Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Р.Ф..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полномочия налоговой службы можно было разделить на четыре группы:

  • полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления контроля, т.е. право производить у налогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщиков, и копии с них, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д.;
  • полномочия по пресечению нарушений налогового законодательства, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово - кредитных учреждениях в случаях непредставления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а именно право взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;
  • полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Вместе с тем следует отметить, что многочисленные пробелы и противоречия в налоговом законодательстве приводили на практике к неоправданному расширению дискреционных (осуществляемых по своему усмотрению) полномочий налоговых органов как способу восполнения (компенсации) механизмов правового регулирования.

Налоговая система России сложившаяся в 1991-1992 г., в период кардинальных экономических преобразований, перехода к рыночным отношениям, отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, в сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это непосредственно повлияло на её становление. Существовавшая налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран, благодаря чему она по общей структуре и принципам построения в основном соответствовала общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью, а формировались с учетом национальной специфики. В процесс становления новой налоговой системы законодателем не было сформировано ни одного налогово-правового принципа, не был четко выработан налогово-терминологический инструментарий, что в дальнейшем негативно сказалось на становлении всей финансовой системе России, а также на развитии налоговой политике в стране.


Существенным недостатком налоговой системы России признавалось её нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимались или изменялись в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникших отношений приводило к тому, что существующая ниша заполнялась различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой. Права налогоплательщиков, а также способы их защиты ограничивались несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий со стороны налоговых служб и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходили по объему их права.

Особенностью данной налоговой системы необходимо назвать и жестокость. Привлечение к ответственности не учитывало требование обоснованности, виновности, справедливости. Ответственность государства перед налогоплательщиком практически отсутствовала, и существовала лишь в декларативном состоянии. С другой стороны, повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.

Все это говорило о необходимости качественного реформирования сложившейся налоговой системы.

Передача всех новых полномочий Государственной налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Глава 2. Формирование налогового учета в России

2.1 Понятие и содержание налогового учета

Налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по конкретному налогу путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет», однако, несмотря на это, оба определения можно считать верными. Так, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.


Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно, однако цели и правила ведения налогового учета для всех налогов одни.

Целями ведения налогового учета являются:

• формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

• обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет конкретных налогов.

Основные принципы налогового учета

1. Предприятие рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий.

2. Использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки.

3. Предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).

4. Имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.

5. Налоговый учет ведется по всем налогам, которые должно исчислять и уплачивать предприятие, обособленно.

2.2 Система налогового учета

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно. При этом, так как порядок исчисления различных налогов разнится, то система налогового учета по каждому конкретному налогу имеет свои практические особенности.

Однако общая модель системы налогового учета, с теми или иными допущениями применима к любому из существующих налогов России.

Порядок ведения налогового учета по конкретному налогу устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Все изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета.


При этом решения о любых изменениях должны отражаться учетной политике для целей налогообложения и применяться начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны содержать полную информацию о порядке формирования налоговой базы по конкретному налогу. Так, например, по налогу на прибыль данные налогового учета в обязательном порядке должны содержать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Налоговый учет в идеале имеет трехуровневую структуру:

• 1 - уровень первичных учетных документов;

• 2 - уровень налоговых регистров;

• 3- уровень налоговой декларации по конкретному налогу.

Рассмотрим данные уровни системы налогового учета подробнее.

Формы первичных документов налогового учета для целей налогового учета (первый уровень налогового учета) могут быть установлены (например, счета-фактуры) или нет действующим налоговым законодательством. В случае, если формы первичных документов налогового учета не установлены, то в качестве последних на практике могут быть использованы первичные учетные документы бухгалтерского учета. Если же и этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы налогового учета самостоятельно (например, справка бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее). При этом к первичным документам налогового (бухгалтерского) учета налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете предъявляется ряд требований. Так, например, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, утверждает руководители организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичный документ налогового учета должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.

Второй уровень налогового учета также по отдельным налогам регламентирован, а по некоторым нет, поэтому сформулируем общие положения, касающиеся налоговых регистров.

Налоговые регистры - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями налогового законодательств без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.


Налоговые регистры предназначены для систематизации накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета отражения в налоговой декларации. Регистры налогового учет ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Однако формы регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он детально раскрывал порядок формирования налоговой базы.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Третьим уровнем налогового учета является налоговая декларация по конкретному налогу. Налоговая декларация составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.