Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды соучастников
УК РФ 1996 года установил четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник [2]. (Рис. 2). По сравнению с УК РСФСР 1960 г. содержание исполнительства (соисполнительства) и пособничества расширено и уточнено [4].
Рис. 2. Виды соучастников
Исполнитель - субъект, непосредственно совершивший преступление либо непосредственно участвовавший в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также совершивший преступление посредством использования других лиц, не подлежащий уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других, предусмотренных законом обстоятельств (ч.2 с. 33 УК РФ) [2].
Использование для совершения преступления лица, не достигшего 16 лет, а в случаях, предусмотренных ст. 20 УК РФ, 14 лет, означает, что состав преступления выполнен самим подстрекателем или организатором преступления [2]. Субъектом соучастного преступления, как отмечалось ранее, может быть лишь лицо, достигшее уголовно-правового совершеннолетия. В противном случае оно оценивается просто как орудие совершения преступления. Использование несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, для совершения преступления, влечет ответственность также по ст. 150 УК РФ за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность [2].
Аналогично квалифицируются действия лица, использовавшего для совершения преступления невменяемое лицо. Конечно, и в этом случае причинитель должен знать об этих свойствах используемого им лица. Поэтому применительно к ч. 2 ст. 33 УК РФ, уместно ограничительное толкование с поправкой на субъективную сторону: использование другого лица, заведомо не подлежащего уголовной ответственности [2].
К другим обстоятельствам, в силу которых лицо не подлежит уголовной ответственности, относятся невиновное деяние и неосторожное совершение преступления. В обоих случаях субъект заведомо использует либо ошибку невиновно действующего лица для выполнения преступления, либо неосторожное преступление, которое как говорилось выше, соучастием не является.
УК РФ 1996 г. впервые ввел понятие соисполнителей как двух или более лиц, непосредственно участвующих в совершении преступления [2]. У соисполнителей, в свою очередь, могут быть организаторы, подстрекатели, пособники. Соисполнители состава преступления образуют простое либо сложное соисполнительство, именуемое групповым совершением преступления. Для признания роли соисполнителя достаточно выполнить, хотя бы не полностью, объективную сторону состава (разумеется, при наличии субъективной стороны).
Организатор, согласно ч. 3 ст.33 УК РФ, в зависимости от формы соучастия может выступать в трех разновидностях [2]:
-
Лицо, организовавшее совершение преступления; -
Лицо, руководящее исполнением преступления; -
Лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.
Организатор совершения преступления - это лицо, которое инициирует и (или) планирует преступление, привлекает к его совершению других соучастников-исполнителей, пособников, подстрекателей. Тот, кто руководит исполнением преступления, обычно координирует действия соучастников, направляет совершение преступления, осуществляет укрывательство преступников и следов преступления.
Организатор, создавший организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководящий ими, относится к числу более опасных преступников. Он может участвовать непосредственно в совершаемых группой преступлениях, но может, что бывает чаще, этого не делать, оставаясь «мозговым центром» преступной организации, ее авторитетом и судьей, приказания которого для членов группы (сообщества) обязательны для исполнения.
Подстрекатель представляет собой интеллектуального соучастника. Идею о выгоде, целесообразности, необходимости совершения преступления он внушает другому лицу (исполнителю), склоняя тем самым к совершению уголовно - наказуемого деяния. Способы склонения могут быть самыми разными. Часть из них называет ст. 33 УК РФ: уговоры, подкуп, угрозы [2].
Подстрекательство может осуществляться словами, жестами, мимикой и т. д. В наиболее распространенной форме - это словесное воздействие
, которое следует отличать от сходных «словесных» преступлений типа призывов, разжигания розни, вовлечения в преступление. Различие в следующем. Подстрекательство всегда обращено к конкретному лицу (будущему исполнителю преступления) и склоняет его к совершению вполне определенного деяния. Призывы же всегда публичны, обращены к публике - толпе, группе лиц, митингу.
Пособником является субъект, который содействовал совершению преступления, оказывал помощь исполнителю, создавал благоприятные условия для совершения преступления. Так называемое интеллектуальное пособничество - это советы, информация, рекомендация и т. п. Физическое пособничество предполагает передачу средств и орудий совершения преступления, устранение препятствий и т. д. В части 5 ст. 33 УК РФ перечислены основные способы пособничества, в том числе заранее данное обещание скрыть преступника, средства и орудия совершения преступления, его следы, предметы, добытые преступным путем, а также заранее данное обещание приобрести или сбыть такие предметы [2]. Отличие пособничества от укрывательства, приобретения и сбыта предметов преступления проходит по признаку заранее данного обещания укрыть, приобрести, сбыть. Такое обещание является психологической поддержкой исполнителя, укрепляет его решимость совершить преступление. Тем самым устанавливаются субъективные и объективные связи пособника, обещавшего помочь, с деянием исполнителя. Напомним, что заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений наказывается по ст. 316 УК РФ [2].
Недонесение о готовящемся преступлении отдельные авторы склонны считать соучастием в форме пособничества. Для такого вывода в действительности оснований нет. Недоноситель не способствует совершению преступления, а всего лишь не помогает правоохранительным органам в пресечении преступления и задержании преступника. В противном случае любой свидетель преступления , которое готовится либо происходит на его глазах, оказывается в положении пособника. Новый УК РФ полностью декриминализировал недонесение, о каком бы то ни было преступлении [2].
Подстрекательство отличается от интеллектуального пособничества тем, что подстрекатель склоняет другое лицо, до не собиравшееся совершать преступление, выполнению того или иного состава. Пособник же оказывает содействие лицу, уже принявшем решение совершить преступление, но нуждающегося в той или иной поддержке.
От организатора совершения преступления подстрекатель и пособник отличаются несравненно более простыми действиями по созданию условий для совершения определенного преступления. Организатор, как отмечалось, «стратег и тактик» преступления, его инициатор, а также подстрекатель, укрыватель и пособник в одном лице.
В случае не доведения исполнителем преступления до конца по независящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление или покушение (ч. 5 ст. 34 УК РФ) [2].
- 1 2 3 4 5 6 7
Прикосновенность к преступлению «соучастие после преступления»
В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о содержании института прикосновенности к преступлению. Высказывались мнения о том, что законодателю следует установить ответственность за прикосновенность по всем тяжким преступлениям. Большинство авторов придерживается взгляда, что понятие прикосновенности охватывает три вида преступной деятельности - укрывательство, недонесение и попустительство. Эта позиция отражает устоявшееся в юридической науке представление о структуре рассматриваемого института. Однако некоторые ученые не считают схему "укрывательство-недонесение-попустительство" единственно верной и незыблемой для обоснования института неприкосновенности как самостоятельного института российского уголовного права, тем более, что недонесение о преступлении в новом уголовном кодексе вообще не влечет уголовной ответственности.
Действительно, нельзя отрицать существование комплекса других деяний, преступность которых может оказаться производной от факта главного преступления, как это имеет место при укрывательстве, недонесении и попустительстве. К их числу можно отнести, например, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ), а также некоторые из преступлений против правосудия: заведомо ложное показание (ст. 307 УК РФ), отказ или уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ), разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ) [2].
Дело в том, что приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, представляет собой самостоятельный вид корыстного преступления, посягающего на общественную безопасность. Прикосновенность обычно не является корыстным преступлением и направлена не на общественную безопасность, а на нормальную деятельность органов правосудия.
Что касается деяний, предусмотренных статьями 307-310 УК РФ, то они возможны и при отсутствии основного преступления (например, заведомо ложное показание при рассмотрении судом гражданского дела или при последующем оправдании подсудимого за отсутствием события преступления) [2]. Кроме того, связь составов приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, заведомо ложного показания и других названных выше преступлений против правосудия с основным преступлением (естественно, при наличии последнего) значительно менее выражена по сравнению с подобной связью при укрывательстве, недонесении или попустительстве. Последние находятся в непосредственной связи с преступлением, вытекают из него, в то время как другие деяния только опосредствованно связаны с ним.