Файл: Общий свод вопросов и ответов итоговой аттестации 11 кл по истории казахстана 20212022 уч. Год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Добыча нефти также оказалась в руках иностранных промышленников, в первую очередь английских. В 1911 году на промысле Доссор начата крупная добыча нефти на Эмбе.

Оживление торговли и рыночных отношений в начале XX века стала способствовать развитию экономики Казахстана. Так же значение имела ярморочная торговля.

Дальнейшее развитие промышленности в Казахстане, активный вывоз сырья стали возможными благодаря строительству железных дорог. Так, в 1906 году было закончено строительство дороги Оренбург – Ташкент, которая дала большой толчок также развитию рыболовства.

Экономическое развитие современного Казахстана прошло в четыре этапа.

Четвертый этап характеризуется успешным функционированием института рыночных отношений. Одним из первых шагов привлечение иностранного капитала стала передача предприятий в управление иностранным фирмам. Иностранных инвесторов привлекла возможность инвестиций, прежде всего, в нефтегазовую отрасль, поскольку именно она в Казахстане развивалась самыми быстрыми темпами.

На сегодняшний день казахстанская нефть в основном вывозится за пределы республики в не переработанном виде, а в Казахстан завозится большое количество нефтепродуктов.

Например: "Тенгизшевройл", учредителями компании выступают Chevron (США), владеющий 50% акций, ExxonMobil (США), являющийся держателем 25% акций, "КазМунайГаз" (Казахстан), который обладает 20% акций, и LukArco (Россия) с 5% акций.

Уже к 2007 г. в Казахстане рост инвестиции отмечалась практически во всех регионах республики.

Учебник 11 класса, история Казахстана часть 1, стр.60-64. Издание «Атамура».

Учебник 8-9 класса, история Казахстана часть 2, стр.169-175. Издание «Мектеп».

Численность украинцев начала сокращаться с 1959 года. Если перепись 1970 года зафиксировала удельный вес украинцев в общей этноструктуре населения Казахстана на уровне 933 тыс. (7,2%), то перепись 1979 года – 898 тыс. (6,1%), а перепись 1989 года – 896 тыс. человек (5,5%).

Несмотря на то, что в советское время в Казахстане не по своей воле оказались сотни тысяч вынужденных переселенцев, между ними и местными жителями происходил процесс культурного взаимовлияния.

3. Радикальные перемены в жизни Республики в условиях суверенитета не могли не отразиться на демографической картине региона. Казахстан является одной из малонаселенных стран мира при огромной площади плотность 6 человек на 1 км2 территории. Наиболее заселенные Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области составляют 37,8% всего населения республики. Северный Казахстан – территории Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и Павлодарской областей – 24,8%; Восточный Казахстан – 10,2%; Центральный Казахстан (Карагандинская область) – 9,4%. С низкой плотностью населения выделяют Мангистаускую, Атыраускую, Западно-Казахстанскую, Актюбинскую и Кызылординскую области – 17,7% всего населения республики.

Особенностью демографического развития Республики Казахстан в условиях суверенитета является изменение численности населения.

За период с 1989 г. по 1999 г. численность населения Казахстана уменьшилась и составила 14 953 126 человек. Снижение произошло во всех областях, кроме Атырауской, Южно-Казахстанской и Кызылординской, городов Астана и Алматы.

С 1999 по 1 января 2005 г. численность населения выросла на 121 674 человек за счет Южно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской, Атырауской, Кызылординской и Жамбылской областей.

Этническая структура населения Казахстана отличается большим многообразием, которое является следствием особенностей исторического развития республики. События привели к постоянному сокращению коренного населения, многократному росту некоренного, европейского населения. В годы суверенитета в страны СНГ и дальнее зарубежье устремились десятки тысяч мигрантов.

В настоящее время в Казахстане проживают представители 130 национальностей. Одиннадцать из них – самые многочисленные, доминирующими национальностями являются казахи и русские, они составляют 85% в этнической структуре Казахстана.


Численность казахов увеличилась за 1989–1999 годы на 1488000 человек, доля в составе населения стала объединять в 1999 году 53,4%, в 2009 – 63,1%. против 40,1% в 1989 году. Наиболее высокий удельный вес коренного населения наблюдается в Кызылординской, Атырауской, Мангистауской, Актюбинской областях. Наименьший – в Северо-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской и Карагандинской областях. Эти же области являются регионами преимущественного проживания русских и других национальностей. Традиционно казахи в большинстве своем являлись жителями сельской местности. За годы суверенитета они значительно подверглись процессам урбанизации.

Численность русских и их удельный вес в составе населения республики продолжают сокращаться. Продолжает сокращаться численность украинцев, татар, немцев, белорусов и их удельные веса в национальной структуре региона. Возрастают численность и удельные веса узбеков, уйгуров, азербайджанцев, турок.

Абсолютный рост численности казахского населения и их доли в составе населения республики произошел в результате их естественного прироста, отрицательного миграционного сальдо неказахского населения и положительного миграционного прироста за счет возвращения казахов из России, Узбекистана, Туркменистана и стран дальнего зарубежья. Наблюдается сокращение численности русских, украинцев, белорусов и немцев за счет их оттока из республики.
(учебник «История Казахстана 1 часть, Атамура, стр.106-116)

Онлайн мектеп https://onlinemektep.org/schedule/27.12.2021/lesson/dc70f0ff-e5e2-4c59-ab1a-7b862d3f3846

Национальное возрождение привело к идейно-художественному обновлению казахской литературы, однако стилевое обновление шло более медленно. Знакомство с западной литературой заставило часть писателей в 90-е годы экспериментировать в постмодернистском ключе. Эти поиски в большой степени охватили русскоязычную поэзию и прозу, тогда как казахская литература в большей степени сопротивлялась «покушению» на язык и форму.
Да, я согласен с данным утверждением, т.к. казахская литература подверглась обновлению. Этому на мой взгляд способствовало влияние западной литературы, что дало почву для эксперимента в области литературы. Сегодня казахстанской аудитории читателей известны произведения казахстанских авторов: Ж.Сахиев "Уақыт қайтарамы" о современных технологиях, М.Сәрсеке "Жетінші толқын" о технике, А.Айзимов "Мен-роботпын", Г.Сейітжан "Қара алтыны халқымның" о индустрии. Эти новые авторы и их произведения отличаются и стилем, и содержанием от произведений 19-20х веков.
Источник:

История Казахстана 10 кл. Джандосова. Мектеп 2019г. Стр.240


По конституции СССР 1936г статус Казахстана был повышен до союзной республики-Казахской ССР. Статус сохранялся до получения независимости Казахстана. Сейчас приведу примеры о плюсе повышения статуса Казахстана;

1 Благодаря советской республиканской государственности Казахстана республика стала субъектом федерации и по крайнее мере формально-юридически стала развиваться как суверенное государство.

2 Конституция Казахстана ССР 1978 закрепила такие признаки суверенитета как добровольное вхождение в состав СССР и свободного выхода из него.

3 Наличие собственной территории но не смотря на это суверенитет республики не был реализован в должной мере Власть находилась все еще у КПСС это значительно ограничивало суверенитет государства.

Но не смотря на это образование Казахской Советской Социалистической Республики имевший собственную конституцию было важным событием в жизни казахского народа став ступенью на пути восстановления национального суверенитета .Были установлены государственные границы созданы современные органы управления восстановлено историческое правильное название страны Советская казахская государственность стала трамплином к обретению национального суверенитета и независимости .



Существует точка зрения, что кочевники оказали определяющее влияние на ход мировых исторических процессов. Согласны ли Вы с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее двух аргументов и фактов.

89. Существует точка зрения, что кочевники оказали определяющее влияние на ход мировых исторических процессов. Согласны ли Вы с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее двух аргументов и фактов.
ОТВЕТ: В эпоху раннего железа произошел выход кочевников на мировую арену, военная мощь которых сделала достойными соперниками таких могучих древневосточных держав, как Ассирия, Урарту, империя Ахеменидов. В VIII-VII веках до н.эры произошли вторжения скифов в Переднюю Азию. Их войско состояло из подвижной конницы, было преимуществом в захвате восточной части Малой Азии, закрепившись на многие десятилетия. Были и другие успешные походы и завоевания.

Аргумент №1: В археологических культурах Кавказа и Малой Азии, относящихся к этой эпохе, можно встретить много скифских элементов: степная конно-стрелковая тактика, также новый тип стрел получили распространение в Передней Азии.

Аргумент №2: Скифская одежда, пригодная для длительных конных походов-кожанные или меховые штаны-ещё долго считали «варварской». В историческом плане киммериско-скифское нашествие привело к гибели Ассирии и содействовало появлению новых держав-Мидии и Персии (Иран)

Источник: ИК__ 10 класс – Мектеп-2019, стр.53-54
Аргумент №3 Арриан пишет, и «сами скифы (т.е.дахи), и их лошади были тщательно защищены броней». Это означает, что и в IVв.д.н.э. саки были элитной воинской частью персидской армии. Источник: ИК__10 класс – Мектеп-2019 стр.55
Аргумент №4 Гунны внесли в жизнь племен и народов Казахстана и Евразии невиданные ранее перемены. Продвижение гуннов на Запад привело в дыижение все другие племена и народы. В истории это движение получило название Великое переселение народов.

Источник: ИК__6 класс-Атамура-2015 стр.140
Ученые по- разному оценивают роль гуннов.Некоторые историки главным считают то, что они освободили Европу от римского владычества.Другие подчеркивают, что гунны способствовали уничтожению рабовладельческого строя и открыли начало нового исторического периода-эпохи средневековья. Источник: ИК__6 класс-Атамура-2015 стр.142

Гунны приняли участие в формировании нескольких народов Европы. Так в венгерском языке сохранились тюркские слова: арпа-ячмень, алма-яблоко, балта-тпор, сакал-борода идр..

Источник: ИК__6 класс-Атамура-2015 стр.143



Существует точка зрения, что обычаи и традиции являются выражением духовных и нравственных ценностей казахского народа. Согласны ли Вы с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите не менее двух аргументов и фактов.

Я полагаю, что обычаи и традиции являются выражением духовных и нравственных ценностей казахского народа.

Казахское общество и по сей день во многом является традиционным, т.е., связанным с традицией. Традиция – это групповой опыт , выраженный в стереотипах поведения и определённых ритуалах, рекомендуемых для всех членов общества. Традиция – проявление укоренённого, глубокого обычая. Важна передача традиций из поколения в поколение.

В казахском обществе традиция особенно крепка в обрядах жизненного цикла (рождение-свадьба-смерть).

Пример: родильная обрядность, направленная на обеспечение здоровья и благополучия матери и ребёнка – соблюдение определённых запретов во время беременности; выполнение магических ритуалов во время первых 40 дней после рождения ребёнка, всё это имеет глубокий смысл и одухотворённость. Не менее важна и детская обрядность, соблюдение которой является не только своеобразной защитой от зла, но и позволяет ребёнку буквально с молоком матери впитывать основы культурно-генетического кода.

20 век вызвал кризис традиционного общества в условиях модернизации, возникла угроза сохранению культурно-генетического кода. В этих условиях патриотизм заключается в бережном отношении к языку, к традиционной культуре и традиции.

Традиции регулируют особую сферу – семейных и общественных отношений, во многом определяет нравственные установки, духовные ценности её носителей.

Очень важно помнить и соблюдать такую традицию наших предков, как экологически правильный уклад жизни.

В самые тяжёлые времена, опираясь на ценности традиционного общества, казахский народ преодолевал трудности, выпавшие на его долю, и помогал другим народам.

Например, обычай гостеприимства. Эту характерную черту казахского общества особо выделяли иностранные путешественники 19 века, отмечая и то, что гость находится под защитой хозяина, и қонақ асы (бесплатное угощение и ночлег любому гостю) и ат-тон айыпы (штраф скупым за оскорбление священного обычая степи)

В годы Великой Отечественной войны обычай гостеприимства, основанный на милосердии, спас жизни тысячам людей. Очень наглядно об этом повествует «Легенда о курте» .

Дело было в одно буранное зимнее утро. Женщины-узницы под усиленным надсмотром конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков. У каждой заключенной была своя норма, и для ее выполнения приходилось работать по 17-20 часов в сутки. Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей камыша выскочили старики и дети - местные жители соседнего казахского села Жанашу. Старшие дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин. Конвоиры начали громко и жестоко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не любят.

«Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально» - вспоминает Гертруда Платайс.

Такие "избиения" повторялись в течение нескольких дней. По лицам оскорбленных узниц текли слезы. Они тихо взывали к судьбе и роптали на несправедливость задурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов...

Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда споткнулась и упала лицом на эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога. Камни, от которых она так старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один из них с земли и положила в рот – он оказался очень вкусным. Она собрала камешки и отнесла в барак, где находились заключенные, среди которых были и женщины-казашки. Они рассказали, что это курт, соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога. Оказалось, чтобы хоть как-то помочь пленным женщинами, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого пренебрежения к пленным. Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса, лепешки, курт и толокно.

Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах выживших. «Все лагеря плохие, - рассказывают женщины – но именно в казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения».

Стихотворение «Курт – драгоценный камень» было написано по воспоминаниям Гертруды Платайс преподавателем истории Раисой Голубевой.

О, Господи, да это ведь не камень.

От него так пахнет молоком.

И в душе затрепетал надежды пламень,

А в горле встал ком.

Так вот что придумали старики!

Вот за что женщины детьми рисковали!

Они нас от болезни берегли,

Они нас от безверия спасали.

Они поняли, что мы не враги,

А просто несчастные женщины.

И чем смогли - помогли,

Поразив нас своей человечностью.

Я молча поползла по льду,

Собирая драгоценные камни.

Теперь я отвратила от них беду,

Спасая их от охраны.

А ночью в холоднейшем бараке,

На оскверненной палачами земле,

Я, немка, молилась мусульманскому богу,

Да ничего не просила себе.

Я просила старикам здоровья,

Женщинам-матерям - счастья.

Особенно я молилась за детей,

Чтобы они не видели несчастья.

Я прошла все круги ада,

Потеряла веру и друзей,

Но одно я знаю,

Что только так и надо воспитывать детей.
Обычай АСАР.

Со всего аула собирались люди, на безвозмездной основе выполняли работу. Таким образом строились зимние жилища, копали колодцы. Асар- яркое проявление братства, единства народа. В наше время этот обычай жив, например, помощь кандасам, вернувшимся на Родину, в обустройстве.

Таким образом, обычаи и традиции помогают сохранить духовность, нравственные ценности, любовь к родной земле и культ самодостаточных людей.
(Учебник «История Казахстана» 10 класс, Мектеп 2019; стр. 209-210, 215-216.

Учебник «История Казахстана» 7 класс, Алматы «Атамура», 2018 год, стр. 156-158.

Источник: https://e-history.kz/ru/news/show/6606/

© e-history.kz )