Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В общем случае можно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочной цели поддержания необходимого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них сторонники ''экономики предложения'' отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полных занятости трудоспособного населения и загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Некоторые из них пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Государство может также увеличить свои расходы на фундаментальные научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), стимулируя технический прогресс.
Современная российская экономика обладает некоторыми особенностями, которые делают актуальными иные меры обеспечения экономического роста. Главная из особенностей заключается в том, что в отличие от многих других стран основной вклад в прирост народнохозяйственной прибыли России вносит не труд и не капитал, а рента от использования природных ресурсов. На ее долю приходится 75 % общего прироста совокупного дохода России. Вклад труда в 15 раз, а капитала в 4 раза меньше. Таким образом, за счет ренты Россия получает в год 45-60 млрд долларов дохода. При отсутствии государственного регулирования вся или большая часть ренты присваивается финансовыми спекулянтами и криминальным бизнесом. Но по своей экономической сути рентный доход не имеет непосредственного отношения к предпринимательской или иной коммерческой деятельности - это та часть совокупного дохода, которая во все времена принадлежала собственникам природных ресурсов. В современном мире такими полноправными собственниками являются народы, объединенные в государства.
Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические.
Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.
Второй вариант состоит в активном поощрении расходов на НИОКР, что означает в сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью соответствующего налогового режима, а также прямой государственной поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.
При соблюдении этого равенства произойдет полностью сбалансированное расширение I и II подразделений. I подразделение будет иметь возросшую величину средств производства (I1 + DI1) и большее количество предметов потребления для работников (II1 + DII1). Аналогичным образом увеличится производство предметов потребления.
2.2 Тенденции экономического роста в России
Экономику России и по сей день нельзя назвать стабильной. Но нельзя не учитывать, что, не смотря на все трудности, которые пришлось пройти нам, Россия остается страной с огромной сырьевой базой, трудовыми ресурсами, талантливыми людьми, способными передавать опыт. Космонавтика России, не смотря на заброшенность, все же остается одной из лучших. Многие умы России боятся, как бы Россия не стала сырьевым придатком более развитых стран. Дабы избежать этого, мы должны составить свою модель развития, использую опыт зарубежных стран.
В 2004 году ВВП увеличился к предыдущему году на 7.1%, в 2003 году рост составил 7.3%. По темпам экономического роста Россия превзошла развитые страны мира, но уступила ряду стран с переходной экономикой, в том числе Китаю и большинству государств СНГ. Отмечена тенденция замедления среднемесячных темпов роста ВВП с исключением сезонного фактора в 2004 году с 0.9% во II квартале до 0.5% в третьем. В IV квартале тенденция замедления остановилась, но среднемесячный темп роста ВВП сохранился примерно на уровне 0.5 процента2.
Замедление темпов экономического роста происходило на фоне исключительно благоприятной мировой конъюнктуры, прежде всего на нефть, газ и металлы (по оценке Минэкономразвития, на этот фактор приходится чуть более половины экономического роста, или 3.6 п.п. роста ВВП). Одновременно отмечалось значительное расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Однако почти две трети прироста внутреннего спроса удовлетворялось за счет импорта, из-за низкой конкурентоспособности российских товаров и компаний: ухудшение ценовой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции в 2004 году (с учетом не только укрепления реального курса рубля, но и эффекта повышения цен производителей и роста их издержек) составило, по оценке Минэкономразвития, более 20%. Сектор производства отечественных товаров и услуг для внутреннего рынка вырос в 2004 году к предыдущему году на 5% (а его вклад в прирост ВВП остается на уровне 1 п.п.), тогда как экспорт увеличился в физическом объеме на 13.1% (его вклад в прирост ВВП составил 6.4 п.п., т.е. в 6 раз больше вклада предприятий внутреннего сектора).
Существенным фактором увеличения внутреннего спроса и поддержания экономического роста в целом явился быстро расширяющийся спрос на услуги и, особенно, на товары со стороны домашних хозяйств. Очень высокие темпы роста оборота розничной торговли в 2004 году (на 12.1% к предыдущему году) по сравнению с более скромной динамикой реальных доходов населения (увеличение в 2004 году на 7.8%) обусловлены значительным ростом объемов потребительских кредитов, более умеренными темпами роста платных услуг населению (на 7%), снизившейся склонностью населения к рублевым сбережениям в 2004 году по сравнению с 2003 годом (4.2% и 5.5%, соответственно) под влиянием летнего банковского кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
Экономический рост определяется факторами различного рода. К экстенсивным факторам роста относятся: увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии; увеличение числа занятых работников; рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.
К интенсивным факторам роста относятся: ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фондов и т. д.); повышение квалификации работников; улучшение использования основных и оборотных фондов; повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.
При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т. к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же.
При интенсивном типе развития экономический рост достигается более широким использованием НТП, высококвалифицированных рабочих.
Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.
Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования, для перехода на интенсивный путь.
Государственный сектор выполняет функцию стабилизирующего и организующего фактора - направления экономической политики государства путем директивного или индикативного планирования, непосредственного участия в предпринимательской деятельности, что позволяет на первых порах формировать базовые отрасли без которых невозможно дальнейшее развитие экономики. Он выполняет регулирующую функцию путем квотирования, лицензирования экономической деятельности, налогообложения, тем самым концентрируя ресурсы на приоритетных отраслях, также выполняет социально-политическую функцию.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком и полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Другая часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как средство государственного регулирования. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом, служит целям повышения эффективности народного хозяйства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова. Т.А., Серегина С.В. Макроэкономика. Учебник. М.: Дело и сервис, 2019.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2016.
3. Булатова А. С. Экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2017.
Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 2017.
4. Грязнова А.Г., Николаевой И.П. Экономика «Единство», М.: 2018
5. Лусс А. Микро экономика, с-Пб, 2019
6. Портной М. А. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики.
М., 2020 г.
7. Портной М. А. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики.М., 2019 г
8. История экономических исследований (современный этап). Учебник / под общ. изд. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 2018
9. Портер M.Д. Competition / M.Д. Портер. - М.: Вильямс, 2019
10. Центр дистанционного образования: Кейнсианские модели экономического роста. - 2018
11. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. Руководство. / сост. Р.М. Нуреев. - М.: ИНФРА-М, 2018
12. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]: Экономический рост. Кейнсианские модели экономического роста.
1 Центр дистанционного образования: Кейнсианские модели экономического роста. - 2018
2 Лусс А. Микро экономика