Файл: Общение как взаимодействие (Основные подходы к пониманию сущности общения).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Литературный анализ проблемы общения как взаимодействия
1.1. Основные подходы к пониманию сущности общения
1.3. Классификация функций общения
2. Эмпирическое исследование специфики общения
2.1. Организация и интерпретация результатов исследования
2.2. Тренинговая программа развития общей коммуникативной толерантности
Среди социальных функций общения ведущими выступают функции подражания опыта и изменения личности, которые связаны с механизмами восприятия, подражания, убеждения, заражения.
Согласно А. Деркачу и Н. Кузьминой рассмотрение особенностей социально-политической деятельности предоставляет возможность выделить шесть функций общения в данной сфере знания[21]:
1. Социально-психологическое отражение. Общение является результатом и формой осмысленного отражения специфики протекания взаимодействия. Общественно-психологический характер данного отражения выражается посредством языковой и других форм сигнализации. Воспринятые и переработанные отдельным человеком элементы ситуации приобретают реальный статус для его партнеров. Общение не отражает только информационную функцию, оно становится процессом обоюдного взаимодействия. В соответствии с характером данного взаимовлияния осуществляется согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательного и количественного критериев субъективного отображения с формированием коллективной мысли, как формы группового мышления или, наоборот, столкновение мнений, их нейтрализация, сдерживание.
2. Регулятивная функция. Посредством общения происходит прямое или косвенное воздействие на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений. Данная функция предоставляет возможность организовывать общие действия, производить планирование и согласование, координацию и оптимизацию группового взаимодействия членов коллектива. Целью межличностного общения как компонента предметной деятельности и итоговым ее результатом выступает регуляция поведения и деятельности. Благодаря данной функции предоставляется возможность производить оценку эффективности общения, наличия или отсутствия его производительности.
3. Познавательная функция. Данная функция выражается в том, что в итоге постоянных контактов в процессе совместной деятельности участники группы осваивают различные знания о самих себе и других людях, способах наиболее эффективного решения возникающих задач. Благодаря овладению необходимых умений и навыков, возникает компенсация недостатка знаний у определенных членов группы и достижение ими требуемого взаимопонимания.
4. Экспрессивная функция. Различные формы вербального и невербального общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена группы часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену группы. Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам.
5. Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер, их регламентация посредством групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий. Для поддержки согласованности и организованности групповой деятельности используются различные формы социального контроля. Межличностное общение в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что не только одобрение или осуждение воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания или поощрения. Нередко и отсутствие общения может восприниматься как та или иная санкция.
6. Социализации. Эта функция - одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.
Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность[22]:
1. инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.;
2. интегративной - используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса;
3. функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал;
4. трансляционная - служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.;
5. функция социального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, а иногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участников делового взаимодействия;
6. функция социализации способствует развитию навыков культуры делового общения; с помощью экспрессивной функции деловые партнеры пытаются выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.
В. Панферов считает, что основные функции общения часто характеризуют, не прибегая к анализу функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятельности, что приводит к потере объективных основ их классификации. Анализируя классификацию функций общения, предложенную Б. Ломовым, исследователь ставит вопрос: «Исчерпывающими являются ряды функций по их количеству? Как много может быть таких рядов? О какой основной классификации может идти речь?
Выводы по главе 1
Теоретический анализ показал, что на современном этапе существует множество определений общения. Чаще всего можно встретить описательное определение Б. Д. Парыгина, который акцентирует внимание на базовые стороны общения. Общение выступает сложным и многогранным процессом, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
Среди видов общения различают вербальное, невербальное и паравербальное общение.
Функциями общения - это внешние проявления свойств общения, т.е. роли и задачи, которые оно выполняет в бытовом взаимодействии человека.
Многими исследователями выделяются следующие функции общения:
1. функция проявления человеческой сущности;
2. функция благополучного существования человека.
Обозначенные функции демонстрируют значительную роль общения в жизни человека. Неадекватные формы взаимодействия человека в прошлом значительно воздействует на его личностное развитие, актуализирует проблемы, которые возникают перед ним на сегодняшний день.
2. Эмпирическое исследование специфики общения
2.1. Организация и интерпретация результатов исследования
Исследование проходило на предприятии по изготовлению хлебобулочных изделий. В исследовании приняли участие 10 человек.
Предприятие является одним из крупнейших производителей хлебобулочных и кондитерских мучных изделий в республике Молдова и входит в группу компаний молдо-британского холдинга «ZERNOFF», специализирующегося на продуктах питания и напитков.
Компания предлагает широкий ассортимент продукции, который включает в себя более 70 наименований и постоянно расширяется: хлеб и сушки, сухари, баранки, печенье овсяное, пряники, кексы, рулеты, торты, панировочные сухари и многое другое.
Изумительный вкус, приятный внешний вид, оптимальное соотношение цены и качества не раз подтверждались покупателям, а так же неоднократно отмечались на различных конкурсах и выставках.
В предприятие непрерывно инвестируются средства, приобретается современное высокотехнологичное оборудование, открываются новые торговые точки, разрабатываются актуальные рецептуры. На сегодняшний момент «Тираспольский хлебокомбинат» способен обеспечить хлебом и хлебобулочными изделиями всё население Приднестровья, а значит, предприятие является гарантом того, что в регионе всегда будет качественный и натуральный хлеб.
Для определения особенностей общения как процесса взаимодействия между работниками предприятия были использованы следующие методики исследования:
1. опросник «Коммуникативной толерантности» В.В. Бойко. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить в каких аспектах отношений вы более всего подвержены конфликтам, а зная причину конфликта, вам будет легче не допустить его вовсе или найти способы разрешения конфликта. Тест Бойко поможет разглядеть свои слабые места и понять какие поведенческие реакции, стратегии и установки в межличностном общении стоит подкорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс приятным и эффективным.
Инструкция: испытуемым предлагается ответить на 45 вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности поведения в определенных условиях общения. Предлагается воспользоваться оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны приведенные суждения.
Для оценивания
0 баллов — неверно;
1 балл — верно в некоторой степени;
2 балла — верно в значительной степени;
3 балла — верно в высшей степени
2. тест «Ваш стиль общения».
Инструкция: испытуемым предлагается ответить на 20 вопросов посредством трех вариантов ответов.
2. Тест «Ваш стиль общения».
Испытуемым предлагается 20 вопросов и три варианта ответов.
В рамках измерения коммуникативной толерантности было зафиксировано, что у специалистов уровень коммуникативной толерантности преимущественно средний и низкий, и в меньшей степени проявились высокие показатели толерантности к организационному стрессу.
Данные по тестированию представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели толерантности к организационному стрессу
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Кол-во |
1 |
5 |
4 |
Проценты |
10 |
50 |
40 |
Из таблицы 1 заметно, что у специалистов преимущественно преобладает средний уровень толерантности к организационному стрессу.
На рисунке 1 представлены показатели толерантности к организационному стрессу специалистов.
Рисунок 1. Показатели толерантности к организационному стрессу
Высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемые обладают терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению и т.д., они сотрудничают с другими работниками организации, способны к состраданию и милосердию, уважительно относятся к окружающим.
Средние и высокие значения указывают на то, что испытуемые не понимают, или не принимают индивидуальные особенности других людей. Часто в оценке окружающих категоричны или консервативны, сложно скрывают или сглаживают неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.
Часто возникает желание переделать, перевоспитать партнера по общению, подогнать других участников коммуникации под себя. Так же наблюдается отсутствие умения прощать другим людям ошибки. Периодами возникают трудности в приспособлении к другим участникам общения.
В ходе определения ведущего стиля общения было зафиксировано, что преимущественно у специалистов наблюдаются высокие средние показатели агрессивности и в меньшей степени проявились низкие показатели агрессивности в рамках общения.
Показатели ведущего стиля общения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели стиля общения
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Кол-во |
3 |
5 |
2 |
Проценты |
30 |
50 |
20 |
Как представлено в таблице 2 у большинства испытуемых наблюдаются средние показатели стиля общения.