Файл: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предоставляет бизнес-план для успешного функционирования организации:
В общем виде схема разработки бизнес-плана может быть представлена следующим образом (рисунок 1):
Рисунок 1 – Общая схема разработки бизнес-плана предприятия [8]
Рассмотренные возможности бизнес-плана заставляют руководителей компании обращать особое внимание на исправление ошибок (а точнее, их пре- дупреждение) в ходе разработки бизнес-плана, так как это может существенным образом сказаться на успешности его реализации. В последнее время бизнес- план рассматривается руководителями
компаний в основном как документ инве- стиционного проекта, предоставляемый целевой аудитории в целях привлечения потенциальных инвесторов и кредиторов. Напротив, не уделяется достаточного внимания разработке бизнес-плана в качестве внутреннего инструмента управ- ления функционированием и развитием компании, что также можно занести в список ключевых ошибок относительно бизнес-плана [7, C. 57]. В настоящее время созданы все условия для быстрого и нетрудоемкого составления бизнес-
плана предприятия, включая широкое многообразие программных средств, су- щественным образом сокращающих затраты труда и времени при разработке бизнес-плана:
Рисунок 2 – Возможности и неудобства «Бизнес-навигатора МСП» [34. C. 158]
Рисунок 3 – Возможности и неудобства программы «Альт-Инвест» [9, С. 323]
Рисунок 4 – Возможности и неудобства программы «Мастерская бизнес-плани- рования» [9, С. 324]
Рисунок 5 – Возможности и неудобства программы «Project Expert» [9, С. 325]
Несмотря на такое многообразие эффективных программных средств, фак- тически реализуется (в лучшем случае) каждый десятый разработанный проект. Так какие ошибки при составлении бизнес-планов допускаются чаще всего?
Укрупненно общие ошибки при составлении бизнес-плана можно разде- лить на следующие группы (рисунок 6):
Рисунок 6 – Группировка общих ошибок при составлении бизнес-плана [37, С. 606]
Группа методических ошибок является самой крупной по содержанию и трудоемкой по исправлению допущенных ошибок, в связи с чем следует рас- смотреть данную группу ошибок более подробно. Наряду с этим приведены ав- торские рекомендации по устранению тех или иных ошибок в процессе состав- ления бизнес-плана (таблица 1).
Кроме того, следует принять во внимание тот факт, что перечень и содер- жание
возможных ошибок, сопровождающих процесс составления бизнес-плана, также напрямую зависят от специфики деятельности предприятия.
В качестве яркого примера рассмотрены основные особенности составле- ния бизнес-плана интернет-магазина в общем представлении:
а) при составлении бизнес-плана необходимо предварительно провести анализ спроса и предложения на услуги данного интернет-магазина. Полученная информация будет применяться для принятия решения о товарной группе, кото- рая будет реализовываться в планируемом интернет-магазине;
б) ввиду того, что уровень продаж зависит от популярности сайта интер- нет-магазина, то при разработке бизнес-плана необходимо предложить марке- тинговый ход, связанный с расходами на размещение рекламы в сети;
в) главной составляющей бизнес-плана данного онлайн-магазина является разработка системы доставки товаров клиентам, а также создание методик для эффективной работы с поставщиками, затраты на которые необходимо учиты- вать при реализации бизнес-плана [42, C. 313].
Из указанных особенностей отчетливо вытекают такие проблемы при раз- работке бизнес-плана интернет-магазина, как:
− в бизнес-плане зачастую нечетко оговариваются условия продажи и до- ставки товара клиентам;
− в недостаточном объеме анализируются и отражаются в бизнес-плане продажи ведущих конкурентов (их условия и особенности), что влечет за собой ошибки при выработке уникальных предложений магазина;
− не уделяется должное внимание при составлении бизнес-плана выбору доменного имени для интернет-магазина, которое одновременно является и его названием, и брендом;
− отсутствие альтернативных способов оплаты покупки товара – в бизнес- плане должны быть предусмотрены все виды платежей
(пластиковая карта, наличный расчет, электронные деньги);
− проблемы отражения в бизнес-плане действенных мероприятий по рас- крутке и оптимизации сайта.
Таблица 3 – Основные методические ошибки при разработке бизнес-плана и практические рекомендации по их устранению [56, C. 89]
Продолжение таблицы 3
-
бизнес-план позволяет выбрать наиболее перспективные варианты в об- ласти принятия решения о выходе на новые рынки сбыта или производстве но- вых видов продукции, а также определить средства для их достижения; -
позволяет оценить уровень затрат, необходимых для производства и сбыта продукции, соизмерить их с планируемым уровнем цен и определить по- тенциальную прибыльность бизнес-плана; -
позволяет оценить возможности развития нового направления деятель- ности и контролировать внутренние процессы компании; -
способствует привлечению к реализации бизнес-планов компании по- тенциальных партнеров; -
предоставляет возможность улучшить информированность работников компании о намеченных действиях, координирование их усилий, создание моти- вации для достижения поставленных целей посредством вовлечения сотрудни- ков в процесс составления бизнес-плана; -
позволяет предусмотреть риски и трудности, которые способны поме- шать выполнению бизнес-плана в полном объеме и в срок [43, C. 64].
В общем виде схема разработки бизнес-плана может быть представлена следующим образом (рисунок 1):
Рисунок 1 – Общая схема разработки бизнес-плана предприятия [8]
Рассмотренные возможности бизнес-плана заставляют руководителей компании обращать особое внимание на исправление ошибок (а точнее, их пре- дупреждение) в ходе разработки бизнес-плана, так как это может существенным образом сказаться на успешности его реализации. В последнее время бизнес- план рассматривается руководителями
компаний в основном как документ инве- стиционного проекта, предоставляемый целевой аудитории в целях привлечения потенциальных инвесторов и кредиторов. Напротив, не уделяется достаточного внимания разработке бизнес-плана в качестве внутреннего инструмента управ- ления функционированием и развитием компании, что также можно занести в список ключевых ошибок относительно бизнес-плана [7, C. 57]. В настоящее время созданы все условия для быстрого и нетрудоемкого составления бизнес-
плана предприятия, включая широкое многообразие программных средств, су- щественным образом сокращающих затраты труда и времени при разработке бизнес-плана:
-
Портал «Бизнес-навигатор МСП» – уникальный бесплатный сервис для помощи предпринимателям, позволяющий разработать бизнес-план на основе интерактивной инструкции (рисунок 2).
Рисунок 2 – Возможности и неудобства «Бизнес-навигатора МСП» [34. C. 158]
-
«Альт-Инвест» – эффективный инструмент бизнес-планирования и фи- нансового моделирования (рисунок 3).
Рисунок 3 – Возможности и неудобства программы «Альт-Инвест» [9, С. 323]
-
«Мастерская бизнес-планирования» – популярная система для подго- товки бизнес-планов (рисунок 4).
Рисунок 4 – Возможности и неудобства программы «Мастерская бизнес-плани- рования» [9, С. 324]
-
«Project Expert» – аналитическая система моделирования бизнеса, разра- ботки бизнес-плана и анализа инвестиционных проектов (рисунок 5).
Рисунок 5 – Возможности и неудобства программы «Project Expert» [9, С. 325]
Несмотря на такое многообразие эффективных программных средств, фак- тически реализуется (в лучшем случае) каждый десятый разработанный проект. Так какие ошибки при составлении бизнес-планов допускаются чаще всего?
Укрупненно общие ошибки при составлении бизнес-плана можно разде- лить на следующие группы (рисунок 6):
Рисунок 6 – Группировка общих ошибок при составлении бизнес-плана [37, С. 606]
Группа методических ошибок является самой крупной по содержанию и трудоемкой по исправлению допущенных ошибок, в связи с чем следует рас- смотреть данную группу ошибок более подробно. Наряду с этим приведены ав- торские рекомендации по устранению тех или иных ошибок в процессе состав- ления бизнес-плана (таблица 1).
Кроме того, следует принять во внимание тот факт, что перечень и содер- жание
возможных ошибок, сопровождающих процесс составления бизнес-плана, также напрямую зависят от специфики деятельности предприятия.
В качестве яркого примера рассмотрены основные особенности составле- ния бизнес-плана интернет-магазина в общем представлении:
а) при составлении бизнес-плана необходимо предварительно провести анализ спроса и предложения на услуги данного интернет-магазина. Полученная информация будет применяться для принятия решения о товарной группе, кото- рая будет реализовываться в планируемом интернет-магазине;
б) ввиду того, что уровень продаж зависит от популярности сайта интер- нет-магазина, то при разработке бизнес-плана необходимо предложить марке- тинговый ход, связанный с расходами на размещение рекламы в сети;
в) главной составляющей бизнес-плана данного онлайн-магазина является разработка системы доставки товаров клиентам, а также создание методик для эффективной работы с поставщиками, затраты на которые необходимо учиты- вать при реализации бизнес-плана [42, C. 313].
Из указанных особенностей отчетливо вытекают такие проблемы при раз- работке бизнес-плана интернет-магазина, как:
− в бизнес-плане зачастую нечетко оговариваются условия продажи и до- ставки товара клиентам;
− в недостаточном объеме анализируются и отражаются в бизнес-плане продажи ведущих конкурентов (их условия и особенности), что влечет за собой ошибки при выработке уникальных предложений магазина;
− не уделяется должное внимание при составлении бизнес-плана выбору доменного имени для интернет-магазина, которое одновременно является и его названием, и брендом;
− отсутствие альтернативных способов оплаты покупки товара – в бизнес- плане должны быть предусмотрены все виды платежей
(пластиковая карта, наличный расчет, электронные деньги);
− проблемы отражения в бизнес-плане действенных мероприятий по рас- крутке и оптимизации сайта.
Таблица 3 – Основные методические ошибки при разработке бизнес-плана и практические рекомендации по их устранению [56, C. 89]
№ п/п | Ошибки | Характеристика | Рекомендации |
А | 1 | 2 | 3 |
1 | Проект реализуется только за счет средств, привлеченных из одного источника | Неготовность разработчиков бизнес- плана вкладывать в проект собственные финансовые средства. Весомой пробле- мой является отсутствие стабильных ис- точников выплаты процентов по кредиту до момента, когда проект способен само- стоятельно генерировать наличность | В бизнес-плане необходимо предусмотреть вложение соб- ственных денежных средств и их стабильные источники, оце- нив возможные риски |
Продолжение таблицы 3
2 | Не сформулировано предложение к потенци- альному инвестору | Разработчики бизнес-планов зачастую считают, что формулировать условия участия инвестора в проекте – это задача самого инвестора. Тот факт, что разра- ботчики позаботились об интересах инве- стора, является одним из важных факто- ров привлекательности проекта | Необходимо четко указать, сколько и каких средств, в ка- кой форме, под какие гарантии и на какой срок требуется ма- териальная помощь потенци- ального инвестора |
3 | Непонимание того, какие разделы являются клю- чевыми | Непонимание того, какие аспекты явля- ются определяющими в данных усло- виях. Например, если уделить неоправ- данное количество времени на составле- ние финансового плана и не придать осо- бого внимания анализу ситуации на рынке, то ценность первого близится к нулю | Необходимо выделить в про- цессе разработки бизнес-плана ключевые разделы (анализ рынка – при быстрорастущем спросе) для их более деталь- ной проработки и максималь- ного анализа |
4 | Недостаточно прорабо- тана организационно- правовая схема реализа- ции бизнес-проекта | Неясности с правовыми вопросами отно- сительно имеющейся собственности, на которой основан бизнес-проект. Права на эти объекты не всегда, верно, оформ- лены. Данная ситуация создает для инве- стора весомые риски и может послужить причиной отказа в финансировании | Следует четко и конкретно определить все существенные правовые вопросы в отноше- нии собственности, связанной с бизнес-планом |
5 | Недооценка длительно- сти и издержек предыни- вестиционной стадии | Усредненная стоимость данного этапа достигает 5% стоимости всего проекта (оплата труда проектной команды, прове- дение маркетинговых исследований, ор- ганизационные издержки). Следует иметь в виду, что независимо от профес- сионализма привлеченных специалистов высокую точность оценок гарантировать невозможно | Привлечение к составлению бизнес-плана специалиста с опытом участия в реализации подобных крупных проектов с целью более точной оценки из- держек на данном этапе |
6 | Недоучет издержек на инвестиционной и опера- ционной стадиях | Можно привести множество расходных статей, которые крайне редко встреча- ются в бизнес-планах, а на стадии их реа- лизации превращаются в существенную проблему из-за отсутствия финансовых средств. Искусственное занижение затрат по важным статьям снижает привлека- тельность бизнес-плана для инвесторов | Необходимо максимально полно обозначить и опреде- лить величину всех возмож- ных расходов: от уплаты стра- ховых платежей до потери в производстве и при хранении |
7 | Раздел бизнес-плана «Риски проекта» состав- ляется формально | Опыт показал, что причины, которые вы- зывают трудности и даже провал проекта, в целом, не имеют ничего общего с рис- ками, о которых было прописано. Оши- бочное понимание цели раздела «Риски проекта»: вместо гарантии того, что ини- циатор готов в неблагоприятной ситуа- ции сохранить имущество инвестора, го- ворится о том, что проект (по его мне- нию) имеет довольно низкий уровень риска | Необходимо отразить все воз- можные риски, дать оценку их вероятности и опасности, а также проанализировать по- следствия наступления рисков. Следует оперировать несколь- кими вариантами дальнейшего развития ситуации |