Файл: Музыкальный фольклор Музыка регилиозных тадиций Классическое наследие Современая музыка Музыкальное воспитание младших школьников.odt
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Истринский профессиональный колледж-филиал
Реферат на тему:
«Музыкальный фольклор
Музыка регилиозных тадиций
Классическое наследие
Современая музыка
Музыкальное воспитание младших школьников».
Выполнила:студентка
ПОСОз16.1Б группы
Копцева А.С
Руководитель:Кудрин Е.В.
Оценка:
Истра,2017г.
2
Введение.......................................................................................................................3
Музыкальный фольклор..............................................................................................4
Музыка регилиозных тадиций....................................................................................5
Классическое наследие...............................................................................................6
Современая музыка.....................................................................................................7
Музыкальное воспитание младших школьников.....................................................8
Залючение.....................................................................................................................9
Список литературы....................................................................................................10
3
Введение
Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'.
Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.
В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода. Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832): "Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить. По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это
случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.
В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство. Понятие фольклора ассоциируется прежде всего с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом. .
4
Музыкальный фольклор
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Слово «фольклор» в буквальном смысле с английского означает «Народная мудрость».
В энциклопедическом понятии "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется как "художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства".
Классификация фольклора представлена следующими группами жанров:
-
календарные песни: колядки, подблюдные, масленичные, весенние, егорьевские, семицкие и др.; -
свадебные песни (величальные, корильные, опевальные); -
причеть (похоронная, рекрутская, свадебная); -
хороводно-игровые песни (дивья и молодецкая лирика); -
частушки; -
лирические песни; -
эпические жанры (духовные стихи, баллады, былины); -
сказки; -
детский фольклор (игры, считалки, жеребьёвки, дразнилки, приговорки, заклички); -
материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).
5
Музыка регилиозных тадиций
Музыка – важнейший фактор духовного развития. Сохраняя в педагогическом процессе многовековые традиции духовно-нравственного воспитания, педогоги ждут осветления будущих их детей, жизнь которых наполнена духовной, народной музыки.
В советский период, когда духовная музыка были под большим запретом, многие студенты музыкальных училищ и консерваторий всё равно на свой страх и риск шли петь в церковь. Сегодня, спустя
двадцать пять лет с момента духовного возрождения, русская православная церковь остро нуждается в хоровых коллективах, поскольку без певчих, служба, ни при каких условиях, состояться не сможет. Поэтому и сейчас многие студенты, как средних, так и высших учебных заведений, поют в церковных хорах. При пении на клиросе, поющие погружаются в тот незыблемый мир богослужения, который закладывает в их душу всю духовность и красоту песнопений. Огромное значение имеет качественное исполнение стихир и тропарей и духовных концертов, поскольку любое песнопение – это молитва, которая должна быть понятна для всех прихожан.
Сегодня педагоги на занятиях стараются всё больше использовать музыку религиозной традиции. Нет такого учебного хора, где в его репертуаре не было бы духовных произведений. Здесь уместно провести параллель между Русской народной песней и Русской духовной музыкой. Ведь, как и народная песня, она обладает распевностью, певучестью, что способствует хорошему развитию вокальных навыков студентов. На уроках по истории развития хорового искусства учащиеся изучают историю развития и исполнительства музыки религиозной традиции, творчество выдающихся композиторов разных времён, работавших в этом жанре.
6
Классическое наследие
Можно выделить две области исследования музыкальной культуры, в особенности жанра оперы, который в наше время подвергается наибольшему количеству экспериментов, неизбежно находящихся во взаимодействии. С одной стороны, это осмысление классического наследия с точки зрения содержащихся в нем вечных проблем человеческого бытия, делающих великие произведения прошлого интересными и важными для любой эпохи и для любой социокультурной ситуации, с другой - понимание специфики существования этих произведений как части живой ткани культуры нашего времени, которое хочет видеть в них смыслы, передающиеся в тех формах, которые стали определяющими для культурных практик начала XXI в.
Для определения места классического музыкального наследия в наши дни необходимо обратиться не только к формальной стороне проблемы, которая является уделом музыковедов и театроведов, но и к философскому осмыслению тех общечеловеческих проблем и ценностей, которые наполняют различные музыкальные жанры. Музыка как проблемное поле человеческого бытия содержит в себе все общечеловеческие проблемы, которые передаются специфическим языком музыкальной формы.
Задача наша очень сложна и требует поиска разных форм лингвистического выражения — писать об искусстве языком философской рефлексии сложно, но не невозможно, а чтобы такого рода текст доносил свою идею до разных кругов аудитории, необходимо использовать разные языки, в том числе и поэтический, создавая своего рода гипертекст, в центре которого стоят те музыкальные произведения, которые пережили свое время и прочно вошли в «золотой фонд» культуры.
7
Современная музыка
В нашу жизнь вторглось огромное количество другой музыки, на которую нельзя не обращать внимания - хотя бы в силу многочисленности её видов, а также востребованности значительной частью слушательской аудитории. Джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, рэп и т. д. - всё это новые и новейшие стили музыки, которые живут и развиваются по своим собственным законам. Соответственно современная музыкальная жизнь стала более многообразным и пёстрым явлением, чем это было до сих пор. Теперь она объединяет самые различные музыкальные сферы, направления, стили, жанры, национальные традиции и даже культуры в целом.
Изменилось и само понятие современная музыка. Например, в среде музыкантов-профессионалов современной называют академическую музыку, созданную в последние десятилетия. А за пределами этой среды современной считается как раз музыка неакадемическая. Встречается даже прямое противопоставление «музыка классическая - музыка современная», где место классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями. Усложнение художественной ситуации, как следствие, повлекло и неоднозначность в её определениях.
Музыки в наше время стало значительно больше, чем раньше. Больше стало и её разновидностей. Сейчас далеко не каждый музыкальный эрудит сможет даже просто перечислить все существующие на сегодняшний день музыкальные стили и жанры. Более того, не только отдельный человек, но и любая современная энциклопедия не сможет выстроить их исчерпывающий перечень. Одна из причин - непрерывно меняющаяся картина музыкальной жизни, умножающая новые явления со стремительной скоростью.
8
Музыкальное воспитание младших школьников
В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.
Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания.Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приобретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть под-менялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошибкой.
Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учителей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на человека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную активность, т.е. интеллектуальную и практически-деятельностную активность личности младшего школьника.
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.
9
Заключение
Если мы обратим более пристальное внимание на музыку то увидим, что она зачастую начинает объединяться с другими видами творчества, имеющие способность более сильно конкретизировать содержание.
Можно заметить, как сильно изменилась музыка, какие претерпела изменения ее первоначальная часть. И можно с уверенностью сказать, что благодаря развитию человечества развитие её будет продолжаться вечно, пока существует человек, в голову которого приходят порой самые необычайные идеи.
Музыка отражала все состояния человека - от праздничного до самого утопического, и никогда не оставляла человека, будь то семейные обряды или межнациональные войны. Она помогала людям от начала и по сей день. Гармонично она вписалась и во всю систему искусств - стала прекрасным дополнением ко многим из них и сама нередко была ими приукрашена. Музыка, превосходно вписалась в культуру человека и укрепилась там навсегда, распространившись во все стороны его жизни.