Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности. ОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ПОЛНОМОЧНЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ.ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

е) Федеральная служба исполнения наказаний;

ж) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 

з) орган внешней разведки Министерства обороны РФ: проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки;

Территориальная - в зависимости от места совершения противоправного деяния. Определяется в соответствии с административно-территориальным делением РФ (район, область, республика в составе РФ) и компетенцией органов, в которые входят подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по обслуживанию соответствующей местности;

Персональная - в отношении определенных объектов (например, органы федеральной службы безопасности в войсках (военная контрразведка) - в отношении Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, а также их органов управления; каждый орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, самостоятельно осуществляет обеспечение собственной безопасности).

Каждый ОРО, участвуя в реализации целей и решении задач всей ОРД, должен направлять усилия (осуществлять ОРМ) на поиск и обнаружение не всех преступлений, а вполне определенных Например, оперативники Госнаркоконтроля России прежде всего определяют признаки вероятного совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, оперативники таможенных органов - преступления в сфере таможенного дела и т.д.

Видами предметной подведомственности являются исключительная и альтернативная.

К исключительной подведомственности, например оперативников органов ФСБ России, относятся ДОУ о шпионаже, государственной измене и др.

Альтернативная подведомственность предусматривает возможность производства ДОУ с определенной «окраской» несколькими ОРО (например, по подозрению в даче взятки, контрабанде).

Подведомственность в ОРД не тождественна подследственности в уголовном судопроизводстве (в частности, к подследственности следователей органов прокуратуры

отнесено значительное число уголовных дел, однако органы прокуратуры не являются ОРО, а потому к ним не относится подведомственность в ОРД). Вместе с тем с учетом того, что оперативно-розыскная подведомственность пока не нашла четкого отражения в ФЗ об ОРД, подследственность выступает в качестве определенного ориентира для оперативников различных ОРО при заведении ими ДОУ.


2.2. Компетенция конкретных оперативно-розыскных органов в оперативно-розыскной деятельности.

Работа по достижению общих целей ОРД и решению ее единых задач детализируется применительно к каждому из девяти ОРО. Их деятельность вполне конкретна, соответствует оперативно-розыскной подведомственности и протекает в рамках «своей» компетенции. Рассмотрим ее на примере некоторых из них.

Оперативные подразделения органов ФСБ России осуществляют ОРМ по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России. Вместе с тем на органы ФСБ России федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Оперативные подразделения органов внутренних дел как субъекты ОРД руководствуются положениями оперативно-розыскного законодательства и Закона РФ «О полиции». В соответствии с последним основными задачами криминальной полиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство

предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Криминальная полиция является органом дознания и в этом качестве обязана выявлять и раскрывать преступления, возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия.

В отличие от органов ФСБ подследственность, а значит, и оперативно-розыскная подведомственность ОВД, значительно более обширна и разнообразна. Работая на «своих» следователей и дознавателей, ОРО ОВД вместе с тем проводят ОРМ и в интересах других государственных органов, в частности органов прокуратуры, к подследственности которых отнесено производство предварительного следствия по значительному числу тяжких и особо тяжких преступлений (подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).


Следует отметить, что ОРО ОВД, наделенные полномочиями по осуществлению ОРД, в соответствии со структурным построением и ведомственным распределением функций имеются как в криминальной милиции, так и в МОБ. В составе последней, в частности, функционируют подразделения уголовного розыска и подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, оперативно-розыскная подведомственность которых не укладывается в приведенную выше классификацию. Так, ОРД подразделений ОВД на транспорте распространяется только на объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а ОВД на режимных объектах - на закрытые административно-территориальные образования и расположенные на их территории объекты.

В ее структуру службой криминальной полиции входят следующие подразделения: уголовного розыска; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковое;

оперативно-технических мероприятий; собственной безопасности и др.

В непосредственном подчинении СКП находятся и некоторые другие подразделения, в том числе Национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ Интерпола).

Свою структуру оперативных подразделений имеет и созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД России, которая возглавляется одним из заместителей министра и подчиняется непосредственно министру внутренних дел РФ. Функции по координации деятельности ФСЭНП возлагаются на первого заместителя Министра - начальника СКМ МВД России.

Оперативные подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляет ОРД в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров;

производства дознания и расследования преступлений, которые отнесены к компетенции этих органов.

Оперативные подразделения таможенных органов имеются в структуре ГТК России, региональных управлений и таможен. Ими являются подразделения собственной безопасности и подразделения по борьбе с контрабандой.

Руководство деятельностью таможенных органов в части организации, координации и осуществления ОРД осуществляет

Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК), а в части осуществления таможенных расследований и дознания - Управление таможенных расследований и дознания (УТРД). Кроме того, в соответствии с приказом ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1082 «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации» одной из основных функций регионального таможенного управления (РТУ) определено осуществление ОРД.


Оперативные подразделения Минюста России. Министр юстиции РФ наделил функциями оперативного подразделения, в частности, следственный изолятор УИС Минюста России. Согласно утвержденному им Положению «О следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденному приказом от 25 января 1999 г. № 20, одной из основных задач следственного изолятора является «проведение ОРМ в следственном изоляторе в порядке, предусмотренном законом» (см. п. 3.13). В соответствии же с Положением о Главном управлении исполнения наказаний Минюста России в структуру Главного управления входят оперативное управление, управление, а также оперативно-техническое и поисковое управление. Кроме того, оперативные аппараты учреждений, исполняющих наказания, также наделены правом проведения ОРМ (согласно ст. 84 УИК и ст. 14 Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания).

Компетенция ОРО может быть определена и применительно к конкретному направлению борьбы с преступностью и обеспечения национальной безопасности. Например, согласно ФЗ «О борьбе с терроризмом» компетенция ОРО субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в ст. 7 регламентирована следующим образом: ОРО ФСБ России и ее территориальных органов в субъектах РФ осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях; ОРО МВД России осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений

террористического характера, преследующих корыстные цели; ОРО СВР России и ГРУ ГШ осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций; ОРО ФСО России осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в деятельности целого ряда государственных органов, которым законодателем предоставлено право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. 


Согласно положениям ст. 13 Закона об ОРД, государственными органами, полномочными осуществлять ОРД, являются девять субъектов. Это участники оперативно-розыскной деятельности, на которых законодатель возложил целый ряд обязанностей в сфере ОРД и которым представил для их выполнения соответствующие права, предусмотрев также меры юридической ответственности за нарушение требований Закона. Компетенция этих органов закреплена в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах федерального уровня. Но на практике не всегда полномочия органов, осуществляющих ОРД, достаточно четко разграничены. 

Действия субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Ключевым субъектом ОРД выступает оперативное подразделение, которое представляет собой оперативно-розыскной орган, функционирующий в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа или специальной службы России. Этот орган может включать систему оперативных подразделений и должностных лиц, в том числе первых руководителей, которые непосредственно полностью или частично осуществляют ОРД либо ее контролируют. 

Одним из государственных органов как субъектов, осуществляющих ОРД, выступают оперативные подразделения ОВД. Широта выполняемых ими функций в рамках полномочий, закрепленных Законом «О полиции», иными нормативными правовыми актами, включая ведомственные, перечень подразделений, входящих в структуру ОВД, определяют комплекс прав, обязанностей и ответственности сотрудников при осуществлении ОРМ. 

Оперативное подразделение - это организационно-штатное звено, входящее в структуру

соответствующего российского правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных,

контрразведывательных или разведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.

Законодатель предъявляет к правам ОРО требования, аналогичные предъявляемым к обязанностям.

Подведомственность в ОРД не тождественна подследственности в уголовном

судопроизводстве.

Оперативно-розыскная подведомственность пока не нашла четкого отражения в ФЗ об ОРД, подследственность выступает в качестве определенного ориентира для оперативников различных ОРО при заведении ими ДОУ.