Файл: Научноисследовательская работа по направлению подготовки 09. 03. 04 Программная инженерия (уровень бакалавриата), направленность (профиль) Разработка программноинформационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра «Информационные системы»

Утверждаю

Декан ФИТ

___________ И.А. Рычка

«____» ________ 2019 г.
Программа практики
научно-исследовательская работа

Направление подготовки

09.03.04 Программная инженерия

Направленность (профиль)

Разработка программно-информационных систем

Уровень высшего образования

Бакалавриат

Форма обучения

Очная, заочная

Программа практики составлена на основании ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия и учебного плана ФГБОУ ВО «КамчатГТУ».
Составитель программы практики
Доцент кафедры ИС, к.ф.-м.н. ___________________ Долгая А.А.

Программа практики рассмотрена на заседании кафедры «Информационные системы»

«____»__________2019 г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

«_____»________2019 г. ___________________________ Проценко И.Г.


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Научно-исследовательская работа (НИР) является обязательным разделом программы бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Научно-исследовательская работа по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (уровень бакалавриата), направленность (профиль) «Разработка программно-информационных систем» проводится:

Очная форма обучения 4 курса в количестве 108 часов/3 з.е. (2 недели).

Заочная форма обучения 4 курса в количестве 108 часов/3 з.е. (2 недели).

Целью научно-исследовательской работы обучающихся по очной и заочной форме обучения 4 курса является подготовка обучающегося к осуществлению фундаментальных и прикладных научных исследований в области разработки программно-информационных систем как самостоятельно, так и в составе творческих научных коллективов.

Задачи научно-исследовательской работы обучающихся по очной и заочной форме обучения 4 курса:

  • приобрести навыки формулирования целей и задач научного исследования; выбора и обоснования методики исследования;

  • изучить литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении НИР;

  • выполнить анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследований;

  • выполнить теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;

  • выполнить анализ достоверности полученных результатов;

  • сравнить результаты собственных исследований с отечественными и зарубежными аналогами;

  • приобрести навыки оформления результатов научных исследований (оформление отчёта, написание научных статей, тезисов докладов).


Научно-исследовательская работа направлена на формирование следующих компетенций:

ОПК-1 владение основными концепциями, принципами, теориями и фактами, связанными с информатикой

ОПК-4 способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

ПК-12 способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования

ПК-13 готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности

ПК-14 готовность обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности

ПК-15 способность готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях

ПК-21 владение навыками чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации


2. ВИД ПРАКТИКИ

Вид практики – научно-исследовательская работа.
3. Способы, формы проведения и базы практики
Способы проведения практики:

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.04 «Программная инженерия», способы проведения практики – стационарная.

Форма проведения практики – дискретная – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практики.

Место проведения практики: выпускающая кафедра «Информационные системы».

4. перечень планируемых результатов обучения

при прохождении практики, соотнесенных

с планируемыми результатами освоения

образовательной программы
Таблица 1 – Планируемые результаты освоения практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы


Код

компе-

тенции

Планируемые

результаты освоения

образовательной

программы

Планируемый

результат освоения практики

Код

показателя

освоения

ОПК-1

владение основными концепциями, принципами, теориями и фактами, связанными с информатикой

Знать:

- основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой.

З(ОПК-1)1

Уметь:

- применять основные концепции, принципы, теории и факты, связанные с информатикой.

У(ОПК-1)1

Владеть:

- основными концепциями, принципами, теориями и фактами, связанными с информатикой

В(ОПК-1)1

ОПК-4

способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

Знать:

– общую схему хода научного исследования;

– методы научного познания;

– принципы выбора темы научного исследования;

– правила подготовки черновой рукописи и изложения научных материалов


З(ОПК-4)1
З(ОПК-4)2

З(ОПК-4)3
З(ОПК-4)4


Уметь:

– применять основные понятия научно-исследовательской работы


У(ОПК-4)1


Владеть:

– навыками применения понятий научно-исследовательской работы;

– навыками библиографического поиска литературных источников;

– навыками изучения литературы и отбора фактического материала


В(ОПК-4)1

В(ОПК-4)2
В(ОПК-4)3

ПК-12

способность к формализации в своей предметной области с учетом ограничений используемых методов исследования

Знать:

- методы и приемы формализации задач


З(ПК-12)1


Уметь:

- использовать методы и приемы формализации задач;

- проводить исследования и анализ предметной области


У(ПК-12)1

У(ПК-12)2

Владеть:

- навыками формализации задач в своей предметной области, учитывая ограничения используемых методов исследования


В(ПК-12)1

ПК-13

готовность к использованию методов и инструментальных средств исследования объектов профессиональной деятельности

Знать:

- методы разработки, анализа и проектирования ПО;

- инструментальные средства для разработки и анализа программных систем


З(ПК-13)1
З(ПК-13)2

Уметь:

- использовать инструментальные средства для разработки и анализа программных систем


У(ПК-13)1



Владеть:

- навыками использования инструментальных средств для разработки и анализа программных систем


В(ПК-13)1



ПК-14

готовность обосновать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнение экспериментов по проверке их корректности и эффективности

Знать:

– основные подходы к анализу и оценке принимаемых проектных решений и проверке их на корректность и эффективность


З(ПК-14)1


Уметь:

– обосновывать принимаемые проектные решения;

– выполнять анализ и проверку принимаемых проектных решений на корректность и эффективность


У(ПК-14)1
У(ПК-14)2


Владеть:

– навыками использования методов анализа и оценки проектных решений и проверке их на корректность и эффективность


В(ПК-14)1

ПК-15

способность готовить презентации, оформлять научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, публиковать результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях

Знать:

– приемы подготовки презентаций и оформления научно-технических отчетов;

- современных системы подготовки презентаций;

- государственные и отраслевые стандарты на оформление научно-технической документации;

- правила оформления докладов и статей


З(ПК-15)1

З(ПК-15)2
З(ПК-15)3


З(ПК-15)4

Уметь:

– разрабатывать и оформлять проектную и рабочую техническую документацию;

- подготавливать данные для составления отчетов и научных публикаций;

- составлять отчеты по выполненному заданию


У(ПК-15)1

У(ПК-15)2

У(ПК-15)3


Владеть:

– навыками использования современных систем подготовки презентаций;

- методами и средствами разработки и оформления технической документации;

- методами и средствами создания презентаций и научно-технических отчетов


В(ПК-15)1

В(ПК-15)2

В(ПК-15)3


ПК-21

владение навыками чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации

Знать:

– основные методы контроля проекта;

- процедуры управления требованиями


З(ПК-21)1
З(ПК-21)2

Уметь:

– выделять главную идею в документации;

- проводить документирование версий;

- управлять изменениями


У(ПК-21)1
У(ПК-21)2
У(ПК-21)3


Владеть:

– навыками чтения, понимания и выделения главной идеи прочитанного исходного кода, документации


В(ПК-21)1





5. место практики в структуре

образовательной программы
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.04 «Программная инженерия», практика относится к вариативной части образовательной программы и является обязательной.

6. объем практики в зачетных единицах

и ее продолжительность в неделях
Объем научно-исследовательской работы составляет, в соответствии с учебным планом ФГБОУ ВО «КамчатГТУ»:

Очная форма обучения – 3 зачетных единиц (108 часов). Продолжительность практики – 2 недели.

Заочная форма обучения – 3 зачетных единиц (108 часов). Продолжительность практики – 2 недели.
7. содержание практики
Тематический план научно-исследовательской работы приведен в таблице 2.

Таблица 2 – Тематический план прохождения практики

Наименование раздела (этапа) практики и вида учебной деятельности

Всего часов

Формы текущего

контроля результатов прохождения практики

Итоговый контроль

результатов

прохождения

практики

  1. Организационный этап

3







Участие в организационном собрании. Получение программы практики и методических указаний по ее прохождению

1

Непосредственное наблюдение руководителем практики



Консультация руководителя практики от кафедры

1

Непосредственное наблюдение руководителем практики



Прохождение вводного инструктажа по технике безопасности, охране труда, правилам внутреннего распорядка базы практики

1

Экспертный анализ отчета по практике



  1. Основной этап

73







Обоснование выбора темы исследования, в том числе ее актуальности, научной новизны и/или практической значимости. Определение объекта и предмета исследования, цели и задач исследования.

14

Экспертный анализ отчета по практике

Заполнение отчета по практике

Обзор и анализ источников – материалов в официальных документах, проектах, научной литературе, справочно-информационных, библиографических, статистических изданиях, диссертациях, текстах, рукописях, отчетах о научно-исследовательской работе и опытных разработках и т.п.

14

Экспертный анализ отчета по практике

Заполнение отчета по практике

Теоретико-методологические основания и методы исследования. Выбор концепции, теории, принципов, подходов для проведения исследования. Определение и характеристика методов решения поставленных задач, методика и техника проведения эксперимента, обработки результатов.

15

Экспертный анализ отчета по практике

Заполнение отчета по практике

Практическое решение поставленных задач на основе выбранных методов, с помощью методики и техники проведения эксперимента, обработка результатов.

15

Экспертный анализ отчета по практике

Заполнение отчета по практике

Выводы по результатам исследования, в соответствии с поставленными задачами, представляющие собой решение этих задач. Основной научный результат, полученный в соответствии с целью исследования (решение поставленной научной проблемы, получение/применение нового знания о предмете и объекте), подтверждение или опровержение рабочей гипотезы. Возможные пути и перспективы продолжения работы.

15

Экспертный анализ отчета по практике

Заполнение отчета по практике

  1. Заключительный этап

32







Обработка и систематизация полученных материалов для составления отчета о практике в соответствии с утвержденным планом

16

Непосредственное наблюдение руководителем практики

Отчет по практике

Оформление отчета о практике в соответствии с предъявляемыми требованиями

16

Непосредственное наблюдение руководителем практики

Отчет по практике

Защита отчета о практике

(дифференцированный зачет)





Анализ отчета по результатам прохождения практики; анализ результатов защиты отчета о практике и ответов на вопросы руководителя практики

Всего

108









Тематический план прохождения практики может корректироваться с учетом особенностей организации – базы практики.

Распределение учебных часов по этапам практики приведено в таблице 3.

Таблица 3 – Распределение учебных часов по разделам (этапам) практики

Объем научно-исследовательской работы в зачетных единицах / неделях

3 / 2

Продолжительность научно-исследовательской работы в часах

108

Подготовительный этап

3

Основной этап

73

Заключительный этап

32

Вид промежуточной аттестации обучающегося

дифференцированный

зачет

Объектами научно-исследовательской работы обучающихся по направлению подготовки «Программная инженерия» могут быть:

1) бизнес-процессы в организациях и средства их информатизации;

2) отдельные стороны деятельности человека в промышленности, быту, личной жизни и др. и возможности их информатизации;

3) существующие программные продукты, их характеристики, использованные технические решения их реализации;

4) средства разработки программного обеспечения (их возможности, ограничения, области применения).

Теоретические исследования основываются на методах системного анализа (общей теории систем), разработке моделей различного типа и моделировании, разработке структуры программных продуктов, исследовании объектов информатизации и автоматизации. При этом основное внимание уделяется разработке лингвистического, методического, алгоритмического, математического, программного, информационного обеспечения. В зависимости от объекта информатизации выбираются соответствующие методики и технологии его анализа и представления – с учётом его физической природы или производственной сущности.

Экспериментальные исследования могут включать исследование характеристик готового программного обеспечения: его работоспособности, функциональных возможностей, быстродействия, информационной безопасности и других аспектов.

Предпочтительным является сочетание теоретических и экспериментальных исследований, которые могут развиваться в двух направлениях:


1) исследование существующих программных продуктов, выявление их достоинств и недостатков, анализ соответствующих им технических решений, обогащение опытом;

2) исследование объектов информатизации и автоматизации и разработка на основе результатов этих исследований новых программных продуктов с заданными характеристиками.
8. формы отчетности по практике

В период прохождения практики обучающиеся обязаны по мере освоения программы практики систематически работать над составлением отчета. Отчет должен содержать те разделы и вопросы, которые указаны в программе практики.

Структурными элементами отчета по практике являются:

  • титульный лист (Приложение А);

  • задание (Приложение Б);

  • содержание;

  • введение;

  • основная часть (в соответствии с заданием);

  • заключение;

  • список использованных источников;

  • приложения.

Материал отчета должен быть изложен технически грамотно, четко, сжато. Отчет должен быть сброшюрован, иметь обложку.

8.1 Общие правила оформления отчета о практике

Отчет выполняют в соответствии с ГОСТ 2.105 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ».

Текст отчета выполняется на одной стороне белой бумаги формата А4 (210×297мм) с использованием персонального компьютера.

Текст набирается с помощью персонального компьютера при включенной автоматической проверке правописания.

При переходе на следующую страницу нельзя отрывать одну строку текста от предыдущего абзаца. Начинать на странице одну строку нового абзаца также нельзя, лучше начать новый абзац на следующей странице. Для автоматической реализации данного положения необходимо пользоваться командой «Запрет висячих строк».

При выполнении текста документа с помощью персонального компьютера следует соблюдать следующие требования:

  • шрифт – Times New Roman, начертание – обычное, размер – 14 пт;

  • цвет шрифта – черный;

  • масштаб шрифта – 100%, интервал шрифта – обычный, смещение – нет;

  • выравнивание – по ширине;

  • межстрочный интервал – 1,5;

  • красная (первая) строка (абзацный отступ) – 1,5 см;

  • автоматический перенос слов;

  • размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, определениях применяя шрифты разной гарнитуры. В тексте необходимо приводить ссылки на литературные источники.