Файл: Самостоятельная работа номер 3 1 Что такое идея у Платона (1балл).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа номер 3:
1⃣ Что такое идея у Платона? (1балл)
Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета.
2⃣ Как Платон понимал истинное (реальное) бытие? (1 балл)
Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей.
3⃣ Прокомментируйте высказывание Платона:"Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, т.е. не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть" (2 балла)
Проанализировав данное высказывание, можно предположить, что Платон считал, что несчастья закончатся, если у власти будут мудрые люди, т. е. философы. А пока у власти другие люди, миру не избежать бед. Так можно понять: Платон считал, что власть должна быть у избранных (мудрых людей), а не всенародная. Демократия по Платону уступает всем остальным формам правления.
4⃣ Каким образом Аристотель обосновывал свое учение о материи и форме? (2 балла)
Мира идей (эйдосов, форм) вне конкретных вещей. Идея (форма) вещи в онтологическом плане неразрывна с самой вещью. Это единство более подробно раскрывается Аристотелем при сопоставлении материи (субстрата) и формы (сути, сущности) вещи. Так, например, субстратом, материей горшка является глина, материей статуи – медь или мрамор. Эти понятия (материя и форма) относительны, поэтому возникает иерархия и чередование понятий материи и формы.
Материя у Аристотеля – не живое, изменяющееся начало, самодвижущаяся природа, как это имело место у первых философов, но неподвижная, пассивная, неоформленная масса, требующая отличного от нее источника движения. (Пуруша). Форма обретает статус действительности. Материя сама по себе есть лишь потенциальная возможность вещи, а форма придает внешний облик, структурирует, упорядочивает, “оформляет” ее. Энтелехия – это цель, конечная стадия любого процесса превращения возможности в действительность.
Материя и форма - начала (причины) всех вещей. Ядро философии Аристотеля и составляет учение об этих причинах. Эти причины следующие: материальная (из чего все?); формальная (сущность; что это есть?); движущая причина (откуда начало движения?); и целевая причина (ради чего?). По сути, после ряда рассуждений Аристотель приходит к выводу, что можно говорить о двух причинах – материальной и формальной, т.к. движущая и целевая причина могут быть сведены к формальной. Таким образом, остаются только материя и форма. Материя в представлении Аристотеля вечна и переходит из одного
состояния в другое под воздействием формы, которая является движущим или действующим началом.
5⃣ Каков вклад Аристотеля в развитие формальной логики? (2 балла)
Вершиной античной гносеологии стала формальная логика Аристотеля. В общем виде можно сказать, что логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Без соблюдения этих законов любая интеллектуальная деятельность превращается в бессмыслицу, в абсурд.
Аристотель сформулировал три базовых закона логики как наиболее важные и общие требования к любому рассуждению.
Первый закон логики, известный как закон тождества, может быть обозначен следующим образом: всякая мысль тождественна самой себе, т. е. ничто мыслимое не может одновременно являться и собой, и чем-то иным. В формулировке самого Аристотеля это звучит так: «Невозможно мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно».
Современные исследователи интерпретируют данный закон так, что всякая мысль должна сохранять свою форму и значение в рамках установленного контекста. Это относится как к отдельным понятиям, так и к суждениям. Содержание и смысл каждого высказываемого положения должны фиксироваться и сохраняться на протяжении всего периода «работы» соответствующего дискурса.
Из логического закона тождества следует несколько важных выводов. Во-первых, всегда необходимо помнить о том, что в любом рассуждении обязательно нужно давать определения ключевых понятий (в особенности это касается научных рассуждений и текстов) и строго придерживаться затем принятых значений используемых терминов.
В-вторых, всегда необходимо уточнять и оговаривать смысл многозначных слов. Нельзя использовать в одном контексте разные значения одного слова. Особую осторожность следует соблюдать при использовании разного рода речевых риторических фигур.
В-третьих, надо учитывать, что, как правило, даже равнозначные слова (синонимы) заменяют друг друга с некоторыми ограничениями (с учетом смысловых оттенков и акцентов). Границей применимости закона тождества является определенный контекст, определенное дискурсивное пространство.
Второй закон логики – закон противоречия – утверждает, что не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Иначе говоря, нельзя в рамках одного положения утверждать истинность какого-либо тезиса и одновременно утверждать истинность другого тезиса, обратного к первому по смыслу (даже косвенно, скрыто). Необходимо избегать в рассуждениях таких ситуаций, их возникновение является признаком ошибочности рассуждения в целом.
Закон противоречия характеризуется рядом важных следствий. Во-первых, нужно иметь в виду, что если в каком-либо рассуждении содержатся противоречащие друг другу идеи, то оно считается полностью неверным.
Во-вторых, если в споре, в дискуссии мнения участвующих сторон действительно противоречат друг другу, то правильным может быть только одно из них. Высказывание «Каждый был прав по-своему» для установления истины не имеет значения.
В-третьих, логически корректным возражением в любой ситуации является только выдвижение противоречащего суждения, а не просто любого другого.
Границей применимости закона противоречия служит собственно объект, рассмотренный как функция от конкретного времени и определенного смыслового контекста.
Третий закон логики – закон исключенного третьего – утверждает, что из двух противоречащих друг другу высказываний одно непременно является истинным. Вообще любое суждение должно быть либо истинным, либо ложным. По сути, данный закон выступает дополнением к закону противоречия.
На основании этого закона следует заключить, что, во-первых, можно доказать то или иное утверждение, рассуждая согласно методу от противного. Для этого необходимо продемонстрировать, что предположение, обратное к рассматриваемому утверждению, приводит к абсурду.
Во-вторых, можно установить истину, рассуждая согласно методу последовательного исключения. Для этого надо постепенно отбрасывать все версии, и тогда последняя оставшаяся будет истинной (даже если она кажется невероятной).
Закон исключенного третьего имеет границы применимости. Так, он работает, если возможных «претендентов на истинность» только два, либо если выявлены и рассмотрены все возможные «претенденты». Кроме того, данный закон действует только для изолированных высказываний (но не для дискурса в целом) и не действует для высказываний о несуществующих объектах.
6⃣ В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них - "Афинская школа", в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю.
Как вы думаете какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? (2 балла)
Платон указывает пальцем в небо и олицетворяет философию отвлеченную, вечные идеалы, в то время как
Аристотель рукою обращается к земному, конкретному и прагматичному, философии естественно.