Файл: Барабанщикова В. В. Профессиональные деформации специалиста в инновационных сферах деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 28 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Приморскому краю майор внутренней службы _______________В.В.Ворожбит «» 2023г. |
ПЛАН - КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой личного состава дежурных караулов
28 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Приморскому краю по предмету: «психологическая подготовка».
Тема №2: «Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание».
Вид занятия: теоретическое. Отводимое время: 45 минут.
Цель занятия:
1. Сформировать представления о последствиях хронического стресса.
2. Сформировать представления об эмоциональном выгорании.
Литература, используемая при проведении занятия:
1. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации специалиста в инновационных сферах деятельности. – М.: Когито-Центр, 2017
2. Бигунец В.Д. К вопросу об оценке функционального состояния спасателей МЧС России// Вестник психотерапии. – 2009. – Т.34. – №29. – С. 97-101;
3. Битюцкая Е.В., Петровский В.А. К вопросу о субъективной и объективной трудности жизненной ситуации // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22-24 сент. 2016 г. : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т. 1. С. 17-19.
4. Битюцкая Е.В., Петровский В.А. Когнитивное оценивание, психологическая защита и тревожность в структуре субъективного образа трудной жизненной ситуации // Психология индивидуальности: Мат-лы третьей Всеросс. науч. конф. (Москва, 1—3 декабря 2010 г.): В 2 ч. / Отв. ред. А.Б. Орлов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. Ч. 1. С. 87–88.
5.Битюцкая Е. В. Типы ориентаций в трудных ситуациях // Вопросы психологии. — 2018. - № 5. - С. 41–53.
6. Бодров В. Психологический стресс: развитие и преодоление. – Litres, 2019.
7. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.
9. Буриш М. Синдром выгорания –теория внутреннего истощения / пер. с англ. –2016
10. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 1. С. 5-17.
11. Бутков П.П., Гуменюк О.В., ПоповаМ.И. Профессиональное выгорание и его предотвращение у специалистов спасательных отрядов и пожарных расчетов МЧС // Неделя науки СПБГПУ. –2015. –No1
12. Вайсертрейгер А. С. Р., Иванова В. Ю. Влияние осознаваемого и неосознаваемого восприятия эмоциональных акустических стимулов на временные характеристики дыхания человека //Российский физиологический журнал им. ИМ Сеченова. – 2014. – Т. 100. – №. 12. – С. 1443-1451.
13. Власенко Н.Ю., Макарова И.И., Аксёнова А.В. Исследование антропометрических особенностей и показателей вариабельности сердечного ритма у пожарных-спасателей// Вестн. ТвГУ. Сер.: Биология и экология. – 2016. – № 3. – С. 7-17.
14. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. №1.
15.Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания. – СПБ.: ПИТЕР, 2017.
16. Головинский А.А., Козлова Ю.В., Стрельникова Ю.Ю. Формирование ценностных ориентаций у курсантов – участников ликвидации последствий стихийного бедствия на дальнем востоке в 2013г.
17. Зобков А. В., Турчин А. С. Саморегуляция учебной деятельности. – 2013.
18.Иванова Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия : дис. ... канд. психол. наук. М., 2016.
19.Искусство дыхания. Секрет осознанной жизни / Денни Пенман ; пер. с англ. Ю. Константиновой . - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 120 c.
20. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций/О. А, Карабанова //М.: Гардарики. – 2005.
21. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112
22. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. - М: Смысл, 2009. - 311 с.
23. Лобзин В.С. Нервно-психическая саморегуляция методом аутогенной тренировки // Военно-медицинский журнал. 1975. № 9. С. 39-41.
24. Лэнгле А. Профессиональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. –2017. – No2.
25.Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
26. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. –СПб: Питер, 2014. –514 с.
27. Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса. (Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).
28.Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы.
29.Фрейденбергер Г.Дж. Утечка персонала // Журнал социальных проблем / пер. с англ. –2014. –No.30. –С. 159–165.
30.Хотенова Т. В., Григорьев С. М. Проблема саморегуляции в условиях риска //Человеческий капитал. – 2019. – №. 6-2. – С. 451-453.
31.Энциклопедия дыхательной гимнастики / Е. А. Бойко. - Москва : Вече, 2007.
32. Rod, N. H., Grønbaek, M., Schnohr, P., Prescott, E., &Kristensen, T. S. (2009). Perceived stress as a risk factor for changes in health behaviour and cardiac risk profile: a longitudinal study. Journal of Internal Medicine, 266(5), 467–475.
33. Song, H., Fang, F., Arnberg, F. K., Mataix-Cols, D., Fernández de la Cruz, L., Almqvist, C., Valdimarsdóttir, U. A. (2019). Stress related disorders and risk of cardiovascular disease: population based, sibling controlled cohort study. BMJ, l1255.
Развернутый план занятия:
1. Проверка личного состава по списку, проверка формы одежды, объявления темы занятия и учебных вопросов, заполнение журнала по служебной подготовке. 5 мин.
2. Учебный вопрос 80 мин.
2.1 Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание
Продолжительный стресс может нарушить работу иммунной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и репродуктивной систем организма.
Ученые 27 лет наблюдали за пациентами, находящимися в состоянии длительного стресса. Результат показал, что у них в два раза чаще по сравнению с другими людьми были диагностированы аритмия, инсульты и сердечные приступы.
Длительное состояние стресса может усугубить многие проблемы со здоровьем или стать причиной развития новых. Более подробно они представлены на рисунке.
Хронический стресс влияет не только на состояние человека, но и на все сферы его жизни: профессиональную, семейную, сферу интересов.
Важно: ключевым моментом является то, найдет ли специалист в этих сферах ресурс, чтобы справляться с влиянием стрессовых факторов, или же, наоборот, влияние стресса возьмет верх и будет устанавливать свои правила в различных сферах жизни человека.
Например, одной из восприимчивых областей жизни является семья. В ситуации хронического стресса она может служить опорой и ресурсом, а может под влиянием невзгод претерпевать негативные изменения или являться самостоятельным источником стресса. Стресс часто приводит к семейным кризисам: ссоры, болезни членов семьи, финансовые сложности и др. Ежедневные стрессовые события создают фон и атмосферу семейной жизни. Если какие-то ситуации не находят своего разрешения или нет действенных
способов поддержания позитивных отношений, то может возникать эффект накопления негативных изменений.
Хронический стресс может медленно влиять на взаимоотношения, ухудшая их. Успешность преодоления трудностей, а также возможность помочь члену семьи или получить поддержку влияют на снижение негативных проявлений стрессового воздействия.
Важно, что все сферы жизни (профессиональная, семейная, сфера интересов и др.) взаимосвязаны и оказывают влияние на человека, на его состояние. Ситуация хронического стресса может развиться в любой из них. Поскольку поведение человека меняется, но при этом сам он не всегда может отследить этот процесс, близкие люди обычно замечают происходящее и либо пытаются помочь преодолеть трудный период, либо, не понимая истинных причин состояния и поведения, отстраняются и создают дополнительную угрозу негативных последствий хронического стресса.
Особые условия работы, высокий уровень психического и физического напряжения, риск возникновения травматических ситуаций в профессиональной деятельности могут способствовать возникновению таких неблагоприятных последствий, как нарушение профессионального здоровья и долголетия. Одной из распространенных форм нарушения профессионального здоровья и следствием длительного влияния стрессовых факторов является эмоциональное выгорание.
Эмоциональное выгорание находится в Международной классификации болезней в группе «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения» в блоке «Переутомление. Истощение состояния жизненных сил». Таким образом, ВОЗ отмечает, что эмоциональное выгорание может являться пусковой точкой в возникновении серьезных болезней.
2.2 Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – комплекс последствий воздействия хронического стресса в профессиональной деятельности, для которого характерно снижение продуктивности в работе и чувство эмоциональной опустошенности. Личные достижения начинают казаться незначительными, появляется негативная оценка собственных профессиональных успехов и ограничение собственных возможностей. По мнению многих исследователей, выгоранию предшествует период повышенной активности - «предупреждающая фаза» - период чрезмерного участия, когда человек поглощен работой и отказывает себе во многих потребностях, забывая о собственных нуждах.
Эмоциональное выгорание – патологический защитный механизм, позволяющий на ранних этапах формирования сберечь силы путем подавления или вытеснения негативных эмоций (гнева, страха, разочарования). С течением времени они не находят выражения, накапливаются, и это приводит к истощению ресурсов специалиста.
Специалисты, исследуя выгорание среди людей различных профессий, представили следующие результаты:
- врачи – 27,3 балла;
- люди, чья работа связана с телефонными переговорами, – от 17,8 до 25,6 баллов;
- торговые агенты – 18,67 баллов;
- пожарные и спасатели - 15,2 балла.
До 16 баллов показатель считается низким. Авторы связали это с высоким уровнем коллективизма у спасателей и пожарных, поскольку коллектив для них действительно чаще является ресурсом и помогающим фактором, нежели наоборот.
Безусловно, на эмоциональное выгорание влияют не только особенности профессиональной деятельности, но и особенности самого специалиста. К личностным факторам, способствующим развитию синдрома эмоционального выгорания, относится:
- высокое чувство долга;
- переживания по поводу своей профессиональной компетенции;
- желание строго соответствовать определенным профессиональным требованиям.
Задание: проанализируйте примеры и ответьте на вопросы:
1. Опытного спасателя в ПСО назначили наставником для молодого коллеги. При разборе ситуаций старший коллега в речи употреблял фразы «всех не спасешь, но главное, чтобы в отчете был порядок», «все равно ты всегда будешь виноват во всех ошибках», «я никому ничего не должен, я не «супермен»».
2. «…Во время приемки Андрей Ефимыч не делает никаких операций; он давно уже отвык от них и вид крови его неприятно волнует. Когда ему приходится раскрывать ребенку рот, чтобы заглянуть в горло, а ребенок кричит и защищается ручонками, то от шума в ушах у него кружится голова и выступают слезы на глазах. Он торопится прописать лекарство и машет руками, чтобы баба поскорее унесла ребенка» (А.П. Чехов «Палата №6»).
Вопросы для анализа:
- Сталкивались ли вы с похожими изменениями в своем поведении или поведении коллег?
- В чем это проявлялось?
- Каковы, на ваш взгляд, симптомы выгорания?
- Можно ли определить симптомы выгорания специалисту самостоятельно?