Файл: Начинает различать мышление и ощущение. Связывает ощущение с органами чувств.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи | Взгляд на психологию. Основная суть | Критика |
Гераклит | Впервые различает разные уровни души и разные формы ее связи с миром | |
Алкмеон | Начинает различать мышление и ощущение. Связывает ощущение с органами чувств. | |
Демокрит | Стремится объяснить психические процессы как продукт движения атомов. Душа — это материальное вещество, состоит из атомов. | |
Аристотель | Душа и тело – неотделимы. Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу. Душа есть у растения, животного, человека. Но на уровне человека душа имеет высшие потребности. Его трактат «О душе» на протяжении многих веков оставался главным руководством по психологии. | |
Платон | Выделял душу как самостоятельную субстанцию. Душа существует наряду с телом и не зависит от него. Душа – возвышенное, божественное, вечное. Тело – низменное, тленное. Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. | Разделение души и тела, духовного и материального, превращена в полный разрыв между ними. |
Р. Декарт | Основная задача психологии- анализировать сознание. Предмет психологии - сознание. Вводит понятие рефлекса и интроспекции. Изучает явление «аффект». Резко противопоставляет душу и тело. Метод интроспекции – самоотражения сознания в себе самом - был признан главным, единственным методом психологии. | Разрыв души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли. |
Ф.Бэкон | Вводит идеи, устремленные к овладению природой – мысль обращается к опыту. | |
Т.Гоббс | Развивает сенсуалистическое и материалистическое учение о психике. Выводит все познание и волю из ощущений. А ощущение признает свойством материи. | |
Дж.Локка | Признает «внутреннее чувство», или рефлексию. Предметом психологии по Локку является внутренний опыт. Устанавливает интроспекцию как специфический, но «непогрешимый» путь психологического познания. | |
2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
Ситуация | Свойство внимания |
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. | 1) устойчивость |
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. | 2) концентрация |
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. | 3) распределение |
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. | 4) объем |
д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. | 5) переключение |
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. | 6) отвлекаемость |
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». | 1) устойчивость 4) объем |
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. | 1) устойчивость |
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале. | 2)концентрация |
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. | 2)концентрация |
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. | 3) распределение |
м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке | 3) распределение |
3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.
Инстинкты
Сознание
Рефлекия
Осуществление цели
Постановка целей
побуждения
мотивы
Эмоции положительные и отрицательные
Переживания
Осмысление действительности
Познание
Рефлексия
Физиологические влечения
подсознание
Самосознание
Память
Информация
Воля
4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.
Айзенка личностный опросник (EPI).
Описание методики
Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.
Теоретические основы
Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.
Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.
Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).
Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения
Инструкция
Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).
Обработка результатов
Ключ
Экстраверсия - интроверсия:
-
«да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; -
«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):
-
«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,
45, 47, 50, 52, 55, 57.
«Шкала лжи»:
-
«да» (+): 6, 24, 36; -
«нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.
Интерпретация результатов
При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
-
больше 19 - яркий экстраверт,
больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.
Нейротизм:
-
больше 19 - очень высокий уровень нейротизма, -
больше 14 - высокий уровень нейротизма, -
9 - 13 - среднее значение, -
меньше 7 - низкий уровень нейротизма.
Ложь:
-
больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, -
меньше 4 - норма. -
Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия
Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности.