ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для поиска информации на уроках физики активно использую электронные учебники. Например, при изучении звуковых колебаний в 8 классе задаю учащимся вопрос: «Что такое болевой порог слышимости?». Для корректного ответа на этот вопрос предлагаю воспользоваться ресурсами программы «Открытая Физика 2.0» (разработчик ООО «Физикон»). Учащиеся, уже знакомые с принципами поиска информации, запускают поисковую систему программы и находят ответ на поставленный вопрос. Затем следует обсуждение полученных сведений.
Урок физики в 8 классе
с использованием ИКТ
по теме «Конвекция»
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | | Формулирует цель и тему урока | Записывают тему урока | 2 |
2 | Проверка домашнего задания по теме «Теплопроводность» | | Индивидуальный опрос | Отвечают на вопросы учителя | 10 |
3 | Объяснение нового материала по теме «Конвекция» | 1. Модель «Конвекция в жидкостях» | Объясняет новый материал, используя компьютерную модель «Конвекция в жидкости» | Знакомятся с содержанием | 17 |
4 | Решение качественных задач | | Задает вопросы учащимся | Отвечают на вопросы учителя | 10 |
5 | Контрольное задание | 2. Тест «Конвекция» | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Выполняют задание | 4 |
6 | Итог урока | | Фиксирует выводы | Формулируют выводы | 2 |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Конвекция в жидкостях | Мультимедиа | Модель | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1611e518-1b7e-abfb-1780-1ed1f9b143ec/?interface=catalog |
2 | Конвекция | Тест, интерактивное задание | Компьютерный тест | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b526f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog |
Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами
Достоинства | Недостатки, проблемы использования |
Наглядность, изобразительность | Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов |
Изучение объекта в движении, изменении, развитии | |
Вариативность представления учебного материала | Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке |
Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс | |
Интерактивность (в ряде случаев) | Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР |
Объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании | |
Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках) | Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности |
Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории | Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности |
Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности | |
Возможность виртуальной экскурсии | |
Объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании | |
Математическая обработка результатов | |
Организация самоконтроля в удобное время | Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете) |
Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности | |
Использование большой базы объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций | |
Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами | Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках |
Оперативное получение информации энциклопедического характера | Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника |
Материально-техническая база для внедрения ИКТ в процесс обучения: 5 компьютеров, мультимедийный проектор, доступ в сеть Интернет.
Используемые электронно-образовательные ресурсы: «Библиотека наглядных пособий. Физика», «Открытая физика», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики», ресурсы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), Информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), Федерального Центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru), Федерального образовательного портала (http://www.edu.ru), Каталога образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru), Классная физика (http://class-fizika.narod.ru), Физика 2000 (http://www.colorado.edu/physics/2000), виртуальная физическая лаборатория (http://www.phy.ntnu.edu.tw/java/index.html), Физика.ru (http://www.fizika.ru), анимация физических процессов (http://physics.nad.ru/physics.htm), Космофизика (http://www.kosmofizika.ru), Система удаленного тестирования знаний по курсу общей физики (http://phys.runnet.ru), олимпиады по физике (http://www.fizmatklass.ru) и др.
Применение в преподавании физики информационных технологий позволяет мне более успешно решать следующие задачи:
· развивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;
· развивать творческое мышление путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;
· осуществлять воспитание коллективизма и коммуникативностив процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;
· воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;
· разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.
Проектирование урока с использованием ИКТ требует от учителя больших временных затрат, терпения, усидчивости. Естественно, моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего.
Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения, позволяет эффективнее использовать время урока, быстро установить обратную связь с учениками, вызывает у учащихся настоящий интерес, мотивирует школьников, включает в работу всех, позволяет преодолеть субъективизм выставления оценок. Информационные технологии придают уроку динамизм и выразительность, повышают информативность урока, эффективность обучения.
Используемые ресурсы:
-
Епифанова М.., Недогреева Н.Г. Инновационные педагогические технологии. Ч.1. Образовательные ресурсы Интернет как компонент мультимедийных технологий и их применение в обучении физике: учебно-методическое пособие.-С., Издательский центр "Наука",2010 -
Вопросы информатизации образования. http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214 -
Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc -
ЦОР в современной системе средств обучения. http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydinsky2.pdf -
Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности
http://eor.it.ru/eor/course/view.php?id=17
Литература:
1. 2. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.ИспользованиеMicrosoftOffice в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2003.
3. Дьячук П.П., Лариков Е.В. Применение компьютерных технологий обучения в средней школе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.
4. Кавтрев А. Ф., Компьютерные модели в школьном курсе физики. Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998.
5. Кавтрев А. Ф., Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе. «Дипломат», Сб. РГПУ им. А. И. Герцена «Физика в школе и вузе», Санкт-Петербург, Образование, 1998.
6. Львовский М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютера. // Информатика и образование — М.1999, № 5.
7. Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование- М.: 2000- №1.
8. Шоломий К. М., Психология и компьютер, //Информатика и образование,1999,№ 6.