Файл: Социальнопсихологическая адаптация соо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социально-психологическая адаптация СОО.

Пояснительная записка.

Жизнь человека поделена своими периодами, и каждый этап сопровождается социально-психологической адаптацией. Переход ребенка из начальной школы в среднее звено является одним из таких этапов. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит дальнейший школьный путь.

Главная задача педагога-психолога - понять, с какими проблемами столкнулись учащиеся и как может помочь педагог-психолог в преодолении трудностей в адаптации. Одной их таких проблем является стресс, обусловленный множеством факторов: изменение условий школьной жизни; появление нового и неизвестного; увеличение учебной нагрузки; много учителей, еще и с разными требованиями.

Наиболее важным фактором является изменения социального статуса школьника. Если в прошлом году дети были старшими в начальной школе, были примером для младших, то сейчас они вновь оказались самыми младшими, но уже в среднем звене школы. Учащиеся, испытывающие трудности в социально-психологической адаптации, могут чувствовать тревожность, потерянность, одиночество.

Особое внимание следует обратить на то, что переход в 5 класс совпадает с началом подросткового возраста. Ведущая деятельность подросткового возраста– общение со сверстниками. Подросткам, испытывающим трудности во взаимоотношениях, важно развить свои коммуникативные навыки.

Социально-психологическая адаптация – это приспособление индивида к группе, выработка собственного стиля поведения.
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.
Задачи тренинга:

- создание и поддержка благоприятного психологического климата в коллективе;

- сплочение коллектива;

- снятие физического и психоэмоционального напряжения;

- формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

- формирование представления о невербальной коммуникации;

- развитие навыков невербального общения;

- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся, развитие способности к познанию себя и других людей.
Оборудование: текст популярной песни
, бланки опросника, карточки с жестами и их значениями.

Время проведения: 60 минут.
Ход занятия.

Вводная часть.

Здравствуйте ребята! Рада вас снова видеть. Как ваше настроение? (ответы детей).

Начнем наше занятие, как и всегда, с приветствия.

Упражнение «Приветствие»

Время выполнения: 3 минуты.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например«Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Отлично! Давайте вспомним, что было на прошлом занятии, чем занимались, какие выводы для себя сделал каждый?
Основная часть.

Беседа.

Время проведения: около 5 минут.

Ребята, мы с вами постоянно находимся в коллективе: в семье, в школе, в компании друзей. Мы постоянно взаимодействуем и общаемся.

Как вы думаете, что такое «общение»? (ответы учащихся)

Молодцы!

А по вашему мнению, общение заканчивается только на обмене информацией? Мы получаем информацию от собеседника только из его речи? Или сюда включается что-то еще?

Совершенно верно. Помимо слов и речи, мы используем невербальную коммуникацию, которая позволяет получить и дать собеседнику еще больше информации.

Что же входит в понятие «невербальное общение».

Это тембр, темп, громкость речи, наличие пауз, мелодика речи, жесты, поза, мимика и др.

Эти компоненты появились задолго до появления речи. Древние люди общались жестами и мимикой.

Экспресс-опросник «Приятно ли с вами общаться»

Время проведения: 5 минут.

Ребята, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы узнать приятно ли окружающим с вами общаться? Отвечайте честно, и долго не задумывайтесь над вопросом, доверьтесь своей интуиции.

(Учащиеся проходят опросник и узнают свой результат)
Упражнение «Значение жестов».

Время проведения:

3 минуты.

Сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в языке жестов. Вы видите у себя в листах в первой колонке – список жестов, во второй – возможное значение. Ваша задача - соотнести их между собой.
Давайте проверим на практике, насколько хорошо вы понимаете невербальные компоненты общения.
Упражнение «Встреча взглядами»

Время проведения: 5 минут.

Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, меняются местами. Все это должно происходить в полной тишине, без разговоров, смеха или каких-либо других звуков.

А сейчас мы с вами снимем напряжение и немного разомнемся.
Упражнение «Звери»

Время проведения: 3-4 минуты.

Все встают в круг. Ведущий каждому на ухо говорит, какой он будет зверь (например, кошка, белый бычок). Все «звери» берутся крепко за руки (согнутые в локтях). Ведущий будет громко произносить название какого-то зверя. Задача названного зверя — присесть, а всех остальных — не дать ему это сделать. Игра начинается. Но всего несколько зверей ведущий называет по-разному, а остальным он дает одно и то же название (например, бурундук). Сначала называются разные звери. Все играющие концентрируются на задаче удержать названного «зверя». Затем ведущий называет бурундука и все «бурундуки» резко приседают. Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.
Упражнение «Мне нравится»

Время проведения: 5 минут.

В круг выбирается ведущий (сначала это может быть педагог-психолог). Он должен сказать: «Мне нравится … и говорит то, что он любит делать», а те, кто разделяет его увлечение, должны войти в центр круга к ведущему. Кому это не нравится, остаются на своем месте. Каждый участник тренинга должен побыть в роли ведущего.

Отлично! Раз у вас есть общие интересы, значит, и следующее задание вам будет под силу.
Упражнение «Путаница»

Время: около 10-15 минут.


Участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.
Упражнение«Ищу друга»

Время проведения: 7-10 минут.

Каждый пишет на листе объявление с краткой информацией о желаемом друге и о себе без имени и фамилии. Далее один человек все перемешивает и пускает по кругу. Участники оценивают каждое: если нравится это объявление, то на нем ставится какой-либо знак, на своем объявлении ничего не ставится; если не нравится, то участник передаем это объявление следующему.

В конце упражнения все объявления раздаются обратно, каждый считает количество отметок, выбирается один с наибольшим количеством, анализируется причина.

Заключительный этап. Рефлексия

Время проведения: 5 минут.

Сложно ли было сегодня?

Что больше всего понравилось?

Упражнение «Общее дело»

Педагог-психолог предлагает все участникам тренинга спеть одну популярную песню.

Упражнение «Ладошки»

Если вам, в целом, понравилось мероприятие, поднимите две ладони и похлопайте.

Большое спасибо за вашу искренность!
Приложение.

Экспресс-опросник «Приятно ли с вами общаться?».

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:




Утверждение

Да

Нет

1.

Вы любите больше слушать, чем говорить?







2.

Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым собеседником?







3.

Вы всегда внимательно слушаете собеседника?







4.

Любите ли вы давать советы?







5.

Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику?







6.

Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают?







1.

У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?







8.

Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать?







9.

Вы любите быть центром внимания?







10.

Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?







11.

Вы хороший оратор?









Если вы ответили положительно на 1,2,3,6,7,8,9,10,11 вопрос. то можете засчитывать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ.

Результаты:

1-3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело.

4-9 баллов - Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы инее требуете в такие минуты особо внимания к своей персоне.

10-11 баллов – вы, наверное, один из самых приятных собеседников. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или вам приходится играть , как на сцене?