Файл: Практическое задание 3, Модуль Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация в системе комплексной помощи пациентам с локальными нарушениями высших психических функций слушатель Кармачева Кристина Валерьевна Преподаватель Савченко В.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620) _new

Дисциплина: Основы нейропсихологии и нейролингвистики

Практическое задание 3, Модуль 3. Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация в системе комплексной помощи пациентам с локальными нарушениями высших психических функций


Выполнил:

слушатель Кармачева Кристина Валерьевна

Преподаватель:

Савченко Виктория Андреевна

г. Москва – 2023

Задание 1. Изучите материалы лекций и дополнительные материалы, а также источники из списка литературы и, при необходимости, сети Интернет. Проанализируйте существующие методы и приемы ведения нейропсихологической коррекционно-восстановительной работы, заполните представленную таблицу.

Приемы нейропсихологической восстановительной работы

Нарушенная ВПФ

Вид нарушения ВПФ 

Прием коррекционно-восстановительной работы 

Зрительный гнозис

1 предметная агнозия,

2 агнозия на цвета

3 агнозия на лица

Так как первичные нарушения гнозиса -это результат поражения

второго функционального блока мозга,задних отделов коры, то при восстановительном

обучении компенсация будет происходить за счет привлечения сознательного контроля (третьего

блока мозга).

Это представляет собой деавтоматизацию нарушенного навыка, возвращение

к внешнему проговариванию и работе с наглядностью, экстериаризацию.Иными словами,

мы переводим навык обратно на сознательный уровень и отрабатываем его, чтобы он

заново автоматизировался за счет восстановления нарушенных или использования сохранных

звеньев. Таким образом стоит начать коррекцию с: анализ сравнительного образца,сравнительный

анализ зрительных образов предметов одного класса с выделением дифференциальных

признаков, идентификация разностильных зрительных изображений, срисовывание предметных

изображений, рисование и описание по памяти, конструирование заданных предметов

со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей, выделение фигуры из фона,

вычленение наложенных друг на друга предметов, узнавание предмета по его словесному

описанию, рисование по сетке, глазодвигательная гимнастика.

 

Слуховой гнозис

1. Субдоминатнтая агнозия

2. Доминантная агнозия

Коррекционная работа будеь направлена на: выстукивание ритмов на слух и по зрительной схеме, обыгрывание различных шумов.различение бытовых шумов.

 

Соматосенсорный гнозис

1. Тактильная агнозия

2. Тактильная предметная агнозия

3.Тактильная агнозия структуры

 Ощупывание плоских и объемных предметов закрытыми глазами, в качестве стимулов подключают различные подручные материалы ( знакомые больному).

 

Праксис

1. Неречевая апраксия

2. Артикуляционная апрксия ( афф и эфф)

При афф(Упрощение движений, метод стусла, лепка из пластилина, определение структуры и формы предмета) При эфф( движения включают в словжную смысловую структуру, применяют прописи, обведегние по контуру)

 

Регуляторные функции

1. Дизрегуляторные расстройства

 Активная реабилитация заключается в тренировке произвольности внимания. Наыков самонаблюдения и самоконтроля. ( мысленное проговарвиние действий, внтуренний план высказывания)

 

Память

1. Модально – спец нарушения

2. Модально не специфические

 анализ сравнительного образца,сравнительный

анализ зрительных образов предметов одного класса с выделением дифференциальных

признаков, идентификация  разностильных зрительных изображений, срисовывание предметных

изображений, рисование и описание по памяти, конструирование заданных предметов

со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей, выделение фигуры из фона,

вычленение наложенных друг на друга предметов, узнавание предмета по его словесному

описанию, рисование по сетке, глазодвигательная гимнастика.

компенсация нарушенного компонента происходит за счет деятельности сохранного 3

го блока мозга.Энергетизация мозга может происходить не только за счет внешней стимуляции,

но и за счет внутренней сознательной активности.

 

Внимание

1. деятельности

Модально-специфические нарушения внимания

2. Грубые нарушения внимания (полевое поведение)

...

Формирование произвольности внимания, отлеживание перемещения предмета, понимание вербальной интсрукции игры и тп.

 

Мышление



 Восстановление навыков сравнения, абстрагирования, обобщения,

формирования суждений и умозаключений задания по классификации /сортировке задания на подбор объектов (или их называние) по функциональному,

категориальному, наглядному принципу

 

Речь

Все виды афазии


 Работа строится исходя из механизма нарушения( а именно формы афазии)

 

Эмоции

1. Гипоаффективность

2. Гипераффективность


 Работа с пониманием и осознанием чувств и эмоций, уход из аутоагресии( музыка, лепка, сенсорные коробки, пескотерапия, сказкотерапия)

 


 

Задание 2. Используя материалы лекций и дополнительные материалы, проанализируйте существующие нарушения ВПФ у пациентов с локальными поражениями головного мозга, их сочетания в различных синдромах, примерную мозговую локализацию и методические приемы, направленные на их диагностику и коррекцию. Проанализируйте приведенные клинические примеры и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой нейропсихологический синдром (синдромы) наблюдается у данного пациента?

  1. ОТВЕТ: АУТОТОПОГНОЗИЯ

  2. НАРУШЕНИЕ РЕГУЛЯЦИИ

  3. ЭФФЕРЕНТНАЯ АФАЗИЯ

  1. Какова примерная мозговая функциональная локализация нарушения?

  1. Двустороннее или правостороннее пораже-ние слуховой коры. Преимущественно правосторонние височные или височно-теменные поражения.

  2. 2.Лобная доля ( 3 блок)

  3. 3.Премоторная кора ГМ



  1. Какие методические приемы могли использоваться в процессе нейропсихологического обследования данного пациента?

1.Просьба показать части тела

2.Просьба выполнить задание сидя за столом, просьба выполнить задание от начала до конца самостоятельно

3.Проверить письмо (списывание)

4) Какие методы и приемы могут использоваться в нейропсихологической работе с данным пациентом?

Кинезиологичские упражнения

Работа с проприорецепцией

Выстраивание моторной программы.