ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-психологическая адаптация СОО.
Пояснительная записка.
Жизнь человека поделена своими периодами, и каждый этап сопровождается социально-психологической адаптацией. Переход ребенка из начальной школы в среднее звено является одним из таких этапов. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит дальнейший школьный путь.
Главная задача педагога-психолога - понять, с какими проблемами столкнулись учащиеся и как может помочь педагог-психолог в преодолении трудностей в адаптации. Одной их таких проблем является стресс, обусловленный множеством факторов: изменение условий школьной жизни; появление нового и неизвестного; увеличение учебной нагрузки; много учителей, еще и с разными требованиями.
Наиболее важным фактором является изменения социального статуса школьника. Если в прошлом году дети были старшими в начальной школе, были примером для младших, то сейчас они вновь оказались самыми младшими, но уже в среднем звене школы. Учащиеся, испытывающие трудности в социально-психологической адаптации, могут чувствовать тревожность, потерянность, одиночество.
Особое внимание следует обратить на то, что переход в 5 класс совпадает с началом подросткового возраста. Ведущая деятельность подросткового возраста– общение со сверстниками. Подросткам, испытывающим трудности во взаимоотношениях, важно развить свои коммуникативные навыки.
Социально-психологическая адаптация – это приспособление индивида к группе, выработка собственного стиля поведения.
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.
Задачи тренинга:
- создание и поддержка благоприятного психологического климата в коллективе;
- сплочение коллектива;
- снятие физического и психоэмоционального напряжения;
- формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;
- формирование представления о невербальной коммуникации;
- развитие навыков невербального общения;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся, развитие способности к познанию себя и других людей.
Оборудование: текст популярной песни
, бланки опросника, карточки с жестами и их значениями.
Время проведения: 60 минут.
Ход занятия.
Вводная часть.
Здравствуйте ребята! Рада вас снова видеть. Как ваше настроение? (ответы детей).
Начнем наше занятие, как и всегда, с приветствия.
Упражнение «Приветствие»
Время выполнения: 3 минуты.
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Отлично! Давайте вспомним, что было на прошлом занятии, чем занимались, какие выводы для себя сделал каждый?
Основная часть.
Беседа.
Время проведения: около 5 минут.
Ребята, мы с вами постоянно находимся в коллективе: в семье, в школе, в компании друзей. Мы постоянно взаимодействуем и общаемся.
Как вы думаете, что такое «общение»? (ответы учащихся)
Молодцы!
А по вашему мнению, общение заканчивается только на обмене информацией? Мы получаем информацию от собеседника только из его речи? Или сюда включается что-то еще?
Совершенно верно. Помимо слов и речи, мы используем невербальную коммуникацию, которая позволяет получить и дать собеседнику еще больше информации.
Что же входит в понятие «невербальное общение».
Это тембр, темп, громкость речи, наличие пауз, мелодика речи, жесты, поза, мимика и др.
Эти компоненты появились задолго до появления речи. Древние люди общались жестами и мимикой.
Экспресс-опросник «Приятно ли с вами общаться»
Время проведения: 5 минут.
Ребята, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы узнать приятно ли окружающим с вами общаться? Отвечайте честно, и долго не задумывайтесь над вопросом, доверьтесь своей интуиции.
(Учащиеся проходят опросник и узнают свой результат)
Упражнение «Значение жестов».
Время проведения:
3 минуты.
Сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в языке жестов. Вы видите у себя в листах в первой колонке – список жестов, во второй – возможное значение. Ваша задача - соотнести их между собой.
Давайте проверим на практике, насколько хорошо вы понимаете невербальные компоненты общения.
Упражнение «Встреча взглядами»
Время проведения: 5 минут.
Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, меняются местами. Все это должно происходить в полной тишине, без разговоров, смеха или каких-либо других звуков.
А сейчас мы с вами снимем напряжение и немного разомнемся.
Упражнение «Звери»
Время проведения: 3-4 минуты.
Все встают в круг. Ведущий каждому на ухо говорит, какой он будет зверь (например, кошка, белый бычок). Все «звери» берутся крепко за руки (согнутые в локтях). Ведущий будет громко произносить название какого-то зверя. Задача названного зверя — присесть, а всех остальных — не дать ему это сделать. Игра начинается. Но всего несколько зверей ведущий называет по-разному, а остальным он дает одно и то же название (например, бурундук). Сначала называются разные звери. Все играющие концентрируются на задаче удержать названного «зверя». Затем ведущий называет бурундука и все «бурундуки» резко приседают. Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.
Упражнение «Мне нравится»
Время проведения: 5 минут.
В круг выбирается ведущий (сначала это может быть педагог-психолог). Он должен сказать: «Мне нравится … и говорит то, что он любит делать», а те, кто разделяет его увлечение, должны войти в центр круга к ведущему. Кому это не нравится, остаются на своем месте. Каждый участник тренинга должен побыть в роли ведущего.
Отлично! Раз у вас есть общие интересы, значит, и следующее задание вам будет под силу.
Упражнение «Путаница»
Время: около 10-15 минут.
Участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.
Упражнение«Ищу друга»
Время проведения: 7-10 минут.
Каждый пишет на листе объявление с краткой информацией о желаемом друге и о себе без имени и фамилии. Далее один человек все перемешивает и пускает по кругу. Участники оценивают каждое: если нравится это объявление, то на нем ставится какой-либо знак, на своем объявлении ничего не ставится; если не нравится, то участник передаем это объявление следующему.
В конце упражнения все объявления раздаются обратно, каждый считает количество отметок, выбирается один с наибольшим количеством, анализируется причина.
Заключительный этап. Рефлексия
Время проведения: 5 минут.
Сложно ли было сегодня?
Что больше всего понравилось?
Упражнение «Общее дело»
Педагог-психолог предлагает все участникам тренинга спеть одну популярную песню.
Упражнение «Ладошки»
Если вам, в целом, понравилось мероприятие, поднимите две ладони и похлопайте.
Большое спасибо за вашу искренность!
Приложение.
Экспресс-опросник «Приятно ли с вами общаться?».
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Да | Нет |
1. | Вы любите больше слушать, чем говорить? | | |
2. | Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым собеседником? | | |
3. | Вы всегда внимательно слушаете собеседника? | | |
4. | Любите ли вы давать советы? | | |
5. | Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику? | | |
6. | Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают? | | |
1. | У вас есть собственное мнение по каждому вопросу? | | |
8. | Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать? | | |
9. | Вы любите быть центром внимания? | | |
10. | Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? | | |
11. | Вы хороший оратор? | | |
Если вы ответили положительно на 1,2,3,6,7,8,9,10,11 вопрос. то можете засчитывать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ.
Результаты:
1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело.
4-9 баллов - Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы инее требуете в такие минуты особо внимания к своей персоне.
10-11 баллов – вы, наверное, один из самых приятных собеседников. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или вам приходится играть , как на сцене?