Файл: Алалия. Коррекционнологопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи Практическое задание 3, Модуль 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Сенсорная алалия
Выполнил:
слушатель Мартынова Анна Анатольевна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
г. Москва – 2023
Задание 1.
Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.
-
От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов? -
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери. -
Какие были роды? (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) -
Была ли стимуляция? (механическая, химическая, электростимуляция) -
Крик: был, нет? -
Была ли асфиксия? (белая, синяя) -
На каком языке говорят в семье (один или несколько языков) -
Были ли у родственников проблемы по этой части? -
Какие заболевания были за этот период? -
Какие взаимоотношения в семье? -
Общаются ли в кругу семьи? -
Как ведет себя в кругу своих сверстников? Общителен ли? -
Как ведет себя дома и в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми? -
В какие игры любит играть? Есть ли любимые игрушки и игры? -
Играет с помощью родителей или сам может? -
Самостоятельно ли ест, одевается? -
В какой руке держит игрушки, ручку и т.д.? -
Когда начал гулить, лепет, первые слова, предложения? -
Как реагирует на звуки? -
Понимает ли обращенную речь к нему? -
Что беспокоит в речевом развитии в данный момент? -
Опишите характер ребенка? -
Умеет ли различать по цветам предметы? -
Раздражителен или спокоен?
Задание 2.
Сформулируйте вопросы к родителям ребенка, страдающего сенсорной алалией, необходимые при сборе анамнеза с целью определения дифференциального заключения.
-
Течение беременности? Перенесенные заболевания? -
Понимает ли ребенок обращённую к нему речь? -
Выполняет ли ребенок простые бытовые просьбы? (самостоятельно ест, одевается и т.д.) -
Откликается ли ребенок на своё имя? -
Замкнутый или наоборот хаотичное поведение, гиперактивность? -
Что беспокоит в поведении ребенка? -
Реагирует ли на звуки? -
Может ли самостоятельно произносить звуки, слова? -
Различает ли цвета? -
Умеет самостоятельно рисовать, завязывать узлы? -
Может ли запоминать предметы и показывать их? -
Если говорит то, какие слова, звуки? -
Левша или правша? -
Какие заболевания перенес? -
Какие препараты использовались при лечении заболеваний? -
Как развита моторика пальцев, рук? (может ли лепить из пластилина и т.д.) -
Усидчив ли ребенок? Удерживает ли внимание во время игр? -
Принимает ли помощь взрослых в различных видах деятельности? -
Проявляет ли интерес к предметам и игрушкам? -
Как проявляет себя в играх? Активен или пассивен? -
Характер вскармливания и этапы развития лепета и гуления? -
Когда начал ползать и ходить? -
Когда появились первые зубы? -
Были ли травмы головы, ушибы?
Задание 3.
Разработайте конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной (или сенсорной) алалией с указанием возраста и этапа коррекционной работы.
Конспект индивидуального занятия с ребенком 5 лет (моторная алалия)
( I этап коррекционной работы)
Лексическая тема: «Домашние животные».
Этап: тренировочный
Цель: Формирование навыка построения однословного предложения
Задачи:
Коррекционные речевые задачи:
- развивать понимание речи и речевых ситуаций;
- закреплять лексический словарь по теме «Домашние животные» на материале слов, звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих голоса животных;
- закреплять слоговую структуру слова ;
- формировать коммуникативные навыки на основе употребления обиходно – бытовых глаголов и их форм
Коррекционно-развивающие задачи
- развивать пространственную ориентировку и неречевые психические процессы (зрительное и слуховое внимание, память, мышление);
- закреплять мелкую моторику руки
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям
Оборудование: серии предметных картинок по теме, фигуры животных, разрезная картинка « Кошка с котёнком», карточка – обводка «Кошка», карточки – символы с имитацией действия, буквенные символы, фонограмма логоритмического упражнения.
Ход занятия
-
Вводно – мотивационная часть
Д/и «Путешествие на ферму». (Словарная работа - пояснение термина).
Анализ ситуации на основе зрительного восприятия (рассматривание предметных фигурок животных)
Операционно – исполнительская часть
Развитие зрительного восприятия, зрительно – моторной координации. Закрепление слоговой структуры двух - трёхсложных слов
Д/и «Найди пару».
(На столе предметные фигуры животных. При предъявлении картинки с изображением домашнего животного найти соответствующую фигуру. Положить карточку под фигурку.)
- Найди фигурку животного, похожего как на картинке.
2. Развитие слухового внимания и понимания речи.
Д/и: «Найди маму»
(Серия карточек: Домашние животные в количестве 6 штук. Серия карточек : Детёныши домашних животных.)
- Детки потерялись. Плачут, зовут маму. Угадай, кто как плачет.
Д/и «Кто как голос подаёт?»
- Давай им поможем, найдём маму (разложить картинки по парам, назвать детёнышей животных)
3. Развитие неречевых психических процессов (2 мин)
Собрать разрезную картинку «Кошка с котёнком»
4. Логоритмическое упражнение «У котика лапки, лапки – царапки» (выполнение движений под детскую песенку).
5.Формирование навыка построения однословного предложения.
Логопед задаёт вопросы во время выполнения движений под музыку логоритмического упражнения
- Ты идёшь ? Что ты делаешь? (Ребёнок отвечает).
- Ты поёшь? Что ты делаешь ? (Ребёнок отвечает).
Логопед предлагает продолжить занятие за столом.
- Ты сидишь? Что ты делаешь?
Логопед раскладывает перед ребёнком карточки – символы глаголов (ходить, бежать, сидеть, хотеть, взять (предмет).
Логопед предлагает поработать с карточкой. Указывая на неё, задаёт вопрос:
- Что ты делаешь? Обращает внимание на окончание глагола - У
(Ребёнок отвечает: иду. сижу, хочу и т.д.)
Логопед обращает внимание на окончание глагола - У, кладёт рядом букву У, (буквенные элементы гласных звуков I ряда усвоены на предыдущем этапе параллельно с работой над восприятием, анализом акустических и артикуляторных характеристик гласных звуков) и поясняет ребёнку, что « ты слышишь в конце слова звук - У, когда говоришь про себя: идУ... ( Приводит несколько примеров).
Давай скажем про кошку, указывает жестом на собранную ребёнком предметную картинку и кладёт рядом карточку – символ глагола идти
Произносит действие по карточке, указывая жестом сначала на картинку, затем на символ:
- Кошка идёт? (Ребёнок отвечает). Что делает кошка? (Ребёнок отвечает).
- Слышим ли мы звук (У) в слове?
Аналогично произносятся глагольные формы по другим карточкам- символам.
6.Развитие слухового внимания и понимания значения речевых ситуаций
Д/ з: « Скажи, кто что делает?»
Логопед приводит пример:
- Я сижу? (Сижу). Кошка сидит? (Сидит). (жестом указывает на себя, на кошку, привлекая внимание к разнице звучания окончаний слов – глаголов.
- Теперь ты скажи про себя, указывает на следующий символ) :
- Ты бежишь? (Бегу). Кошка бежит? (Бежит) и т.д.
Оценочно – рефлексивный этап
Развитие графомоторных навыков.
Д/з: - Обведи котёнка по пунктирным линиям и он тебе улыбнётся.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Список литературы:
Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход. Издательство Грифон, 2019. - 256 с.