Файл: Самостоятельная работа и Зачет по дисциплине диагностика и коррекция детей с нарушениями в развитии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»
Самостоятельная работа и Зачет
по дисциплине:
диагностика и коррекция детей с нарушениями в развитии
Направление Психолого-педагогическое образование
Профиль «Педагогика и психология»
Студентка 4 курса Сажнева Т.А.
г. Комсомольск-на-Амуре, 2019
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Внешне процедура холдинг-терапии аутичных детей состоит в том, что:
А) ребёнок должен, во что бы то ни стало вырваться из рук матери;
В) мать старается избегать контакта глазами с ребёнком, которого держит на руках;
С) мать привлекает к себе ребёнка, обнимает его и крепко держит лицом к лицу;
D) ребёнок, находясь на руках у отца, ищет глазами мать, стоящую у него за спиной.
2. В дошкольном возрасте для исследования наглядно-действенного мышления применяется методика:
А) пиктограмма;
В) матрицы Равена;
С) «доски Сегена»;
D) «кубики Коса».
3. Наибольшей уязвимостью психических функций по отношению к различным вредностям имеет возраст:
А) 6 – 8 лет;
В) 0 – 3 года;
С) 9 – 10 лет;
D) 4 – 5 лет.
4. Возврат функции на более ранний возрастной уровень отражает явления:
А) регресса;
В) первичного нарушения психических функций;
С) ретардации;
D) распада.
5. У детей с психическим недоразвитием отчётливые признаки интеллектуальной недостаточности проявляются в:
А) дошкольном возрасте;
В) младшем школьном возрасте;
С) уже младенческом возрасте;
D) подростковом возрасте.
6. Ретардация и акселерация являются проявлениями:
А) гетерохронности развития;
В) ацикличности развития;
С) асинхронии развития;
D) межфункциональных взаимодействий.
7. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в:
А) психотерапии;
В) дефектологии;
С) психологии;
D) психиатрии.
8. К упражнениям коррекции и развития восприятия величины предметов относятся:
А) «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай, чего не стало»;
В) «Лото», «Закончи узор», «Построй башни»;
С) «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко»;
D) «Кто быстрее? », «Пальцы», «Муха».
9. Главной задачей практического психолога при его взаимодействии с семьёй, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, является:
А) ознакомление родителей с особенностями заболевания ребёнка;
В) оказание психологической поддержки и одобрения;
С) создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем;
D) выдача рекомендаций по обучению и воспитанию ребёнка.
10. Основной задачей детского практического психолога при работе с детьми старшего дошкольного возраста является:
А) помощь в адаптации детей к дошкольному учреждению;
В) подготовка к школе и профилактика школьной дезадаптации;
С) создание условий для полноценного осуществления и развития свободной игровой деятельности в коллективе детей;
D) оптимизация эмоционального благополучия детей.
11. Методы, позволяющие быстро и надёжно определить уровень интеллекта детей, разработал:
А) Ф. Гальтон;
В) А. Бине;
С) Д. Кеттел;
D) Э. Клапаред.
12. Обычно психодиагностическое изучение детей с отклонениями в развитии начинают после:
А) 1,5-2 месяца;
В) 2,5-3 месяца;
С) 6 месяцев;
D) 1 года.
13. Проявлением интеллектуальной неготовности к школе является:
А) негативизм;
В) аутизм;
С) вербализм;
D) своеволие.
14. Основным методом психологического консультирования в условиях детского дошкольного учреждения является:
А) наблюдение;
В) беседа-интервью;
С) опрос;
D) анкетирование.
15. Такая функция памяти, как воспроизведение, появляется у ребёнка после:
А) 2-х недель жизни;
В) 8-ми дней жизни;
С) 2-х месяцев жизни;
D) 8-ми месяцев жизни.
16. Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей в условиях дошкольного учреждения, причин нарушений и отклонений в их психическом развитии, являются предметом:
А) психологического консультирования и просвещения;
В) психологической диагностики;
С) психологической коррекции;
D) психотерапии.
17. Принцип деятельности подхода в осуществлении коррекционной работы предполагает:
А) необходимость использования всего многообразия методов, технологий и приёмов из арсенала специалистов разных профилей;
В) разработку программ, состоящих из последовательных операций, выполнение которых ребёнком сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно приводит к формированию у него необходимых умений, навыков действий;
С) активную деятельность самого ребёнка в рамках ведущей для возраста деятельности;
D) организацию «ситуации успеха» для ребёнка, веры в её положительный результат, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение даже самых незначительных достижений.
18. Для определения уровня сформированности пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза у дошкольников применяется методика:
А) классификация предметов;
В) цветовой тест отношений;
С) кубики Кооса;
D) исключение предметов.
19. Вид деятельности детского практического психолога, направленный на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в обществе, называется:
А) психологической поддержкой;
В) психологической коррекцией;
С) психологическим сопровождением;
D) психопрофилактикой.
20. Психокоррекционная работа с детьми даёт лучшие результаты, если она проводится в виде:
А) беседы;
В) наблюдения;
С) опроса;
D) игры.
21. Психолог представляет на психолого-педагогический консилиум:
А) методики обследования детей;
В) педагогическую характеристику детей;
С) данные медицинского обследования;
D) результаты диагностического обследования детей.
22. Методика пиктограмм применяется в дошкольном возрасте для исследования:
А) внимания, памяти и личностных особенностей;
В) памяти, внимания и мышления;
С) мышления, памяти и личностных особенностей;
D) внимания, памяти и работоспособности.
23. Психологическая готовность детей к школьному обучению включает готовность:
А) физическую и личностную;
В) интеллектуальную и волевую;
С) физическую и моральную;
D) личностную и интеллектуальную.
24. Лепет появляется у ребёнка в:
А) третьем полугодии;
В) первом полугодии;
С) втором полугодии;
D) четвёртом полугодии.
25. Игровая деятельность ребёнка формируется на основе:
А) научения;
В) моделирования;
С) предметно-манипулятивной деятельности;
D) общения.
26. Психомоторная организация, направленная на предупреждение психомоторных расстройств (гиперактивность, гипоактивность, двигательная расторможенность), а также оптимизацию двигательной нагрузки в повседневной жизни дошкольников, является содержанием такого блока психопрофилактических воздействий, как:
А) двигательно-расслабляющая деятельность;
В) двигательно-организующая деятельность;
С) имитационно-выразительная деятельность;
D) эмоционально-выразительная деятельность.
27. Мышление ребёнка в раннем возрасте называют:
А) образным;
В) идеализированным;
С) наглядно-действенным;
D) абстрактным.
28. Для выявления особенностей наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста используется методика:
А) «почтовый ящик»;
В) классификация предметов;
С) исключение неподходящего предмета;
D) складывание разрезных картинок.
29. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии предполагает:
А) создание благоприятного эмоционального фона в процессе проведения различных игр, занятий и упражнений, стимулирование положительных эмоций;
В) организацию «ситуации успеха» для ребёнка, веры в её положительный результат, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение даже самых незначительных достижений;
С) привлечение даже самого ближайшего окружения, в первую очередь семьи ребёнка, выступающей зоной его ближайшего развития;
D) активную деятельность самого ребёнка в рамках ведущей для возраста деятельности.
30. Для изучения отношений ребёнка к родителям применяется методика:
А) детский апперцептивный тест (САТ);
В) тест М. Люшера;
С) тематический апперцептивный тест (ТАТ);
D) тест С. Розенцвейга.
Дайте определения:
Дисфункция – нарушение, расстройство функций некоего органа, системы и пр. — преимущественно качественного характера.
Коррекция отклоняющегося развития– система медико-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии.
Компенсация психологическая – восстановление нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса. Компенсация по своей сути является самым поздним и сложным механизмом психологической защиты. Автором теории компенсации является австрийский психолог и психиатр А. Адлер.
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это один из видов нервно-психического нарушения в детском возрасте. Это нарушение встречается у 5% дошкольников и у 20% школьников.
Основные симптомы ММД – расторможенность внимания, повышенная возбудимость и подвижность.
Психический дизонтогенез –
нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов.
Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации.
Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.
Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии – сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям ребенка.
Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии – это деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Психопрофилактика – это система мероприятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.
Депривация – это психологическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере в течение длительного времени.
Социально-психологическая интеграция – процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов. В дефектологии — успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.