Файл: Социальная диагностика цели, этапы и методы проведения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологическая диагностика (экспериментальное психологическое обследование) детей - обследование с применением психодиагностических методов на выявление нарушений психических функций и адаптационных возможностей ребенка, а также сохраненных функций, зон актуального и ближайшего развития, социально-психологических условий развития ребенка с целью уточнения экспертно-реабилитационного диагноза и формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (психолого-педагогический и социально-педагогический компоненты).
-
Целями и задачами направления ребенка в ЭПО могут быть: -
1. оценка текущего состояния психических процессов (внимания, памяти, мыслительных процессов, эмоциональной сферы), выявляющая уровень развития и особенности психических процессов, наличие нарушений и их выраженность; совместно с другими членами таблицы данные о выявленных нарушениях трансформируют в клинико-патопсихологический синдром с последующим введением их в клинико-криминалистическую диагностику; информация о сохраненных и нарушенных психических процессах учитывается при рекомендации мероприятий по психолого-педагогической и социально-психологической составляющей ИПР; -
2. оценка соответствия уровня интеллектуального развития возрастной норме; эта задача может быть решена психологом, начиная с двухлетнего возраста, но стандартизированный в домашней выборке метод Векслера (детский вариант ВИСК) предполагает обследование детей старше 5 лет; -
4. анализ личности (формирование личности) с целью уточнения особенностей и уровня реагирования на ситуации «болезнь», «инвалидность»; это может быть психологический уровень («норма»), патопсихологический или психопатологический уровень; при наличии патопсихологического (психопатологического) уровня реакции ребенка психолог совместно с врачами-экспертами трансформирует данные в синдром, а затем вводит его в клинико-экспертный диагноз; информация об особенностях личностных реакций является основанием для рекомендации психолого-педагогической социально-реабилитационной работы, а также мероприятий социально-психологического компонента индивидуальной программы социальной реабилитации; -
5. анализ социально-психологической ситуации развития ребенка, психологической составляющей реабилитационного потенциала семьи (ближайшее окружение ребенка - это может быть мама или бабушка, может быть приемная семья или работники детского учреждения, в дальнейшем мы использовать общий термин «родитель»); для данных экспериментально-психологического обследования может понадобиться не столько самого ребенка, сколько его родителей; анализ включает данные о состоянии психологического контакта в детско-родительской паре, стиле семейного воспитания, способности родителя понять перспективы и возможности развития, абилитации и реабилитации ребенка-инвалида, эмоционально-волевой потенциал родителя и его мотивационной направленности; данная информация необходима для адекватного выбора мер психолого-педагогического и социально-психологического профиля помощи семье в воспитании ребенка-инвалида, с целью оптимизации условий развития ребенка, профилактики формирования патопсихологических черт личности ребенок-инвалид;
6. диагностика карьерной направленности подростка, включающая анализ мотивационной сферы подростка и его профессиональных планов, адекватность самооценки и оценку его способностей и возможностей относительно уровня притязаний; данные могут быть использованы при формировании раздела «Получение профессионального образования» психолого-педагогических реабилитационных мероприятий в ИПР ребенка-инвалида.
Психолог использует методы в соответствии с поставленными задачами, возрастом, диагнозом, исходя из имеющихся у него данных. Помимо психодиагностических методов и тестов используются данные клинико-психологического метода наблюдения в процессе ЭПО и обследования, а также другие данные, имеющиеся у ребенка: характеристика, выписки из медицинской и иной документации, данные об успеваемости. , описания предыдущих психологических обследований, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и др.
Социальная диагностика объединяет комплекс методов получения и анализа данных, характеризующих социальный статус ребенка, его социально-средовые и социальные условия жизни с целью определения наличия и выраженности жизненных ограничений ребенка, оценки возможностей и условий для его социализация, социальная адаптация и интеграция в общество. Под руководством специалиста по социальной работе из агентства МСЭ.
Оценка общественного положения ребенка осуществляется на основании бумаг, представляемых в отделение МСЭ, опроса ребенка и (либо) его легитимного представителя (родителей), способов общественного освидетельствования, исследований и т.п. также используются.
Социально-средовая диагностика позволяет установить и проверить данные ребенка к независимой общественной и домашней деятельности с учетом возрастных необыкновенностей и главных соц характеристик. Для полноты и объективности исходного компонента соц диагностики целесообразно притягивать общественного преподавателя из образовательной компании, психолога из кабинета МСЭ, психолога-консультанта из центра семьи и детства, а также иных профессионалов.
Социально-бытовая диагностика помогает уточнить и проанализировать данные, отражающие проблемы ребенка в его ближайшем окружении (дома): оценка социально-бытовых условий, оценка способности ребенка самостоятельно передвигаться в быту, удовлетворение основных физиологических потребностей, соблюдение правил личной гигиены. , выполняя повседневную бытовую, досуговую и игровую деятельность.
Данные, полученные социально-экологической и социально-бытовой диагностической диагностикой, в сочетании с клинико-психологическими данными составляют основу для комплексной оценки вида и степени инвалидности и, в случае признания ребенка инвалидом, для определения его потребности в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Педагогическая диагностика включает в себя сбор и оценку данных об уровне образования ребенка, его обучаемости и способности к обучению.
На основании данных обследования и документации, представленной образовательным учреждением, и с учетом заключения ПМПК составляются разделы 33-41 раздела II «Сведения об образовании» протокола медико-социальной экспертизы.
Педагогическая характеристика ребенка, представляемая образовательной организацией или ПМПК в сочетании с данными социально-средовых и социальных исследований, является основанием для изучения и оценки наличия (степени развития) у ребенка соответствующих возрасту знаний, навыков и умений; формирование базовых навыков, обеспечивающих обучение; образование, образование и его развитие; обучаемость, уровень вашей образовательной компетентности, успеваемость; возможность получения образования в соответствии с требованиями ФГОС; возможность обучения в общеобразовательном учреждении совместно с другими обучающимися или необходимость обучения в специальных классах (группах) интегрированного обучения; в специальных образовательных учреждениях по адаптированным образовательным программам, на дому; потребность в специальных условиях обучения (специальные учебные программы и методы, в том числе дистанционное обучение; учебники и специальные учебные пособия, учебно-методические материалы, технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования, средства связи и общения, язык жестов и перевод жестового языка на реализация образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий и др.); потребность в обучении во внешней помощи; наличие барьеров или факторов, облегчающих обучение в окружающей среде.
Так, методы динамометрии, динамографии, эргографии и эргометрии, треморометрии, координационной (кинесометрии), электромиографии, стабилометрии и др. применялись для изучения состояния двигательных функций, представлений (приемы «часы», «компас»), точности восприятия времени и др.
Изучение профессионально значимых психофизиологических функций и качеств в отделении МСЭ при необходимости может проводить психолог, специалист по профориентации и др.
Методы исследования психофизиологических функций описаны в соответствующих справочниках, пособиях и публикациях, посвященных вопросам профориентации и профессионального выбора.
Список литературы
1. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - №1.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Под ред. М.С. Мацковского. - М., 1988.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
5. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал._Т. 16. - №2.
6. Матулене Г.О. социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. - 2002. - №5.
7. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегия. - Ереван, 1988.
8. Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004.
9. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. - 2001. - №31.
10. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. - Минск, 1987.
11. Психологические тесты / Сост. Э.Р. Ахмеджанов. - М., 1997.
12. Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. - Томск, 1985.
13. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №4.
14. Энциклопедия психологических тестов. - М., 1999.