Файл: Протокол от Сандеева С. В. Приказ от 2019 года.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чтобы успокоить и приласкать. Дети слушают «Колыбельную» и определяют ее характер. Далее кратко учитель рассказывает сказку до конца. И еще раз прослушивается «Колыбельная».

2. Далее учитель продолжает урок и знакомит детей с творчеством русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906 – 1975), классика мировой музыкальной культуры. Слушается инструментальная «Колыбельная» из балетной сюиты. Определяется светлый, нежный и завораживающий характер звучания.

3. Знакомство с песенным творчеством советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955).

Слушание Колыбельной из кинофильма «Цирк» на стихи В. Лебедева - Кумача Умение детей услышать сочетание мягкой, сердечной, лирической интонации с волевым, упругим ритмом.

4. Разучивание песни И. Дунаевского на стихи В. Лебедева – Кумача « Колыбельная».
Урок 43-44. Беседа-концерт «Колыбельные русских композиторов»

Тема урока строится на закреплении ранее изученных тем, с дополнительной информацией о колыбельных русских композиторов.

1. Продолжается знакомство с колыбельной русского композитора Анатолия Константинович Лядова «Котя, котенька, коток»

2. Продолжается знакомство с колыбельной Виктора Сергеевича Калинникова «Киска» и с песней «Как повадился коток»

3. Рассматривается и вспоминается необычная «Колыбельная», одна из сцен балета – сказки «Щелкунчик», написанного П.И. Чайковским.

4. Вспоминается и исполняется «Колыбельная медведицы» из мульфильма «Умка» на музыку Е. Крылатова и на стихи Ю. Яковлева.

5. Разучивается 2-й куплет песни И. Дунаевского на стихи В. Лебедева – Кумача «Колыбельная».
Урок 45-46. Колыбельные зарубежных композиторов

1.Знакомство с австрийским композитором В.А. Моцартом (1756-1791). С его стилем написания колыбельной песни.

Обратить внимание, что музыка В.А. Моцарта светла, прозрачна, ясна, изящна, мягка и нежна. Простая мелодия его колыбельной окрашена нежностью.

Колыбельная поется и оркеструется обучающимися с помощью колокольчиков. Задание может меняться. Одна группа детей поет, вторая оркеструет.

2. Разучивание колыбельной В. Моцарта «Колыбельная песня» перевод с немецкого О. Свириденко

3. Знакомство с немецким композитором Иоганнесом Брамсом. С его стилем написания колыбельной песни.

Брамс широко использовал немецкий, венгерский и славянский фольклор. В колыбельной И. Брамса сочетается классическая ясность с романтической возвышенностью, богатством оттенков, переживаний, поэтичностью, тонкостью чувств.

Урок 47-48. Колыбельные зарубежных композиторов

Продолжение темы предыдущего урока.

1. Знакомство с американским композитором Джорджем Гершвиным (1899-1937).

В его творчестве сочетаются импровизационность джаза, элементы афроамериканского народного фольклора, и легкого жанра с формами европейской музыкальной классики – оперной, симфонической, концертной.

Совершенно иной стиль, иная эпоха отражены в колыбельной из оперы «Порги и Бесс».

В колыбельной ярко ощущается афроамериканский калорит звучания, своеобразие напевов и ритмов спиричуэлcов и лирических блюзов.

Спиричуэлс ( от английского spirituals- духовный) – песня духовного(религиозного характера афроамериканцев. Носит блюзовый характер, синкопированный ритм. Спиричуэлс оказал влияние на формирование американского джаза.

Блюз (английск. Blues от blue devils – меланхолия, грусть) – сольная лирическая песня афроамериканцев возникшая во второй половине ХIХ в.

2. Слушание «Колыбельной песни» латышского композитора Раймонда Паулса.

Разбор песни. Определение детьми, что музыка очень приветливая, светлая, нежная, радостная, танцевальная. Песня звучит так нежно и светло. Что хочется взять в руки маленький колокольчик или треугольник и позвонить ими в такт музыки. Под аккомпанемент 1-я группа – играет на треугольниках, 2-я на колокольчиках.

3. Разучивание «Колыбельной песни» латышского композитора Раймонда Паулса
Урок 49-50. Беседа-концерт «Колыбельные композиторов различных эпох и стилей»

Знакомство со стилями композиторов разных эпох: В.А. Моцартом, И. Брамсом, Д.Д. Шостаковичем, Д. Гершвином.

В разные времена были приняты различные способы выражения мыслей и чувств в музыке. Старинная музыка по сравнению с современной более сдержана. Манеры. Вкусы людей, обычаи и традиции определенной эпохи отражались на музыке. Муз. Язык, как и речь человека, имеет свои особенности. В речи слова несут в себе смысл того. О чем говорит человек, а интонация голоса (сила, тембр, паузы, акценты, темп речи) позволяет окрасить речь определенным чувством, настроением ( нежности, скорби или радости). В музыке тоже смысл выражается с помощью звуков, но объединяемых не в слова, а в мелодии, аккомпанемент, которые, как и речь, окрашены интонациями радости, грусти, нежности, тревоги. Эти настроения создает различная сила звука (динамика), тембр голоса (в вокальной музыке) или тембр инструмента – светлый, нежный или темный, сумрачный (в инструментальной), темп (быстрый. Умеренный или медленный), паузы, акценты, общая окраска (мажорный или минорный лад), а в целом, как и в речи, -интонации.



Чтобы научиться чувствовать характер и смысл музыки, важно вслушиваться в ее звучание.

Если любишь и слушаешь музыку, то можно, даже не зная фамилии автора, сказать, что такое-то произведение похоже на музыку В.А. Моцарта, или П.И. Чайковского, или Д.Д. Шостаковича.

Так, музыка В.А. Моцарта светла, прозрачна, ясна, изящна, мягка и нежна. Простая мелодия его колыбельной окрашена нежностью.

Колыбельная поется и оркеструется обучающимися с помощью колокольчиков. Задание может меняться. Одна группа детей поет, вторая оркеструет.

Музыка композитора И. Брамса романтически вдохновенна (слушание примера).

Лирические произведения Д.Д. Шостаковича по-детски наивны, непосредственны, отличаются свежестью мелодий, так не похожих на мелодии других композиторов (слушание колыбельной).

В музыке современного американского композитора Джорджа Гершвина используются афроамериканские народные мелодии и ритмы, слышатся джазовые интонации (звучит колыбельная).
Урок 51-52. Музыка о животных

Урок - построен в форме музыкальной прогулки по весеннему лесу

Показать различные способы создания музыкальных образов на примере музыкальных произведений. Показать изобразительность в музыке, проследить взаимосвязь характера музыки с конкретным зрительным образом.

Активизировать воображение детей помогут репродукции картин известных художников и стихи, соответствующие музыкальному материалу.

Прогулка совершается по следам, находя определенный предмет (колпачок), под которым лежит игрушка-животное.

На уроке применяется одна из форм активного слушания музыки, стимулирующая инициативу, внимание. Воображение- музыкальные загадки. Сегодня это загадки- портреты, в которых действует один легко-узнаваемый лесной герой.

1. В.Николаев «Зайчик»-эта загадка открывает серию лесных портретов. Чтобы помочь найти детям правильный ответ, можно обратить их внимание на скачкообразное движение в пьесе и спросить, какой лесной зверек передвигается такими легкими прыжками. После того, как правильный ответ найден, дети прыгают под музыку, как зайчик, подражая его повадкам. Можно с детьми выбрать лучшего зайчика.

2. В. Николаев «Медведь»

В этой пьесе необходимо обратить внимание детей на то, что у неизвестного лесного жителя, совсем иная 2походка», чем у зайчика – более тяжелая, вперевалочку. Наверняка, это более крупный и неповоротливый зверь и возможно у него
низкий голос.

После прослушивания пьесы, дети под музыку показывают как ходит косолапый мишка.

3. Рассказы учителя о животных. Беседа на тему: «Любят ли животные музыку»

- рассказ о дельфинах и о певце Арионе;

- рассказ о Владимире Леонидовиче Дурове и его питомцах;

- рассказ о Древнем Востоке и дрессированных змеях.

3. Путешествие продолжается в Африку и учитель рассказывает о Львенке Рр-Мяу, который жил в Африке, вышел погулять по пустыне и встретил большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос веселую песенку.

Разучивается песня Г. Гладкова на слова С Козлова «Львенок и черепаха»- происходит работа над дыханием, артикуляцией.

4. Инсценировка песни «Львенок и Черепаха». Перед инсценировкой дети вспоминают действующих лиц: львенок. Черепаха, крокодил, носорог).

5. Дети исполняют ритмический аккомпанемент к песне «Львенок и Черепаха»:

- четвертными с выделением сильных долей;

- восьмыми с выделением сильных долей.
Урок 53-54. Прогулка

Знакомство детей с изобразительными возможностями музыки (утро, вечер).

Определение скорости исполнения музыкального произведения ( быстро, подвижно, игриво, неторопливо).

Музыкальный материал:

С.С. Прокопьев. Пьесы :«Утро», «Вечер»

М. Мусоргский. Пьеса «Прогулка»

Пение песни Г. Гладкова на слова С Козлова «Львенок и черепаха».
Урок 55-56. Музыка о птицах

На уроке дети учатся:

- различать оттенки настроений, изобразительность музыкальных произведений имеющих сходные названия;

- различать смену настроений и характер отдельных интонаций в музыке.

- сравнивать произведения и находить черты сходства и различия в музыке;

- проявлению любви и ответственности к живой природе

Музыкальный материал:

1. Л. Дакен «Кукушка»-слушание и определение регистров

2. М.И. Глинка вокальное произведение для голоса с фортепиано «Жаворонок»;

3. П.И. Чайковский пьеса «Жаворонок» из детского альбома.

4. «Воробьиная песенка» муузыка З. Компанейца, слова П.Синявского- разучивание 1 куплета
Урок 57-58. Звучащие картины

Расширение художественных впечатлений обучающихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры различных эпох. Направление на воспитание у обучающихся чувства стиля. На каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких профессиональная, написанная композиторами.


Музыкальный материал:

1. Л. Дакен «Кукушка»

2. К. Кикта «Фрески Софии Киевской» концерт- симфония для арфы оркестра. Орнамент

3. «Воробьиная песенка» муузыка З. Компанейца, слова П.Синявского- разучивание 2 куплета

Сказка в музыке

Урок 59-60. «Садко» из русского былинного сказа

Знакомство с народным былинным сказом «Садко». Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально образным содержанием, со звучанием народного инструмента – гусли. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Римского – Корсакова закрепить понятие «композиторская музыка»
2. Разучивание песни Юлия Кима «Приходи, сказка» - 1 куплет
Урок 61-62. Музыкальный театр

Общее представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Опера. Балет.

Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершить путешествия в разные страны – оперу и балет. Герои опер- всегда поют, а герои балета-танцуют.

"Конек-Горбунок" Родиона Щедрина можно назвать наиболее удачным воплощением сказки Ершова в русском балете. Удивительно веселый характер остроумной сказки оказался очень близким творческому облику композитора - его музыка исполнена тепла и мягкой добродушной усмешки. В музыке балета оживают и действуют колоритные персонажи, типично народного склада: Иван (как и полагается в русской сказке, вовсе и не дурак, а ловкий), его вероломные братья, недалёкий старый царь, завистливые придворные, сказочный Конек-Горбунок, жар-птица и красавица Царь-девица - существо загадочное, фантастическое. 

2. Разучивание песни Юлия Кима «Приходи, сказка» - 2 куплет
Урок 63-64. Опера - сказка.

Опера. Песенность, танцевальность. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики-мелодии – темы. Герои опер могут петь по одному – солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Музыкальный материал:

1. Детская опера Марианна Викторовича Коваля «Волк и семеро козлят»

2. М. Красев « Муха - цокотуха»

2. Закрепление песни Юлия Кима «Приходи, сказка»
Урок 65-66 Обобщающие уроки по теме «Сказка в музыке»

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.