Файл: Заполнить таблицу Психология детства в исследованиях зарубежных ученых.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 1
по учебному курсу «Психология детства»
(наименование учебного курса)
Студент | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбд-1902г | |
| | |
Преподаватель | Анфисова Светлана Евгеньевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Заполнить таблицу «Психология детства в исследованиях зарубежных ученых».
Ученый | Область изучения |
Августин Аврелий Богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. Его труды повлияли на развитие западной философии и западного христианства, и он считается одним из самых важных отцов Латинской церкви в святоотеческий период. | В работах Августина Аврелия представлено изучение самосознания и познавательной активности души. Ученый считал душу орудием, которое управляет телом. Основой души является воля, а не разум. Августин Аврелий сосредоточивался на проблеме познаваемости человеком собственных психических актов и состояний, то есть на проблеме самосознания. Августин Аврелий утверждал, что развитие психики зависит не от внешнего воздействия, а от врожденной активности. Ученый осуждал насилие над детьми, стремление взрослых жестко управлять их поведением и направлять их интересы. Августин Аврелий утверждал, что волевая активность направляется только Богом. Это управление осуществляется при помощи самосознания. Августин Аврелий создал традицию сочинений, воссоздающих процесс осмысления человеком своей жизни и стремления к самосовершенствованию. |
Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби - андалусский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс. Автор трудов по логике, аристотелевской и исламской философии, богословию, религиозному праву маликитского мазхаба, географии, математике, физике, астрономии, небесной механике, медицине, психологии и политике. | Доказал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. Ибн Рушд подчеркивал неограниченность принципиальных возможностей человека в постижении истины и важность обучения ребенка мыслить правильно, привития ему желания размышлять. |
Хуан Уарте Испанский врач, преподаватель и философ-материалист. | Первой работой в области возрастной психологии явился труд Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам». В нем рассматривались индивидуальные различия в способностях с целью профессионального отбора. Уарте сопоставлял способности с темпераментом и с различиями в сферах деятельности. Главными способностями, по его мнению, являются воображение, память и интеллект. Ученый указывал, что зависимость таланта от природы не означает бесполезности воспитания и труда. Но здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия. |
Ян Амос Коменский Чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. | Коменский считал основными аспектами воспитания и обучения детей природосообразность, воспитывающий характер обучения, связь обучения и реальной жизни. Ученый разработал принципы обучения: принцип сознательности, наглядности, последовательности, систематичности, доступности обучения и прочности усвоения знаний. Коменский – родоначальник классно-урочной системы обучения. Принцип природосообразности требует учета возрастных особенностей ребенка. В трудах Яна Амоса Коменского представлена периодизация психического развития и соответствующая ей поэтапная система образования. Коменский выделил четыре периода психического развития: детство, отрочество, юность и возмужалость. Период детства длится до шести лет. В это время ребенок усиленно физически растет, у него развиваются органы чувств, закладываются основы личности. Ребенок воспитывается в семье, в так называемой материнской школе. Коменский подчеркивал значение материнского воспитания для психического развития ребенка и необходимость владения матерями нужными знаниями и навыками воспитания ребенка. Период отрочества длится от шести до двенадцати лет. Для отрочества характерно развитие памяти и воображения. Ребенку необходимо посещение элементарной школы родного языка, где он осваивает чтение, письмо, арифметику, начала геометрии, географии, природоведения, а также знакомится с различными ремеслами. Важное место отводится изучению Священного Писания. Юность длится от двенадцати до восемнадцати лет. В это время развиваются мыслительные способности. Юношам предписано посещать латинскую школу, где они изучают латынь, искусство, естествознание, историю и географию. С восемнадцати лет наступают возмужалость и период университетского образования. |
Фрэнсис Бэкон Английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов периода Позднего Возрождения и начала Нового времени, | Английский ученый Фрэнсис Бэкон явился основателем эмпирической психологии. Экспериментальное знание, по Бэкону, служит покорению природы и усовершенствованию человека. Фрэнсис Бэкон выделил боговдохновенную и телесную души и наделил их разными свойствами. Первая обладает мышлением и волей, вторая – ощущениями и движениями. Объектом науки является телесная душа. Подход Бэкона дал возможность объективного изучения содержания души и этапов ее развития в детском возрасте. Бэкон считал, что несовершенства ощущения приводят к заблуждениям и ошибкам. Отсюда важно экспериментальное знание. Ошибки познания, связанные с психической организацией человека, Бэкон называл идолами. Он выделил четыре основных вида идолов. Во-первых, идолы рода – это недостатки, вытекающие из-за строения органов чувств. Вовторых, идолы пещеры – недостатки, возникающие из-за трудностей человека встать на чужую точку зрения. Третий вид идолов представлен недостатками, возникающими из-за преклонения перед ложными авторитетами. Четвертый вид – идолы рынка. Это недостатки, связанные с тем, что слова не всегда точно передают мысли человека. Для проверки умозаключений необходимо использовать метод индукции. Фрэнсис Бэкон считал, что правильное обучение, а не способности является основой успешности деятельности человека. |
Рене Декарт Французский философ, математик и естествоиспытатель; один из основоположников философии Нового времени и аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции. | В своих работах Рене Декарт продолжил изучение психической жизни человека. В философии Декарта материя и мысль представлены в равных частях в качестве двух первооснов мира. Главное свойство души – мышление, тела – протяжение. Декарт считал душу инструментом познания. Он отождествлял психику и сознание и отрицал существование бессознательных процессов. На основе положения, что человек всегда осознает все свои мысли и чувства, Декарт предлагал интроспекцию как объективный метод познания собственной психики. Хотя эти данные должны подвергаться сомнению, Декарт считал, что сомнение есть универсальный познавательный принцип. Душа, по Декарту, главный инструмент познания. Тело обеспечивает движение. Тело движется под воздействием рефлекса. Описывая действия рефлекса и тела, Декарт практически описывал рефлекторную дугу. Действие рефлекса может нарушаться под влиянием ассоциаций и под влиянием страстей. Рассуждая о нравственности, Декарт говорил, что душа никогда не бывает настолько слаба, чтобы не быть способной владеть страстями. Центральной идеей Декарта явилось требование господства над аффектами. Таким образом, учение Декарта заложило основы нового понимания психического развития человека, дало научное обоснование методам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. Обоснование Декартом познавательных процессов как предмета психологической науки направило развитие возрастной психологии в этом русле. Наука анализировала познавательные процессы и динамику их становления. Развитие рационалистической теории познания Декарта было продолжено в работах Лейбница и Спинозы. |
Готфрид Вильгельм Лейбниц Немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, член Лондонского королевского общества, иностранный член Французской Академии наук. | Работы Готфрида Вильгельма Лейбница были посвящены проблеме объективности формирования знаний о мире. Лейбниц сделал огромный вклад в различные науки, значительное место в его научных интересах занимали и проблемы изучения психического развития. Ученый дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, динамике их формирования. По Лейбницу, мир – грандиозный механизм, состоящий из неделимых элементов – монад. Одной из монад является психическая активность. Лейбниц выделил три части души: область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Он обратил внимание на субъективность человеческих знаний. Ученый разделил психические явления и их представленность на уровне сознания, тем самым доказав существование бессознательного в психике. Лейбниц указывал, что психические процессы протекают реально, безотносительно к тому, осознает ли их человек. На основе неповторимости монад Лейбниц обосновал важность индивидуального подхода к каждому ребенку. |
Бенедикт Спиноза Нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. За свободомыслие был отлучён от еврейской общины; жил уединённо, зарабатывая на жизнь шлифовкой оптических стёкол; отклонил приглашение занять кафедру в Гейдельберге. | В работах Бенедикта Спинозы делался акцент на формировании нравственной личности ребенка. Спиноза считал, что существует единственная вечная реальность – Природа. Душа и тело являются свойствами Природы. Они, в свою очередь, обладают мышлением и протяжением. По Спинозе, душа и тело независимы друг от друга. Целостность человека связывает телесную и духовную сущность и служит основой познания окружающего мира. Спиноза считал, что интуитивное знание является ведущим. Оно позволяет проникать в сущность вещей, познавать общие понятия, осуществлять самопознание. Познавая себя, человек познает и окружающий мир, поскольку законы души и тела одинаковы. Спиноза выделил три ступени процесса познания: знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта; знание о родовых, общих понятиях, которое выводится на основе логических рассуждений; интуитивное знание. Только познание второй и третьей ступеней позволяет отличать истинное от ложного. Спиноза внес вклад в развитие теории о свободе воли и понимании природы человеческих чувств. Ученый провозгласил необходимость понимания человеческих поступков и страстей на основании законов природы. Спиноза выделил три вида страстей: желание, удовольствие и страдание. Все остальные чувства являются побочными формами или сочетаниями этих трех. Радостные эмоции помогают человеческому существованию, негативные – мешают. Люди естественным образом стремятся к тому, что приносит удовольствие. Спиноза указывал, что поступки детей в большей степени зависят от эмоций, нежели поступки взрослых. Поэтому нельзя осуждать повышенную эмоциональность ребенка и наказывать его за это, а следует анализировать потребности ребенка. При этом ученый не отрицал возможность воздействия на эмоциональную сферу ребенка, развития волевой регуляции поведения. Мысли Спинозы повлияли на взгляды многих психологов, в том числе и на выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского. |
Джон Локк Английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. | Он считал, что знание человека имеет опытное происхождение. Локк доказывал, что психика ребенка формируется в процессе жизни. Тем самым он опровергал наличие врожденных предрасположенностей к определенному знанию. Локк утверждал, что сознание ребенка при рождении представляет чистую доску, на которой жизнь пишет свои письмена. На основе данных сравнительной, генетической и этнической психологии Локк аргументированно доказывал, что врожденных знаний не существует. Соответственно, Джон Локк придавал огромное значение именно воспитанию. Оно формирует сознание человека, его взгляды и отношения с окружающими людьми. В нравственном воспитании надо опираться в первую очередь на чувства ребенка, воспитывать у него положительное отношение к позитивным поступкам и отвращение к негативным. Основой познавательного развития является природное любопытство ребенка. Также ученый отмечал важность учета индивидуальных особенностей ребенка. Это позволяет поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения и способствует более быстрому усвоению знаний. Джон Локк выделил два вида чувственного опыта человека: знание о внутреннем мире человека или рефлексия и знание о внешнем мире или ощущение. Локк доказывал, что и знания о классах предметов, общих законах природы, нравственности являются результатом логических операций, обобщений тех единичных знаний, которые обеспечиваются опытом. Субъективное знание достоверно только в отношении внутреннего мира человека. Внешний же мир полностью не познаваем. Таким образом, доказывая неограниченные возможности опытного знания, Локк недооценивал значение активности человеческого познания. Тем не менее различные психологические школы используют отдельные положения учения Локка. |
Жан Жак Руссо Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства. | Известный теоретик воспитания Жан Жак Руссо обобщил и изложил знания о природе развития ребенка. Руссо отстаивал идею о природосообразном характере обучения. Но в отличие от его предшественников указывал на необходимость следовать естественному ходу развития внутренней природы ребенка. Требование ученых исследовать индивидуальные особенности детей в трудах Руссо стало практически обоснованным. Знание этих особенностей помогает взрослому строить обучение с учетом естественного хода психического развития ребенка. Руссо принадлежит идея выделения и общих закономерностей психического развития детей, изменяющихся на каждом возрастном этапе. Ученый создал развернутую периодизацию психического развития. Первый этап длится от рождения до двух лет. Это период физического развития. Руссо – противник раннего развития речи. Следующий этап занимает период от двух до двенадцати лет. В это время происходит сенсорное развитие детей. Руссо считал, что развитие ощущений – это основа будущего развития мышления. Он выступал против раннего обучения детей, считая, что систематическое обучение должно начинаться после двенадцати лет. Целенаправленное обучение происходит на третьем этапе – с двенадцати до пятнадцати лет. В это время ребенок может адекватно воспринять и усвоить знания, но только естественных и точных наук, а не гуманитарных. От пятнадцати лет до совершеннолетия развиваются чувства и морали на основе накопленного жизненного опыта. Но основания периодизации Руссо достаточно умозрительны и основываются на теории. |
Чарльз Роберт Дарвин Английский натуралист и путешественник, одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют со временем и происходят от общих предков. | Труды Дарвина расширили предмет психологии в плане взаимосвязи строения тела и поведения и сознания, адаптации и этапов развития психических процессов. Дарвин поставил задачу сопоставления психики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования – генетического, т. е. метода, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции. Теория эволюции Дарвина позволила на новом уровне осмыслить генетический метод как метод изучения закономерностей самого процесса развития во всех сферах психической жизни. |
Тьерри Вильям Прейер английский физиолог, работавший в Германии | Родоначальником детской психологии как самостоятельной науки считается Тьерри Вильям Прейер. Ученому принадлежит первый целостный анализ проблем психического развития ребенка. В 1882 году Прейер издал книгу «Душа ребенка», в которой излагались результаты многолетнего наблюдения за развитием ребенка. Таким образом, объективное наблюдение стало одним из методов исследования психического развития ребенка. Прейер проследил развитие психики на основе выявленной и описанной последовательности отдельных проявлений психического развития. Автор указывал, что в психическом развитии присутствует биологическая наследственность, которая служит основой индивидуальных различий. Прейер осуществил попытку не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. Ученый предложил родителям образец дневника, в котором намечен путь исследования для каждого возрастного периода. После работы Прейера перед учеными обозначился ряд проблем исследования психического развития детей. Это исследование взаимосвязи между отдельными сторонами психического развития, изучение волевого развития, художественной деятельности ребенка. |
Грэнвилл Стэнли Холл Пионер американской психологической науки и педагог. Его интересы сосредоточены на развитии детей и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джеймсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды. | Ученый организовал первую в Соединенных Штатах Америки экспериментальную лабораторию изучения психического развития детей. Также он основал первые профессиональные сообщества американских психологов и организовал издание первых журналов по проблемам возрастной психологии. Холл обратил внимание исследователей на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка. Им разрабатывались специальные вопросники, цель которых – изучение различных сторон психики детей. Полученные данные позволили автору составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов, проанализировать проблемы детей. |
Джорж Селли Американский психолог, автор теории личностных конструктов. | Развитие детской психологии в Англии связано с именем Джеймса Селли. Селли считал, что ребенок рождается с предпосылками психических процессов – это ощущение, чувственный тон ощущений, рефлекторные, импульсивные и инстинктивные движения. Сами процессы формируются при жизни. Работы Селли оказали большое влияние на практическую детскую психологию и педологию, так как ученый определил порядок появления ассоциаций в психическом развитии детей. Также Селли заложил основу для выделения этапов познавательного, эмоционального и волевого развития ребенка. На основе работ Селли Мария Монтессори разработала систему упражнений для интеллектуального развития дошкольников. Монтессори основывалась на тренировке ощущений как главного элемента мышления. Работы Марии Монтессори, несмотря на критику, актуальны и востребованы до сегодняшнего дня. |
Альфред Бине Французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии. Стремился утвердить объективный метод исследования в психологии. | Французский психолог Альфред Бине занимался изучением патологии личности, развития детских эмоций, педагогической психологией, дефектологией, психологией искусства. Бине принадлежит экспериментальное исследование этапов развития мышления и разработка тестов интеллекта для детей. Результаты исследований привели ученого к тому, что необходимо определение нормативов интеллектуального развития. Тесты Бине используются до сегодняшнего дня. Но они не рассчитаны на детей раннего возраста. |
Заполнить таблицу «Психология детства в исследованиях отечественных ученых».
Ученый | Область изучения |
Владимир Михайлович Бехтерев Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. Тайный советник, генерал-лейтенант медицинской службы Русской императорской армии. | Заложил основы научной педологии в России, создал сеть научно-лабораторных и научно-клинических педологических учреждений. Методы детской психологии в России в начале XX века строились на основе достижений западных ученых и на базе русской физиологической школы. Этими методами являлись наблюдение, естественный и рефлексологический эксперименты, тесты, анкеты, биографический, статистический и антропометрический методы. |
Иван Михайлович Сеченов Русский учёный-естествоиспытатель, физиолог, педагог и просветитель. Член-корреспондент, почётный член Санкт-Петербургской академии наук. Создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии. | Иван Михайлович Сеченов подчеркивал роль исследований психического развития детей как для практических потребностей педагогики, так и для психологии. Сеченов считал, что человек – целостное телеснодуховное существо. Ученому принадлежит учение о поведении как рефлекторном активном взаимодействии организма с внешней средой. Открытие Сеченовым центрального торможения предоставило возможность существования новых позиций в отношении сознания и воли как высших психических процессов. Сеченов выдвинул гипотезу о том, что из-за задержки двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. На основе этого предположения ученый объяснил социальный генезис человеческого «Я». |
Александр Федорович Лазурский Русский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева, учитель М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Разработал характерологию - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. | Александр Федорович Лазурский разработал основы естественного эксперимента, который позволяет исследовать психические функции и личность в целом. |
Петр Федорович Каптерев Российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии. | Первым в России указал на игру как фактор физического и психического развития детей. Он подчеркивал роль воспитания в семье и его значение в психическом развитии ребенка. |
Петр Яковлевич Гальперин Советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР. Доктор педагогических наук, профессор. | Исследовал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что правильно заданная ориентировочная основа действия дает возможность его безошибочного выполнения. Важная роль отводится усвоению контроля над выполнением действия во внутренний план. Гальперин обосновал теорию поэтапного формирования умственных действий. Он описал суть этапов этого формирования. Исследования Гальперина были продолжены Василием Васильевичем Давыдовым, Андреем Ильичом Подольским, Ниной Федоровной Талызиной. |
Даниил Борисович Эльконин Советский психолог и педагог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, член-корреспондент АПН СССР. | Исследования Даниила Борисовича Эльконина были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации развития ребенка. Эльконин определил структуру игровой деятельности, выделив в ней сюжет, содержание, роль, воображаемую ситуацию, правило, игровые действия, игровые отношения. Описал социальную природу ролевой игры дошкольника, выделил ее этапы. Труды Эльконина показали ведущую роль игры в процессе формирования психических функций и личностных качеств ребенка. |
Лидия Ильинична Божович Советский психолог, ученица Льва Выготского. | Работы Лидии Ильиничны Божович были направлены на изучение формирования личности ребенка. Формирование личности она понимала как развитие независимости от окружающей ситуации, формирование внутренней мотивации. Проблема развития общения взрослых и детей была в центре внимания Маи Ивановны Лисиной и ее сотрудников. |