Файл: Применение икт на уроках физики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для поиска информации на уроках физики активно использую электронные учебники. Например, при изучении звуковых колебаний в 8 классе задаю учащимся вопрос: «Что такое болевой порог слышимости?». Для корректного ответа на этот вопрос предлагаю воспользоваться ресурсами программы «Открытая Физика 2.0» (разработчик ООО «Физикон»). Учащиеся, уже знакомые с принципами поиска информации, запускают поисковую систему программы и находят ответ на поставленный вопрос. Затем следует обсуждение полученных сведений.

Урок физики в 8 классе

с использованием ИКТ

по теме «Конвекция»

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент




Формулирует цель и тему урока

Записывают тему урока

2

2

Проверка домашнего задания по теме «Теплопроводность»




Индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы учителя

10

3

Объяснение нового материала по теме «Конвекция»

1. Модель «Конвекция в жидкостях»

Объясняет новый материал, используя компьютерную модель «Конвекция в жидкости»

Знакомятся с содержанием

17

4

Решение качественных задач




Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

10

5

Контрольное задание

2. Тест «Конвекция»

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Выполняют задание

4

6

Итог урока




Фиксирует выводы

Формулируют выводы

2



Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Конвекция в жидкостях

Мультимедиа

Модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1611e518-1b7e-abfb-1780-1ed1f9b143ec/?interface=catalog

2

Конвекция

Тест, интерактивное задание

Компьютерный

тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b526f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

Наглядность, изобразительность

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов

Изучение объекта в движении, изменении, развитии




Вариативность представления учебного материала

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс




Интерактивность (в ряде случаев)

Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР

Объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании




Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках)

Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности




Возможность виртуальной экскурсии




Объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании




Математическая обработка результатов




Организация самоконтроля в удобное время

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием  ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности




Использование большой базы объектов  для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций




Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами

Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

Оперативное получение информации энциклопедического характера

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника



Материально-техническая база для внедрения ИКТ в процесс обучения: 5 компьютеров, мультимедийный проектор, доступ в сеть Интернет.

Используемые электронно-образовательные ресурсы: «Библиотека наглядных пособий. Физика», «Открытая  физика»,   «Виртуальная  школа  Кирилла и Мефодия. Уроки физики», ресурсы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), Информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), Федерального Центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru), Федерального образовательного портала (http://www.edu.ru), Каталога образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru), Классная физика (http://class-fizika.narod.ru), Физика 2000 (http://www.colorado.edu/physics/2000), виртуальная физическая лаборатория (http://www.phy.ntnu.edu.tw/java/index.html), Физика.ru (http://www.fizika.ru), анимация физических процессов (http://physics.nad.ru/physics.htm), Космофизика (http://www.kosmofizika.ru), Система удаленного тестирования знаний по курсу общей физики (http://phys.runnet.ru), олимпиады по физике (http://www.fizmatklass.ru) и др.
Применение в преподавании физики информационных технологий позволяет мне более успешно решать следующие задачи:

· развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;

· развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;

· осуществлять воспитание коллективизма и коммуникативностив процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;

· воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;

· разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.

Проектирование урока с использованием ИКТ требует от учителя больших временных затрат, терпения, усидчивости. Естественно, моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего.

Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий  при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения, позволяет эффективнее использовать время урока, быстро установить обратную связь с учениками, вызывает у учащихся настоящий интерес, мотивирует школьников, включает в работу всех, позволяет преодолеть субъективизм выставления оценок. Информационные технологии придают уроку динамизм и выразительность, повышают информативность урока, эффективность обучения.

Используемые ресурсы:

  1. Епифанова М.., Недогреева Н.Г. Инновационные педагогические технологии. Ч.1. Образовательные ресурсы Интернет как компонент мультимедийных технологий и их применение в обучении физике: учебно-методическое пособие.-С., Издательский центр "Наука",2010

  2. Вопросы информатизации образования. http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214

  3. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc

  4. ЦОР в современной системе средств обучения. http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydinsky2.pdf

  5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности

http://eor.it.ru/eor/course/view.php?id=17

Литература:

1. 2. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.ИспользованиеMicrosoftOffice в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2003.

3. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.

4. Кавтрев А. Ф., Компьютерные модели в школьном курсе физики. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998.

5. Кавтрев А. Ф., Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе. «Дипломат», Сб. РГПУ им. А. И. Герцена «Физика в школе и вузе», Санкт-Петербург, Образование, 1998.

6. Львовский М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютера. // Информатика и образование — М.1999, № 5.

7. Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование- М.: 2000- №1.

8. Шоломий К. М., Психология и компьютер, //Информатика и образование,1999,№ 6.