ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 задание
Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпирич. опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений
Научная истина —это множество эмпирических и теоретических утверждений науки, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом. Двумя основными формами такого удостоверения являются: 1) соответствие результатам систематических, статистически правильно обработанных данных наблюдения и эксперимента (для эмпирических высказываний), 2)конвенциональное (условное) полагание наличия такого тождества у исходных (как правило, весьма простых по содержанию) утверждений (аксиом) и выведение из них всех логических следствий (теорем), истинность которых гарантируется корректным применением соответствующих правил логики.
Большинство религий основываются на исповедании духовного, совершенного, разумного Бога, являющегося творцом всего существующего, в том числе человека, и всегда присутствующего в мире. Следующей важнейшей истиной религии, прямо вытекающей из признания бытия Бога, является убеждение в том, что человек не только способен к общению с Богом, к совершенной и вечной жизни, но и вступает с Богом в личностные отношения посредством этого общения. И ещё одна религиозная истина — постулат о совершенной, вечной жизни.
2 задание
Важным является вопрос о соотношении философии и науки. Философию часто рассматривают как один из разновидностей научного знания. Но не следует отождествлять науку и философию. Последняя выступает как особая форма общественного сознания. Так, она тесно связана с научным знанием, как и с другими формами общественного сознания, но имеет свою специфику, особый предмет изучения, характерные способы подхода к нему.
Наука формирует так называемую картину мира, которая является холодным, сухим сводом данных о мире, взятый сам по себе, без человека как человека. Философия есть теоретически выраженным мировоззрением, в котором "картина мира" является лишь моментом, это - стержень мировоззрения, выражает отношение человека к миру.
Это не просто знание, а знание, "одетое" в ценностные формы. Философия исследует не мир как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, а субъект, способный изменять мир и самого себя. Рассматривая отношения "человек - мир", философия стремится подняться к осознанию вопросов о цели и смысле жизни, о счастье и пути его достижения. Но решение этих вопросов обусловлено сложной системой общественного бытия и особенно тем, насколько коренные интересы социальных субъектов (индивидов, групп, классов) могут быть реализованы в существующей системе общественных отношений и насколько они совпадают или не совпадают с направлением действия законов общественного развития.
В этом плане философия, опираясь на научные знания и используя их, может быть по своей сути как научной, так и ненаучной.
При этом она не теряет своей специфики - формы общественного сознания.
Наука, в свою очередь, требует философского осознания действительности. Она также может опираться на материалистическое или идеалистическое решение основного вопроса философии, осуществляя новые открытия в познании действительности, наращивая новые достоверные знания о ней. При этом философия выступает как методологическая основа научного познания. Подробно об этом будет идти речь дальше.
Одним из способов духовно-практического освоения мира является религия. Религия стремится дать оценку человеческим отношениям и поведению в сложном и противоречивом взаимоотношении добра и зла. Она обращается к вере как к эффективной формы освоения разнообразной реальности. Но современные религии, как правило, не отрицают достижений наука, в частности теорий, связанных со строением материи, и, тем более, практического использования достижений естествознания.
Священнослужители всегда подчеркивают, что сферой науки, ее первоочередным делом является исследование только физического мира. А потустороннее - сфера религии и, возможно, философии. Главным для современных религий является обеспокоенность тем, чтобы человечество, увлекшись земными проблемами, не забывали, что над ним существуют высшие, вечные инстанции, осуществляющие неусыпный контроль и их суд.
Религия главным предметом своего внимания делает соотношение посюстороннего и потустороннего миров. Сфера человеческого и сфера божественного, земное и небесное - сердцевина религиозных размышлений. Связь их - чрезвычайно сложный и противоречивый - религиозное сознание стремится показать как упорядоченный и понятный человеческому разуму, но лучшим и приоритетнее прямое интуитивное постижение этой связи.
Наука строит картину мира вокруг объектов, которые понимаются как независимые от человеческой субъективности, от воздействия наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть и показать мир "таким, какой он есть", без, как уже отмечалось, человеческих украшений или, наоборот, навязанных ему негативов.
|
3 задание
Свое наивысшее выражение рационалистические моменты идеологии средневекового свободомыслия нашли в теории двух истин или «двойственной истины». Эта теория переносит проблему соотношения веры и разума, религии и знания в сферу взаимоотношений теологии и философии. Главный смысл теории «двух истин» — Утвердить независимость науки и философии от вероисповедных Догм теологии.
В средневековой мысли существовали различные варианты ^'еории «двух истин». Один из них, представленный Шартрской школой, сводился к утверждению различий предмета и методов теологии, с одной стороны, науки и философии, с другой. Теологии отдавалась область сверхъестественного, науке и философии —область знания, относящаяся к естественному миру. Истина сверхъестественного откровения в силу авторитета «Священного писания» и церкви должна быть принята на веру. Философия же в своем исследовании опирается на разум и опыт. Основные усилия представителей Шартрской школы были направлены на то, чтобы доказать положение об отсутствии противоречий между теологией и философией в силу различия их предметных областей и методов, хотя несомненный примат отдавался теологии.
Более радикальным выглядит вариант теории «двух истин» представленный латинскими аввероистами Сигером Брабантским к Боэцием Даккийским. Представители данного направления свобо домыслия действуют в новых исторических условиях. К этому вре мени были переведены на латинский язык произведения Авиценны Альфараби, Маймоннида, Ибн-Геброля, ряд произведений арабо язычной науки —медицины, астрономии, математики, оптики. Ещ-большую роль сыграли переводы античных философов Платон» Плотина, Прокла. Особое значение имел перевод «Метафизики Аристотеля.
В отличие от представителей Шартрской школы, Сигер Бра-бантский и Боэций Даккийский уже борются, по возможности, за полную автономию научно-философского знания и доходят до признания возможности полной противоположности теологии и философии по ряду важных вопросов. В своем учении о нуметри-ческом единстве разума Сигер Брабантский выдвинул идею вечности мира и вечности разума как природного качества человека. Согласно учению Сигера всеобщий и вечный разум обеспечивает адекватное познание мира каждому человеку, поскольку он при-частен этому разуму. Отдельный человек может ошибиться, разум же, как таковой, никогда не ошибается. В сущности, здесь высказывается уверенность в объективной ценности человеческого знания, накопленного веками и проверенного опытом людей. Данные науки и исследования человеческого разума, по Сигеру, находятся как бы вне сферы веры, основываясь на законах мышления и природы. Важным средством обоснования автономии понятийно-рациональной сферы было подчеркивание латинскими аввероистами иррационального характера религиозной догматики, невозможности
обоснования ее средствами разума, противоположности самим началам науки. ,
Перед католическими теологами руководством церкви была поставлена задача выработать средства противодействия влиянию свободомыслия, и в то же время учесть возросший авторитет науки я философии. Наилучшим образом, с точки зрения церкви, эту задачу решил Фома Аквинский (1225 — 1274гг.). Учение Фомы Аквинского вскоре после его смерти было признано в качестве официального учения католицизма. Краеугольным камнем всей громадной фило-софско-теологической системы Фомы Аквинского является новая, по сравнению с Августином, версия теории о гармонии веры и разума. Аквинский провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и др. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины —Бога, но делают они это разными путями. Разум опирается на науку и философию, вера —на теологию. Возможность гармонии разума и веры базируется на том факте, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным —через сотворенный мир и сверхъестественным —через откровение. Наука и философия средствами разума, познавая сотворенный мир, приходят к мысли о существовании Бога и управлении Богом всеми процессами в этом мире. Теология на основании сверхъестественного откровения, содержащегося в Библии и решениях церкви, позволяет человеку принять наиболее важные истины вероучения.
Признавая возможность совпадения выводов, к которым человек приходит на основании разума и веры, Фома Аквинский в то же время подчеркивал, что они не могут и не должны противоречить друг другу. Разум и вера —это принципиально различные пути к Истине. Основанием для принятия истин разума служит их внутренняя убедительность, доказательность всех исходных положений, основанием же для принятия истин веры служит авторитет возвестившего их Бога. Итогом деятельности разума является знание. Итогом же деятельности веры является вероучение. Знание •— это область очевидных и доказуемых истин, а вера —неочевидных и недоказуемых.
Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить в нее. Человек о чем-то либо достоверно знает, либо он принимает это за веру. Согласие с истинами разума является следствием логической необходимости, согласие же с истинами веры является актом свободной воли. Проведя четкое различие между разумом и верой, Фома Аквинский отделял науку и философию от теологии и обосновал тем самым их относительную самостоятельность. Но относительная самостоятельность, по Аквинскому, отнюдь не означала, полного обособления веры от знания и знания от веры. Фома Аквинский исключает возможность признания теории двух истин. Согласно его уче-яию, в науке и философии не может быть признано истинным то, что является ложным, с точки зрения теологии. В случае конфликта Меэкду ними решающим является критерий истин откровения, которые превосходят своей истинностью и ценностью любые рационально доказательства. Таким образом, Фома Аквинский признавал Ценность научного знания, рациональных доказательств и в то же ^емя сохранил контроль теологии над наукой и философией.
Итак, средневековая христианская философия, сохраняя приверженность основным принципам религиозного философского стиля мышления и мировоззрения, прошла длительный путь развития. Начав с небольших по объему и довольно простых по содержанию «Апологий», она закончила созданием грандиозных философ-ско-теологических систем, в которых получили свое отражение и развитие все стороны философской теории: онтология, гносеология, философия истории, этика и эстетика.
4 задание
между религией и моралью имеются не только различия, но и немало сходства. Более того, по мере исторического развития религиозное сознание еще больше «отягощается» нравственной проблематикой.
Во-первых, все описанное в том же масштабе было и в мою, "советскую" юность.
Во-вторых, религия - это не любовь к б-гу, это страх перед б-гом. А управлять достаточно 5-ю% толпы. )
В-третьих, собственно вопрос. Я бы сказала, что духовность связана с нравственностью, а значит, напрямую зависит от моральных устоев общества. В обществе, где правят финансовые отношения, на развитие духовности не остается времени, так что пока 80% населения страны бедные, а 14% за чертой смерти (м. п. мин.), причем эти 80-94% являются работниками умственного труда, о какой духовности можно говорить? Для сравнения в том же СССР бедных (по статистике) было 15-20%,и это были низкоквалфицированные работники.