Файл: Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.


  1. Онтология:

- Дайте определение понятия «бытие».

Бытие - Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества.

В философии слово «бытие» используется как один из возможных

переводов греческого слова οντα (точнее: το ον и производных от него οντα и

ειναι), корнеобразующего в слове «онтология» и рассмотренного выше. Т.е.

бытие есть то же самое, что «подлинно сущее», «истинно сущее» и «основа

сущего». Кроме того, словом «бытие», в частности, переводится греческое

слово ουσια, которое во многих других случаях переводится как

«субстанция». Таким образом, когда в философии используется термин

«бытие» то подразумевается:

• в узком смысле, основа сущего, или субстанция;

• в широком смысле, существование мира как беспредельного и

непреходящего целого.
- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».

В целом, говоря о многообразных формах бытия существующих в

системе «мир–человек», на основе логического обобщения их можно свести

к четырем основным.

– Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и очеловеченной

(«второй») природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы

характеризуются тем, что существуют первично и независимо от человека,

подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа

представляет комплексную природно-социальную реальность или мир

культуры, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью


удовлетворения своих потребностей.

– Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как телесно-организованное существо включен в цепь объективных закономерностейнеорганической и органической природы, в общий процесс космической

эволюции и полностью зависим от него. С другой стороны, как духовно-культурное существо человек способен реализовать себя всесторонним

образом, быть свободным в своих проявлениях, а, следовательно, по своим сценариям активно изменять не только бытие окружающего мира, но и собственное бытие.

– В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство

всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств,

мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок,

стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и

организованных в социальные группы, общество в целом.

– И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия

общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре общественных отношений



  1. Гносеология:

- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.
Знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания.
Познание – это есть специфический вид духовной деятельности

человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами

процесс приобретения знаний.
Информация – это сведения, совокупность каких-либо данных. В рамках

системно-кибернетического подхода, рассматривающего растения,

животных, человека, машины и пр. как сложные динамические или

кибернетические системы, информация это набор сигналов, сообщений,

способствующей саморегуляции и самоуправлению данной системы.

- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.

Чувственное познание – непосредственное получение информации

через органы чувств и деятельность нервной системы. Основными формам


чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение представляет собой начальную форму чувственного

познания и дает нам знание об единичных, отдельных свойствах предмета

(например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и т.д.). Но

очевидно, что любой предмет обладает несколькими свойствами и

признаками, а совокупность отдельных ощущений еще не дает знание

предмета в его целостности. Ощущения соединяются (уже благодаря

некоторой активности познающего субъекта – человека) в восприятия,

благодаря которым мы получаем целостный образ предмета при

взаимодействии с ним. Восприятие – это форма чувственного познания с

помощью которой формируется целостное знание и понимание предмета.

Как ощущение, так и восприятие – это формы знания связанные с

непосредственным воздействием предмета на органы чувств. Приобретенное

знание, в этом случае, теряется или нет? Очевидно, нет, ибо у человека

сформировалась третья, высшая форма чувственно отражательной

деятельности, получившая название – «представление». Представление –

это форма чувственного познания, направленная на сохранение целостного

образа в памяти и возможность его произвести. Например, Вы впервые

держите в руках яблоко, первоначально Вы ощущаете его цвет, форму, вкус –

это ощущения, вся совокупность ощущений составляет целостное

восприятие предмета, а образ, который остается в памяти – представление. Ив следующий раз, когда Вам дадут, например банан, и скажут: «Возьми

яблоко», Вы возразите, зная уже, что яблоко выглядит иначе.

Необходимо отметить, что представление менее ярко, усреднено по

сравнению с ощущением и восприятием, в нём меньше индивидуальных

черт. Связь представления с объектами окружающего мира является

опосредованной. Представления возникают без непосредственного контакта

сознания с предметами и их свойствами. Для появления представления

достаточно лишь слова, обозначающего предмет или какого–либо другого

объекта, связанного с ним (принцип ассоциации). Однако представление ещё

сохраняет образную предметную отнесённость к внешнему миру.

Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью

воображения. Воображение – это преобразующее отражение

действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций,


не воспринимавшихся человеком. Но исходный материал воображения всё

же берётся из реально прошедшего чувственного опыта. В ходе деятельности

воображения могут быть построены представления о таких связях,

существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной

действительности. И иногда им приписывается реальное бытие (процесс

гипостазирования). Именно в ходе гипостазирования в сознании

формируются образы сказочных фантастических персонажей, в том числе и

образы богов.

В целом, следует сказать, что чувственное познание – это ступень

непосредственного отражения мира и получения знания о внешних,

единичных, преходящих свойствах или признаках вещей. Оно может

заметить многообразие и некоторую упорядоченность, сосуществование и

последовательность вещей и событий, но чувства не могут перейти от

явлений к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному,

отличить событие, предшествующее наступившему, от его причины. Образы

ощущений и восприятия не всегда адекватно отражают окружающую

реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская

Земля, движение Солнца вокруг Земли, изломанная ложка в стакане с водой

и т.д. Но ведь, с одной стороны, человек, помимо органов чувств, наделен

еще способностью к мыслительной деятельности, отличающего его от

животного мира, а с другой, в любом явлении всегда существуют как

внешние, так и внутренние свойства; любой предмет есть единство

результата и процесса, как случайных, так и необходимых характеристик. В

этом плане, чувственная ступень познания не позволяет, по своей природе и

сущности, проникнуть в глубинные, сущностные параметры бытия мира и

познать законы его развития. А это оказывается возможным лишь с помощью

рациональной или логической ступени познания.

Рациональное познание – это опосредованное познание мира, с

помощью мышления. Мышление может быть определено как активный

процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.,

связанный с решением тех или иных задач. Мышление непосредственносвязано с языком, и носит как вербальный (речь), так и невербальный

характер (письменный язык, язык информатики и пр.). Язык является одним

из основных средств познания; например, когда мы размышляем о чём-то,


мы пользуемся языком, проговаривая «про себя» внутренний монолог или

записывая свои мысли. Мышление обладает способностями абстрагирования,

обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой

отвлечение мысли от тех свойств, связей, которые признаются в

определённом отношении несущественными. Абстракции ведут к познанию

сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от реальности,

производят разрыв объективных связей; целостные предметы и отношения в

мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами.

Обобщающая способность мышления приводит к формированию понятий,

являющейся первой формой рационального, логического познания.

Понятие – это начальная форма рационального познания, в которой

отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений

(например, понятия – «плод», «общество», «человек», «наука» и др.).

Познавательная ценность понятий состоит в том, что с их помощью

выделяются наиболее существенные, общие признаки в предмете, отвлекаясь

от их частных, индивидуальных. Понятие характеризует не тот или иной

предмет, а целый класс предметов, объединенных всеобщим признаком

(например, человек как разумное существо, наделенное способностью к

мыслительной деятельности). Если восприятие и представление имеют

определенный аналог в действительности (можно указать на определенный,

конкретный предмет, отображением которого они являются, например,

понятие «яблоко»), то понятие такого аналога может и не иметь (например, в

экономической науке, понятие «стоимость», в философии «бытие»,

«материя» и др.).

Суждение – следующая форма рационального познания, в которой

устанавливаются определенные отношения и связи между понятиями. В

суждении всегда что либо отрицается, либо утверждается наличие того или

иного отношения (например, сахар растворяется в воде, стол стоит на полу).

Суждения могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с

тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию. На базе

понятий и суждений формируются умозаключения.

Умозаключение – это форма рационального познания, представляющие

собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся

новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются

индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по