Файл: Вкр Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Факультет Педагогики и Психологии


Направление подготовки: _________________________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения


Студент

 Бунова Рузия Равильевна

 

 




(Фамилия, имя, отчество )




(подпись)

Руководитель

Жердева Людмила Алексеевна 




 




(Фамилия, имя, отчество)




(подпись)



Москва

2022

ЗАДАНИЕ

на ВКР обучающегося

    1. Тема ВКР: Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    2. Структура ВКР.

Введение

Глава 1.Адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения

1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.2 Психологические особенности адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.3 Факторы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.4 Проблемы психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста в детском саду

1.5 Психолого-педагогические рекомендации по улучшению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое изучение адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Организация исследования


2.3 Методы исследования, направленные на изучение адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

2.4 Анализ и результаты исследования

2.5 Статистическая обработка данных .

2.6 Рекомендации, направленные на повышение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

    1. Основные вопросы, подлежащие разработке:

Во введении необходимо определить:

    • актуальность темы;

    • цель и задачи исследования;

    • предмет и объект исследования;

    • информационная база исследования (указывается на базе какого дошкольного учреждения проводилось исследование);

    • методы исследования;

    • практическое использование сформулированных во второй главе рекомендаций автора в деятельности педагога-психолога (факт внедрения – внедрено, готовится к внедрению, находятся на согласовании у руководства и т.п.).

    • В главе 1 целесообразно рассмотреть:

    • специфику адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения;

    • особенности психики детей раннего возраста;

    • психологические трудности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;

    • факторы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    • проблемы психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

    • психолого-педагогические рекомендации по улучшению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В главе 2 целесообразно:

    • описать методы, направленные на изучение уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;

    • изучить уровень адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;

    • изучить признаки успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;

    • на основе полученных данных сделать анализ и сформулировать выводы;

    • составить рекомендации, направленные на повышение уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    • В заключении целесообразно отразить основные выводы и заключения, сделанные автором по результатам исследования проблемы;

    • сформулированные автором рекомендации по использованию приемов и методов повышения уровня адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;

    • планируемый (или уже обеспеченный) эффект от внедрения авторских рекомендаций;

    • возможность использования авторских рекомендаций в практике работы детских психологов и педагогов.


    1. Исходные данные по ВКР (основная и дополнительная литература не менее 10 источников):

Основная литература:

1.Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст] / Г.А. Балл // Вопросы психологии. –1989. – № 1 – С. 57-64.

2.Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж : Учитель, 2006 – 236 с.

3. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] /Н.Д. Ватутина. – М. Просвещение, 1993 – 170
Дополнительная литература:

1.Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград : Учитель, 2008 – 188 с.

2 Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2003 –№ 5 – С.49-53.

3 Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н.М. Аксарина. – М. : Просвещение, 1991 – 228 с.

4 Алямовкая, В. Ясли – это серьезно [Текст] / В. Алямовская. – М. :Линка-Пресс, 1999 – 144 с.
Руководитель:

подпись расшифровка

Обучающийся задание получил: «__» ____________202__г.
Обучающийся:

подпись расшифровка

«__» ____________202__г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

Глава1. Адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения

1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения…………….9

1.2 Психологические особенности адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………………..13

1.3 Факторы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………………..19

1.4 Проблемы психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста в детском саду……………………………………………………………………..26

1.5 Психолого-педагогические рекомендации по улучшению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения……………………………………………………………………….29

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ..36


2.1 Цель и задачи исследования……………………………………………….. 36

2.2 Организация исследования………………………………………………….37

2.3 Методы исследования, направленные на изучение адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения………………………37

2.4 Анализ и результаты исследования……………………………………..….42

2.5 Статистическая обработка данных……………………………………..…..54

2.6 Рекомендации направленные на повышение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения……….…56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 90

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В центре внимания педагогов, педагогов-психологов, педиатров уже продолжительное время находится проблема адаптации. Эта проблема не теряет своей актуальности, так как, несмотря на то, что современных исследований и рекомендаций о том, как подготовить ребенка раннего возраста к поступлению в детский сад, достаточно много, но они носят разрозненный характер.

Ранний возраст – время интенсивного развития всех психофизиологических процессов, свойственных человеку. Но фон развития в раннем возрасте, к сожалению, не благоприятный – в этом возрасте организм имеет повышенную ранимость и низкую сопротивляемость к заболеваниям. А каждое перенесённое заболевание, может отрицательно сказаться на общем развитии детей раннего возраста.

Ребенок раннего возраста имеет ряд специфических возрастных особенностей. Например, обостренную чувствительность к расставанию с мамой, страх всего нового.

Впервые оказавшись в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) ребенок сразу попадает в новые для него условия. В детском саду новый режим и характер питания, другая температура помещения. Здесь есть воспитатель и его воспитательные приемы. Здесь новый характер общения со сверстниками и взрослыми. Это все, как правило, ведет к изменению поведения ребенка: у него может нарушиться эмоциональное состояние, сон, снизиться аппетит. У отдельных ребят может произойти происходит утрата уже имеющихся навыков. Необходимо помнить, что состояние эмоционального дискомфорта, которое переживает ребенок, может быть причиной снижения сопротивляемости организма.

Поступление ребёнка в первую младшую группу, как правило, порождает основательную тревогу у близких ему взрослых.


Поэтому, сегодняшний день одной из актуальных проблем является тема взаимодействия воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Объединение усилий воспитателей и родителей, обеспечивающих малышу эмоциональный комфорт, поддержку, занимательную и содержательную жизнедеятельность как в детском саду, так и дома – будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к ДОО.

Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи в своих исследованиях обращали внимание на особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Среди них Л.З. Аветисян, Е.Е. Алексеева, Л.В. Белкина, Ж. Пиаже, В. Теплюк, и др. Исследования последних лет активно поднимают вопросы именно социальной адаптации. Подтверждение этому мы можем найти в работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика.

В настоящее время, выявлено следующее противоречие: несмотря на актуальность, разработанность и представленность проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО в психолого-педагогической и методической литературе, мы наблюдаем, что не все воспитатели ДОО придают должное значение своей роли в этом процессе и владеют системой методических мер относительно оптимизации условий для успешной адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Следовательно, цель исследования заключается в изучении эффективных педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – педагогические условия адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования - психологическая адаптация детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению может успешно осуществляться, если используются технологии психолого- педагогического сопровождения, ориентированные на высокий уровень формирования познавательных процессов и особенности индивидуальной схемы психического развития дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть психологические особенности адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения