Файл: Программа среднего профессионального образования 40. 02. 01 право и организация социального обеспечения Дисциплина Литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация
Профессионального образования
«Открытый социально-экономический колледж»
Программа среднего профессионального образования
40.02.01 право и организация социального обеспечения
Дисциплина: Литература
Практическое задание № 3
Выполнила: Першина Валерия Игоревна
Преподаватель: Лукшина Ольга Александровна
Задание 1. Прочитайте фрагмент из рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», выполните анализ фрагмента по предложенному плану.
По вечерам этажи “Атлантиды” зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойных и винных подвалах. Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену – ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в двухсветной зале, празднично залитой огнями, переполненной декольтированными дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как лорд-мэр. Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова. Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная; сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью – дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими
розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных... Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины, – в том числе, конечно, и господин из Сан-Франциско, – задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами в баре, где служили негры в красных камзолах, с белками, похожими на облупленные крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, – точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, – в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, – та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...
И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско»
План анализа.
1. Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»?
2. Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско, и кто еще из писателей ХХ века обращался к теме "сытых"?
Ответ:
1. Метафора , Диалог, Антитеза.
2. Господин из Сан-Франциско – человек, давно избравший для себя образец, на который, по его мнению, стоило равняться. Долгие годы «упорного труда» позволили ему добиться желаемого. Он богат. Он знает, что люди его круга часто ездят отдыхать в Старый Свет – туда же едет и он. Герой окружает себя яркими декорациями и ограждает себя от всего того, чего не желает видеть. Однако правда заключается в том, что жизнь – настоящая, искренняя – остаётся как раз за этими декорациями его искусственного, пропитанного насквозь фальшью мирка. По иронии судьбы, герой возвращается в родные места на той же «Атлантиде». Однако смерть его ничего не меняет в целом мире – люди продолжают изображать счастье, потакать своим секундным порывам. Господин из Сан-Франциско же уже никогда не сможет увидеть и оценить красоту моря, гор, бесконечных равнин. И вся драма заключается в том, что он не смог бы этого сделать и при жизни – страсть к богатству атрофировала в нём чувство прекрасного.
Так же как и И.А.Бунин, к теме «сытых» обращались М. Булгаков и А.Куприн. В повести «Гранатовый браслет» А. Куприн» проводит грань между миром богатых и реальным миром. К «сытым» людям относятся Вера, её муж, и, в общем, всё их окружение. Простой служащий Желтков (Г.С.Ж., представитель реального мира) им чужд. Василий Львович превращает любовь Г.С.Ж. к Вере в забавную историю «княгиня Вера и влюбленный телеграфист». И окружению Веры тоже кажется смешной эта история. Духовные ценности отходят на второй план, материальные в этом обществе превыше всего.
Похожую ситуацию изобразил М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Для большинства его персонажей материальные ценности: деньги, квартира - являлись самыми важными в жизни, это автор показывает через образ взяточника Босого, директора варьете Степана Лиходеева, даже саму Маргариту до её встречи с Мастером.
Все «сытые» в произведениях наказаны. Буржуа из «Господина из Сан-Франциско» умирает, не успев вкусить радости от путешествия, от роскоши, к которой так долго стремился. Наказана Вера – она понимает, что её жизнь пуста настоящая любовь прошла мимо неё. В романе М. Булгакова Воланд всё расставляет по своим местам: каждый получает то, что заслужил.
Задание 2. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Письмо матери», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.
ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(С.А. Есенин, 1924)
План анализа.
1.Какие чувства вызывает у лирического героя воспоминание о матери и родном доме?
2. Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?
3. Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»?
4. В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о «малой родине»? Свой ответ обоснуйте.
Ответ:
1. Во-первых, лирический герой любит свою маму, которая часто ждет его в дороге и переживает за него. Только ее дрожащая любовь помогает ему в жизни и указывает верный путь во всем. Яркие чувства лирического героя к любви его матери передаются с помощью анафоры: «Ты - одна помощь мне и радость, / Ты - один невыразимый свет для меня».
Во-вторых, чувство ностальгии пронизывает всю букву героя. Он мечтает вернуться в свой родной дом, где он надеется сбежать от тоски. Описывая свое возвращение домой, лирический герой вспоминает белый сад, а также прошлые привычки, о которых он забыл. Эпитеты передают ностальгические воспоминания о прошлой тихой жизни в деревне: «Так скоро от мятежного тоски / превращения в наш низкий дом».
Таким образом, письмо лирического героя к матери наполнено тихой любовью к ней и тоской по ее дому.
2. Просторечия
3. Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» проникнуто огромной нежностью и любовью лирического героя по отношению к матери - самому близкому и дорогому для него человеку. Обращаясь к ней, он пишет: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет», подчёркивая, что именно благодаря материнской поддержке ему удаётся преодолевать жизненные трудности и невзгоды.
Ещё А.С. Пушкин своим стихотворением «Няне» положил традицию русских писателей обращаться к близким для их сердца людям. Здесь лирический герой со светлой грустью пишет о «подруге дней…суровых» - о няне, образ которой до сих пор хранится в его душе. Подобно Есенину, Пушкин отмечает тесную духовную связь между своими героями, подчёркивая, что вынужденная разлука даётся им очень тяжело.
В.В. Маяковский, создавая стихотворение «Лиличка!» также использует обращение к женщине, бывшей его возлюбленной. Лирический герой, подобно герою Есенина, страдает от невозможности быть рядом вместе с близким для него человеком, но не потому, что их разделяют расстояние и города, а потому что любимая холодна к нему и не принимает его любви.
4. Великий певец России - Есенин - выходец из деревни. Образ малой родины воспевался им на протяжении всего творческого пути. В стихотворении "Письмо к матери" трепетная любовь к родине выражается:
- в описании сельского жилья - над низенькой избушкой струится несказанный свет;
- в описании одежды - шушун - ветхий и старомодный;
-в описании природы - сад белый, мрак синий.
Задание 3. Выполните краткий обоснованный анализ произведений В. В. Маяковского по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).
Тема 1. Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
Тема 2. Как раскрывается в лирике В.В. Маяковского тема поэта и поэзии?
Тема 3. Как раскрывается в лирике В.В. Маяковского тема любви?
Ответ:
Тема 1.
Поэма "Облако в штанах" о любви, о себе самом, мощном, железном, громогласном, но становящемся бессильным, бессловесным, воздушным, аморфным созданием, меняющим форму абстрактным материалом в руках своей жестокой, наслаждающейся владением таким готовым отказаться от себя самого ради нее, но все же бесконечно любимой им Женщины.
Лиля Брик, замужняя дама, держала его, поражавшего весь мир своей мощью, как котенка, которого сегодня можно погладить и приласкать, а завтра отшвырнуть ногой.
И Маяковский жил, дышал, наслаждался этой болезненной, трагической, невыносимой, но все же такой великой своей любовью - просто "не мужчина, а облако в штанах"