Файл: Этапы становления психологии как науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Этапы становления психологии как науки

В процессе становления психологии как науки – происходила динамика, т.е. изменение предмета психологии

1 этап – времена античности. Психология – наука о душе

2 этап – 17в-1879г – наука о сознании

3 этап – 1879 – 20-е годы 20вв – наука о поведении

4 этап – наука о психике

1этап. Стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимод-вия тела и непонятного неосязаемого мира привело к мнению о том, что человек делится (грубо говоря) на две части: осязаемая(тело) и неосязаемая(душа)

Древнегреческие натурфилософы 7в до н.э. выдвигают представление о том, что мир – единое целое и единство его выступает в форме единой мировой материи. Материя еще не дифференцировалась как единство материального и духовного. В тот период времени жизнь, психика, живое, неживое еще не расчленены, т.к. все внимание сосредотачивалось на внешней среде.

Философы античности

Душа – особая субстанция, отдельная от тела, что является следствием людского страха смерти, т.е. первобытный человек не мог объяснить, что происходит в процессе смерти.

Демокрит(5-4вв до н.э.):

▪ярко выраженный материализм

▪создатель первой в истории античной философии

▪строил разработанную материалистическую психологию

▪различая психическое и физическое – стремился объяснить псих.процессы, как продукты движения тонких и совершенных атомов

Платон:

▪развивает в ряде своих диалогов идеалистическое учение о душе

▪душа в его понимании – «идея», вечная, бессмертная сущность

Гераклит делает первый значительный шаг к дифференциации единства бытия, т.к. рассматривает космос как единство противоположностей в потоке непрерывного изменения. Он же различает разные уровни души и разные формы её связи с миром: высший уровень души порождается связью с мировым законом. Его идеи поддерживаются натурфилософами, врачами. Алкмеон в 6в до н.э. впервые связывая душу с мозгом, начинает различать мышление и ощущение, и связывает последнее с органами чувств. Начинается борьба материалистических и идеалистических воззрений на психику.

Весь накопленный опыт обобщает Аристотель
, основатель психологической науки, крупнейший философ Др.Греции; пишет первый трактат «о душе», в котором дается анализ различных сторон психики.

Различает три вида души:

  1. Растительная – принадлежит растениям, без органов восприятия

  2. Животная – принадлежит животным

  3. Разумная – принадлежит человеку, облад. Познающим и деятельным разумом

2этап

Аристотель в авторитете, борьба идеализма и материализма не прекращается. Наступает 16-17вв и этап связывается с именем французского философа Рене Декарта91569-1650), который считается родоначальником рациональной философии. Основной постулат психологии 19в – постулат о том, что первое, что ч-к обнаруживает в себе – это сознание.

Появление идей Декарта о взаимодействии организма с внеш. миром посредством нервной машины

Появляется дуализм – психическое существует само по себе. Физическое и психическое существуют независимо друг от друга, но совместно(В.Вундт, г.Эббингауз)

Появляется ассоциативная психология(ассоцианизм) – термин введен Дж. Локком 1698г

3этап.

Именно с1879 года начинается история научной психологии, это год открытия немецким физиологом В.Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной лаборатории – Лаборатория физиологической психологии.

Особенное значение для развития экспериментальной психологии приобрели исследования Э.Г.Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением

Работы Вундта посвящены психофизиологии ощущений, скорости двигательных реакций

Появляется эволюционная точка зрения – ввела в изучение псих. явлений новую точку зрения, где изучение психики связано не только с физиологическими механизмами, но и с развитием организмов в в процессе приспособления к среде

Середина 19в – Спенсер строит свою систему психологии, исходя из принципа биологической адаптации

Эволюционная психология приводит к развитию генетической психологии, прежде всего зоопсихологии. Благодаря Торндайку и Дженнингсу зоопсихология вступает на путь объективного научного исследования.

Функционализм – как функционирует психика

Фрэнсис Гальтон, Уильям Джеймс, Дон Дьюи – придерживались эволюционной теории Дарвина и полагали, что роль сознания состоит в приспособлении ч-ка к окружающему миру.

Джеймс внес большой вклад в психологию эмоций, вывел формулу самоуважения
успех/притязания

4этап.

Наука о психике, без однозначного набора исследовательских методов

Преодоления психологических кризисов и возникновение новых научных направлений, таких как бихевиоризм, самоанализ…


  1. Основные направления мировой психологии (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология)

Благодаря интенсивному развитию экспериментальной психологии произошло расширение круга изучаемых явлений и изменилось представление о сознании – это больше не замкнутый в себе внутренний мир, доступный познанию лишь самого субъекта.

1.Бихевиоризм – основоположник – Дж. Уотсон, видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптации его к окружающей среде. За десятилетие это распространилось по всему миру.

Поведение – внешнее проявление деятельности человека. И в этом отношении поведение – противопоставляется сознанию как совокупности внутренних субъективно переживаемых процессов, и тем самым факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспективной психологии разводятся по методу их выявления.

Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма, сознание не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.

По Уотсону:

Поведение – система реакций

Реакция – появилась с развитием бихевиоризма

Метод – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окр.среды с целью выявления доступных мат. Описанию корреляций между этими переменными

2 метода:

  1. В лаборатории(создаваемые условия)

  2. В естественной среде

Бихевиоризм – родоначальник поведенческого подхода в практической психологии

Принципы классического бихевиоризма:

- поведение не зависит от врожденных инстинктов

-были близки в СССР в 1920-30-е годы «объективная психология Блогскога и рефлектология бехтерева»

Задачи:

-выявление и описание типов реакций

-исследование процессов их образованийя

-по ситуации(S-стимулу) предсказать поведение(R-реакцию человека и наоборот)

Томен ввел поправку S-U(цели, намерения)-R

2.Психоанализ

По Фрейду – психика состоит из:


  1. Сознание – контроль

  2. Предсознание – скрытые, патентные знания

  3. Бессознательное – не осознается, но оказывает существенное влияние на поведение; информация с трудом переходит в сознание

Есть три основные формы проявления бессознательного: а) сновидения

б) ошибочные действия

в) невротические симптомы

Методы изучения:

  1. Метод свободных ассоциаций – толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов

  2. Метод анализа сновидений

В центре внимания учения З.Фрейда стоят движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы.

З.Фрейд рассматривал психику в качестве аппарата, заряженного от действий и переживаний личности и разработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Психика — это абстрактное понятие, это не то же самое, что мозги. Все мы учились в школе и, в основном, нас учили мыслить "конкретными" понятиями. Нас не учили мыслить абстрактно или метафорично. Поэтому, многие из нас сводят всё к случайностям или обобщениям, например, к генам, с набором которых не поспоришь и ничего не поделаешь. Но есть другой метод мышления, психоаналитический, основанный на свободных ассоциациях, который открывает глубокий слой неосознаваемой жизни. Психоанализ использует символы и метафоры. А как ещё можно описать психику человека? Её нельзя ни увидеть, ни потрогать.

3.Гештальтпсихология 1912г (в 1890г Эренфельс ввел понятие)-наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из псих. Поля

Представитель – М. Вертгеймер (Коффка, Келер)

Согласно теории – мир состоит из целостных, сложноорганизованных форм и человеческое сознание по принципу подобия тоже представляет собой интегрированное структурное поле

Предмет: сознание, понимание которого строится на принципе целостности, это динамическое поле, где всё взаимодействует друг с другом.

Метод исследования: объективное наблюдение и описание восприятия

Вертгеймер — в русских переводах его называют по-разному), опубликовал описание одного из наиболее ярких феноменов несводимости восприятия к сумме отдельных ощущений, который он назвал фи-феноменом. Гештальтпсихологи, поскольку они пытались работать по образцу физики, очень любили все феномены обозначать греческими буквами.
 

  1. Методология, методы, методика психологического исследования


4. Общая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности.

Главная особенность человека – это способность трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. Побудительные причины деятельности – мотивы – определяют цели и задачи деятельности, т.е. определяют её направленность.

Цель – осознанный образ результата, то, на что направлена деятельность человека (явление, предмет, действие)

Задача – заданная в определенных условиях цель деятельности, включает в себя:

а) требования или цель, которую надо достичь

б) условия – известный компонент задачи

в) искомое – неизвестное

Основные виды деятельности:

Игра – особый вид деятельности, в результате которого человек не производит материальный/идеальный продукт.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ро­левые и игры с правилами.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных обра­зовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить по­путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

Обучение - процесс целенаправленного воздействия на деятельность и поведение ребенка с целью передачи ему общественного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, умений и навыков.

Воспитание - это влияние на личность ребенка с целью передачи общественных норм и ценностей.

Труд – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественных благ, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕОНТЬЕВУ

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций.