Файл: Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II
«Основные проблемы философии».
Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.
-
Онтология:
- Дайте определение понятия «бытие».
Бытие - Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества.
В философии слово «бытие» используется как один из возможных
переводов греческого слова οντα (точнее: το ον и производных от него οντα и
ειναι), корнеобразующего в слове «онтология» и рассмотренного выше. Т.е.
бытие есть то же самое, что «подлинно сущее», «истинно сущее» и «основа
сущего». Кроме того, словом «бытие», в частности, переводится греческое
слово ουσια, которое во многих других случаях переводится как
«субстанция». Таким образом, когда в философии используется термин
«бытие» то подразумевается:
• в узком смысле, основа сущего, или субстанция;
• в широком смысле, существование мира как беспредельного и
непреходящего целого.
- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
В целом, говоря о многообразных формах бытия существующих в
системе «мир–человек», на основе логического обобщения их можно свести
к четырем основным.
– Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и очеловеченной
(«второй») природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы
характеризуются тем, что существуют первично и независимо от человека,
подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа
представляет комплексную природно-социальную реальность или мир
культуры, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью
удовлетворения своих потребностей.
– Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как телесно-организованное существо включен в цепь объективных закономерностейнеорганической и органической природы, в общий процесс космической
эволюции и полностью зависим от него. С другой стороны, как духовно-культурное существо человек способен реализовать себя всесторонним
образом, быть свободным в своих проявлениях, а, следовательно, по своим сценариям активно изменять не только бытие окружающего мира, но и собственное бытие.
– В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство
всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств,
мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок,
стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и
организованных в социальные группы, общество в целом.
– И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия
общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре общественных отношений
-
Гносеология:
- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
Знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания.
Познание – это есть специфический вид духовной деятельности
человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами
процесс приобретения знаний.
Информация – это сведения, совокупность каких-либо данных. В рамках
системно-кибернетического подхода, рассматривающего растения,
животных, человека, машины и пр. как сложные динамические или
кибернетические системы, информация это набор сигналов, сообщений,
способствующей саморегуляции и самоуправлению данной системы.
- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
Чувственное познание – непосредственное получение информации
через органы чувств и деятельность нервной системы. Основными формам
чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.
Ощущение представляет собой начальную форму чувственного
познания и дает нам знание об единичных, отдельных свойствах предмета
(например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и т.д.). Но
очевидно, что любой предмет обладает несколькими свойствами и
признаками, а совокупность отдельных ощущений еще не дает знание
предмета в его целостности. Ощущения соединяются (уже благодаря
некоторой активности познающего субъекта – человека) в восприятия,
благодаря которым мы получаем целостный образ предмета при
взаимодействии с ним. Восприятие – это форма чувственного познания с
помощью которой формируется целостное знание и понимание предмета.
Как ощущение, так и восприятие – это формы знания связанные с
непосредственным воздействием предмета на органы чувств. Приобретенное
знание, в этом случае, теряется или нет? Очевидно, нет, ибо у человека
сформировалась третья, высшая форма чувственно отражательной
деятельности, получившая название – «представление». Представление –
это форма чувственного познания, направленная на сохранение целостного
образа в памяти и возможность его произвести. Например, Вы впервые
держите в руках яблоко, первоначально Вы ощущаете его цвет, форму, вкус –
это ощущения, вся совокупность ощущений составляет целостное
восприятие предмета, а образ, который остается в памяти – представление. Ив следующий раз, когда Вам дадут, например банан, и скажут: «Возьми
яблоко», Вы возразите, зная уже, что яблоко выглядит иначе.
Необходимо отметить, что представление менее ярко, усреднено по
сравнению с ощущением и восприятием, в нём меньше индивидуальных
черт. Связь представления с объектами окружающего мира является
опосредованной. Представления возникают без непосредственного контакта
сознания с предметами и их свойствами. Для появления представления
достаточно лишь слова, обозначающего предмет или какого–либо другого
объекта, связанного с ним (принцип ассоциации). Однако представление ещё
сохраняет образную предметную отнесённость к внешнему миру.
Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью
воображения. Воображение – это преобразующее отражение
действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций,
не воспринимавшихся человеком. Но исходный материал воображения всё
же берётся из реально прошедшего чувственного опыта. В ходе деятельности
воображения могут быть построены представления о таких связях,
существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной
действительности. И иногда им приписывается реальное бытие (процесс
гипостазирования). Именно в ходе гипостазирования в сознании
формируются образы сказочных фантастических персонажей, в том числе и
образы богов.
В целом, следует сказать, что чувственное познание – это ступень
непосредственного отражения мира и получения знания о внешних,
единичных, преходящих свойствах или признаках вещей. Оно может
заметить многообразие и некоторую упорядоченность, сосуществование и
последовательность вещей и событий, но чувства не могут перейти от
явлений к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному,
отличить событие, предшествующее наступившему, от его причины. Образы
ощущений и восприятия не всегда адекватно отражают окружающую
реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская
Земля, движение Солнца вокруг Земли, изломанная ложка в стакане с водой
и т.д. Но ведь, с одной стороны, человек, помимо органов чувств, наделен
еще способностью к мыслительной деятельности, отличающего его от
животного мира, а с другой, в любом явлении всегда существуют как
внешние, так и внутренние свойства; любой предмет есть единство
результата и процесса, как случайных, так и необходимых характеристик. В
этом плане, чувственная ступень познания не позволяет, по своей природе и
сущности, проникнуть в глубинные, сущностные параметры бытия мира и
познать законы его развития. А это оказывается возможным лишь с помощью
рациональной или логической ступени познания.
Рациональное познание – это опосредованное познание мира, с
помощью мышления. Мышление может быть определено как активный
процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.,
связанный с решением тех или иных задач. Мышление непосредственносвязано с языком, и носит как вербальный (речь), так и невербальный
характер (письменный язык, язык информатики и пр.). Язык является одним
из основных средств познания; например, когда мы размышляем о чём-то,
мы пользуемся языком, проговаривая «про себя» внутренний монолог или
записывая свои мысли. Мышление обладает способностями абстрагирования,
обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой
отвлечение мысли от тех свойств, связей, которые признаются в
определённом отношении несущественными. Абстракции ведут к познанию
сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от реальности,
производят разрыв объективных связей; целостные предметы и отношения в
мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами.
Обобщающая способность мышления приводит к формированию понятий,
являющейся первой формой рационального, логического познания.
Понятие – это начальная форма рационального познания, в которой
отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений
(например, понятия – «плод», «общество», «человек», «наука» и др.).
Познавательная ценность понятий состоит в том, что с их помощью
выделяются наиболее существенные, общие признаки в предмете, отвлекаясь
от их частных, индивидуальных. Понятие характеризует не тот или иной
предмет, а целый класс предметов, объединенных всеобщим признаком
(например, человек как разумное существо, наделенное способностью к
мыслительной деятельности). Если восприятие и представление имеют
определенный аналог в действительности (можно указать на определенный,
конкретный предмет, отображением которого они являются, например,
понятие «яблоко»), то понятие такого аналога может и не иметь (например, в
экономической науке, понятие «стоимость», в философии «бытие»,
«материя» и др.).
Суждение – следующая форма рационального познания, в которой
устанавливаются определенные отношения и связи между понятиями. В
суждении всегда что либо отрицается, либо утверждается наличие того или
иного отношения (например, сахар растворяется в воде, стол стоит на полу).
Суждения могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с
тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию. На базе
понятий и суждений формируются умозаключения.
Умозаключение – это форма рационального познания, представляющие
собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся
новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются
индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по