предметом исследования является правовое регулирование лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности.

Методы исследования. Методологическую основу исследования составили, принятые в юридической науке методы научного исследования. Обобщение явлений и процессов при осуществлении правового регулирования лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности базируется на системном анализе правовых дефиниций и категорий.

Структура работы: введение, исследовательские главы, заключение, использованные законодательные и научные источники, приложения.

1. Общие положения об институте лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

1.1. Понятие лицензирования как процедуры и процесса в сфере легитимации предпринимательской деятельности

По мнению А.А. Мохова лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Для занятия некоторыми видами предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии. В данном подпункте мы выясним, для чего нужно получать лицензию, а так же рассмотрим процесс её получения.[1]

Лицензирование предпринимательской деятельности в РФ:

Лицензирование предпринимательской деятельности в России регулируется Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности». С полным перечнем видов деятельности, требующими лицензии, можно ознакомиться в ст. 12 (на сегодняшний день туда входит 50 видов). К наиболее популярным из них относятся:


  • Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, предназначенным для перевозок свыше 8 человек.
  • Деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности сооружений и зданий
  • Фармацевтическая деятельность
  • Медицинская деятельность
  • Образовательная деятельность.
  • За исключением образовательной деятельности, получить лицензию на указанные виды деятельности может как организацию, так и индивидуальный предприниматель.

Помимо Закона № 99-ФЗ, некоторые виды деятельности регулируются и другими федеральными законами. Это касается, в частности, лицензий на производство и продажу этилового спирта, а так же спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Требования к соискателю лицензии. Чтобы получить лицензию, ИП или организация должны отвечать ряду требований. Требования эти отличаются в отношении каждого вида деятельности и указаны в соответствующем положении о лицензировании, утверждаемом Правительством РФ. В числе таких требований может быть наличие у соискателя транспортных средств, объектов недвижимости, оборудования, а так же наличие работников с определённым образованием, стажем работы и квалификацией. Определённые требования могут быть предъявлены и к размеру уставного капитала соискателя, отсутствию каких-либо задолженностей и т.д.[2]

Время и место действия лицензии. За некоторыми исключениями (например, в случае выдачи временных лицензий в соответствии с законом об образовании), лицензии выдаются бессрочно, то есть, на неопределённый срок. Организация или ИП могут осуществлять регламентируемую лицензией деятельность со следующего после выдачи лицензии дня. Лицензируемую деятельность они могут осуществлять на всей территории РФ, а так же на иных территориях под юрисдикцией России. Однако при этом есть нюанс. Как правило, выдают лицензии федеральные органы власти (МВД, МЧС, ФСБ и т.д.). Однако полномочия по предоставлению лицензий в некоторых видах деятельности переданы на уровень субъектов РФ. Соответственно, в этих сферах лицензированием предпринимательской деятельности занимаются уже региональные органы власти. В этом случае лицензия, выданная органом власти одного субъекта, будет действовать в другом субъекте РФ только в том случае, если тот был поставлен в известность лицензирующим органом, выдавшим лицензию.

Что нужно сделать, чтобы получить лицензию. Для получения лицензии следует обратиться с заявлением в соответствующий лицензирующий орган. В заявлении нужно указать ряд сведений, в том числе и о соискателе. К заявлению необходимо приложить ряд документов: заверенные нотариально копии учредительных документов вашей организации, копии тех документов, которые определены соответствующим положением о лицензировании предпринимательской деятельности, а так же опись прилагаемых документов. От соискателя лицензии запрещено требовать ещё какие-либо документы, в том числе и те, что подтверждают уплату государственной пошлины. Рассмотрение документов и проверка предоставленных сведений осуществляются в срок, не превышающий 45 рабочих дней. Этот срок может быть сокращён в отношении отдельных видов деятельности. По результатам рассмотрения лицензирующим органом принимается решение об отказе или о предоставлении лицензии. При получении решения об отказе или в случае бездействия лицензирующего органа соискатель может обратиться в суд.[3]


Итак, Необходимость получения лицензии, прежде всего, состоит в том, что к лицензируемым относятся наиболее значимые виды экономической деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба особо охраняемым объектам и интересам. А охраняет государство наше здоровье, нравственность, оборону страны и т.д. И для того, чтобы любой «желающий» не смог нанести им ущерб, государство предусматривает дополнительные требования для соискателей лицензий. В свою очередь, нарушение законодательства о лицензировании, является основанием для привлечения лица к ответственности со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Подробнее об ответственности будет упомянуто ниже. Теперь давайте разберемся: в каких случаях необходимо получение лицензии и что для этого нужно.

Лицензирование - одна из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая представляет собой особую процедуру официального признания права индивидуального предпринимателя или юридического лица на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.

Лицензия - это официальный документ, который удостоверяет право на ведение указанной в нем деятельности в течение установленного срока и условия ее осуществления. То есть, по сути, лицензия является разрешением на ведение некоторых видов деятельности.[4]

1.2. Содержание и значение института лицензирования для теории и практики предпринимательского права

В предпринимательском праве России теоретические аспекты лицензирования разработаны недостаточно. Ученые в области предпринимательского права в своих исследованиях касались лишь отдельных вопросов, не совершая комплексного анализа лицензирования как правового института.

В первую очередь следует отметить исследования В.С. Белых, который отмечает, что лицензирование необходимо для противодействия вступлению на рынок лиц, не способных из-за отсутствия соответствующей квалификации и других возможностей грамотно заниматься определенным видом деятельности, и следовательно, направлено на защиту прежде всего потребителей, и самих участников предпринимательской деятельности. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности свойственно не только странам, которые осуществляют трансформацию к рыночной экономике, но и давно известно государствам, где рыночная экономика является развитой.


Если проанализировать правовую доктрину Российской Федерации, то обращает на себя внимание многоаспектность рассмотрения проблемы лицензирования.

В юридической литературе Российской Федерации существуют две противоположные точки зрения относительно лицензирования:

а) оно чрезвычайно забюрократизировано, противоречит рыночным отношениям и потому должно быть отменено;

б) лицензирования совместимо с рыночными отношениями и должно осуществляться государством и органами местного самоуправления, но в четких рамках, не нанося ущерб развитию конструктивного предпринимательства. По мнению В.И. Крусс, первая из приведенных точек зрения относится скорее к практике лицензирования, тогда как вторая характеризует стремление к теоретическому осмыслению проблемы.

Представитель первой точки зрения А.П. Алехин считает, что лицензирование в целом неэффективно, поскольку отсутствуют организационно-правовые гарантии достижения его целей и - соответственно - оно является формальным актом, рассчитанным на законопослушных.

Это поддерживает ведущий российский ученый-хозяйственник В.В. Лаптев, который считает, что свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности. Ученый предлагает вместо лицензирования, является формой предварительного и достаточно бюрократического контроля за хозяйственной деятельностью, в необходимых случаях использовать следующий государственный контроль за хозяйственной деятельностью.[5]

Распространено понимание лицензирования как административно-правового режима. Лицензирование как институт административного права исследованы в диссертациях российских ученых А.Г. Семенникова, Ю. Мильшина и других. Ведущий российский ученый-административистов Д.Н. Бахрах считает, что лицензирование - это административно-правовой режим, опосредует особый порядок деятельности исполнительной власти, необходимо, прежде всего, для обеспечения безопасности.

В административно-правовой литературе Российской Федерации также употребляется понятие лицензионно-разрешительной системы, рассматривается в двух аспектах: в широком и узком смысле.[6]

И.С. Большухина предлагает под административно-правовым режимом лицензирования в контексте теории административно-правовых режимов понимать:

- специальный правовой режим деятельности органов государства, допускает расширение правосубъектности физических и юридических лиц при осуществлении отдельных видов деятельности, а также предусматривает надзор и контроль над соблюдением правил лицензирования, ответственность за нарушение правил лицензирования, вводится в качестве социально-объективного и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства. При этом в разрешительной системе наряду с лицензированием также выделяется аттестация, аккредитация, система выдачи прав на управление транспортными средствами, организация допуска к государственной тайне и т.д.[7] Считаем, что указанные взгляды демонстрируют очевидную недостаточность административно-правового подхода к оценке и анализу лицензирования, который сводится к исследованию разрешительных систем, существенно отличаются от лицензирования хозяйственной деятельности. В данном контексте лицензирования рассматривалось в диссертационных исследованиях российских ученых А.В. Луговской "Лицензионное деятельность милиции", В.И. Шалашова "Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел», Д.В. Чермянинова "Лицензионно-разрешительная деятельность таможенных органов РФ».