Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
70. Исследование памятников наскального искусства и других наземных Археологических объектов
Методика исследования памятников наск. Искусства
Для исследования наскальных изображений требуется специальная подготовка, использование особых материалов и иных, но сравнению с раскопками, приемов работы. Кроме обычного для археологических исследований оборудования и снаряжения необходимы: специальная микалентная бумага для копирования и различного качества целлофан; художественные краски разных цветов; перманентные (водостойкие) фломастеры и маркеры разной толщины; липкая лента; щетки, губки, тряпки, скальпели, ножницы, спринцовки, канистры для воды, планшеты, тубусы
Исследование следует начинать с осмотра всего памятника, окружающего его ландшафта. В данном случае надо учитывать, что памятником наскального искусства являются скала с изображениями, окружающее ее пространство. В древности места с изображениями воспринимались как природные святилища или священные камни и рассматривались в единстве с природной средой.
Далее следует внимательно изучить скальную поверхность с изображениями, разрушенные участки, трещины, лишайники, рассмотреть изображения, которые бывает сложно понять сразу по причине их перекрывания друг другом, наличия выбоин, разрушений, которые мешают разобраться с самими рисунками, выявить их.
Археологу необходимо знать о приемах и технике нанесения изображений. Их несколько. Самые распространенные – выбивка точечными ударами контура изображения или заполнение выбивкой сплошь всей фигуры. Сама точечная выбивка, нанесение углублений различны. Они могут быть мелкими и неглубокими, частыми, нанесенными почти сплошь и редкими, иногда очень редкими, передающими еле заметное изображение, могут быть крупными, глубокими, грубо передающими изображение.
Третий способ – прошлифовка фигуры или ее частей (например, туловище животного может быть изображено выбивкой, а голова прошлифована). Шлифование (заглаживание, углубление) части рисунка на поверхности камня производилось по выбивке (сначала наносилась точечная сплошная выбивка, углублялась, потом выбитая поверхность прошлифовывалась с помощью камня).
Четвертый прием, встречающийся реже, - выполнение изображения минеральной краской – охрой. Со временем такие изображения тускнеют, вымываются и их бывает довольно сложно определить. Говоря о методах, надо отметить, что современной наукой приемы нанесения изображений, инструменты, которыми изображения наносились, мало изучены.
Другие наземные памятники и их исследование
К Данной категории памятников мы относим каменные стелы с личинами палеометаллической эпохи в Южной Сибири, так называемые «оленные камни» раннего железного века, средневековые изваяния и балбалы. Они, как правило, связаны с другими археологическими памятниками, составляющими археологический комплекс. К сожалению, к настоящему времени эти памятники в большом количестве изъяты из природной среды и находятся в фондах музеев. Однако в ряде мест в Горном Алтае, Туве, в соседних государствах – Казахстане и Киргизии, их еще можно встретить на местах их создания.
Процедура полевого исследования таких памятников включает несколько последовательных и уже известных нам операций:
Сначала надо изучить, что представляет собой памятник, изучить окружающий исторический ландшафт, какие археологические памятники расположены рядом или на некотором расстоянии; установить, существует ли связь изучаемого памятника с ними.
Вслед за этим необходимо осмотреть само изваяние, все его поверхности, постараться выяснить характер и взаимосвязь изображений на поверхностях изваяния, обследовать прилегающий почвенный и подпочвенный слой, сфотографировать объект на цифровую фотокамеру с разных ракурсов.
После этого следует сделать чертеж – рисунок памятника в масштабе и план местности с нанесенными на него объектами.
Дальнейшая работа связана с копированием изображений на изваянии и проводится по той же методике, что и копирование наскальных изображений. При этом должна быть скопирована и снята на фотоаппарат вся поверхность объекта, а не отдельные изображения, так как очень важна взаимосвязь изображений на всех сторонах памятника
Также необходимо исследовать часть памятника, находящуюся в земле. Для этого для раскопок размечается небольшой участок непосредственно вдоль камня, спереди или сзади. Внизу, на той части памятника, которая находится в земле, могут содержаться изображения, располагаться археологические предметы (например, керамика). При необходимости такой мини-раскоп можно расширить. На чертеж-рисунок надо нанести и находящуюся в земле часть памятника, обозначив линию поверхности земли.
Заключительной частью исследования является подробное описание объекта в дневнике в примерно следующей последовательности: название памятника (объекта), его местонахождение с данными по системе GPS или Глонасс, описание местности и других археологических объектов на ней, предположения об их связи с описываемым объектом. После этого можно приступать к подробнейшему описанию самого объекта: его размеров, ориентировки по сторонам света, конфигурации памятника, материале (породе камня) и изображений на его поверхности.