Файл: Реферат на тему Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После овладения произнесением пар слогов с фонемой М вводят аналогичные упражнения с фонемой Л и тренируют попарное произнесение слогов с фонемами М — Л или Н — Л, чтобы закрепить дифференцированное ощущение фонации « в маску» при произнесении носовых и ротовых фонем.
У людей с нормальным строением верхней челюсти после проведения фонопедии голос спонтанно улучшается и в бытовой речи. Лица с врожденными расщелинами нёба нуждаются в специальных упражнениях.
Упражнения по закреплению навыка правильного голосоведения с подростками и взрослыми проводятся по тем же принципам, что и с детьми на материале скороговорок, спряжений, стихов . Но количество их должно быть несколько больше. Для закрепления кинестезии приходится дольше останавливаться на произнесении слов, словосочетаний и предложений на звуки Д, Н, Л, с которых начинается предложенный в данном пособии дидактический материал.
Фонема, произносимая в сочетании с гласными звуками, не только активизирует двигательную функцию гортани, но и значительно облегчает правильное голосоведение. Поэтому целесообразно спряжение предложений с этим звуком, таких, например:
Я ел(а) ягоды. Я объелась ягод.
Я мою каюту. Я еду на юг .
Я ехал(а) в Майкоп. Я явилась на прием.
Я объехал(а) яму. Я купаюсь в водоеме.
После появления и стабилизации признаков улучшения двигательной функции гортани — увеличения силы голоса, уменьшения охриплости, расширения диапазона (что обязательно отражается на стробоскопической картине в сторону ее улучшения) — приступают к работе над устранением остаточного носового оттенка голоса — вокальным упражнениям III и IV этапов. Но постоянно, до завершения коррекционно-педагогической работы, контролируют манеру голосоведения, пока новый приобретенный навык не станет бессознательно привычным.
При значительной нёбно-глоточной недостаточности приходится переводить фонацию в грудной регистр и отрабатывать ее в упражнениях на мягкой атаке голоса и придыханием. Этот способ издавна применяется в логопедии для уменьшения носового оттенка речи.
Тема "Шуба для ёлочки" (индивидуальная образовательная деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией)
Цель: автоматизация звука (ш) в прямых слогах и словах с ними.
Задачи:
- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (ш);
- упражнять в произнесении звука (ш) в прямых слогах и словах с ними;
- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю и диафрагмальный тип дыхания;
- работать над устранением избыточного носового резонанса, развивать подвижность мягкого нёба и совершенствовать нёбно - глоточное смыкание;
- продолжать развивать фонематические процессы, упражнять в определении наличия звука (ш) в словах;
- закрепить понятие зимняя одежда;
- развивать зрительное внимание, память, мелкую и артикуляционную моторику;
- воспитывать отзывчивость.
Оборудование: искусственная елочка, сундучок со снежинками, разноцветные круги, трубочки для коктейля различного диаметра, ёмкость с водой, маленькая чашечка, пипетка, настольное зеркало, электронная игра "Одень Машу на прогулку", электронная физминутка для глаз "Белые снежинки", карточки - символы для дыхательной и артикуляционной гимнастики, игра "Проведи Машу по лабиринту" (предметные картинки на звук (ш)), мяч, компьютер, шишки, массажные коврики "Ёлочка", су-джок.
Содержание:
1. Организационный момент. Игра "Одень Машу на прогулку".
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какая зимой погода? (холодная, морозная).
- Что помогает людям не замерзать зимой на улице? (зимняя одежда)
Я предлагаю тебе поиграть. Помоги девочке Маше выбрать одежду, которую она может зимой одеть на прогулку(ребенок выбирает всю зимнюю одежду)
Скажи, а только людям нужна одежда зимой? (земле, деревьям). А что служит зимней одеждой для деревьев? (снег). Посмотри, Маше ты помогла, а рядом с ней, что нарисовано? (зеленая елочка). Чего не хватает елочке? (снежной шубки). Возле нашего детского сада тоже растёт ёлочка (подходим к искусственной ёлочке). Посмотри она тоже без снега. Как ты думаешь, ей холодно? (да). Что же произошло, и почему ёлочка без шубки? Смотри, здесь какой-то сундучок. Давай посмотрим, что в нём. Странно, он не открывается. Здесь какая-то записка (на сундучке записка от Зимушки - зимы)
"Помогите, пожалуйста, ёлочке вернуть её снежную шубку. Все снежинки
зимняя вьюга спрятала в волшебный сундучок, который откроется только тогда, когда будут выполнены задания вьюги. Цветные круги на ёлочке подскажут тебе, какие задания нужно выполнять"
2. Дыхательная гимнастика.
Сними с ёлочки круг, на котором изображена грустная снежинка. Что изображено на обороте (мальчик и девочка дуют на вату). Что же нам предстоит выполнять? (дыхательные упражнения).
упражнение "Нос и рот" (выполняется стоя у ёлочки по карточкам для дифференциации ротового и носового дыхания):
- вдох носом - выдох широко открытым ртом
- вдох ртом - выдох ртом
- вдох носом - выдох носом
- вдох носом - выдох ртом
(каждое упражнение выполняется по 5 раз)
- упражнение "Снежный сугроб" (используется ёмкость с водой, в которую добавлена жидкость для мытья посуды, упражнение выполняется сидя). Это упражнение нам помогут выполнить трубочки. Сначала выбери самую большую трубочку, которая тебе понравилась. Сделай вдох носом и подуй в трубочку, следи, чтобы не раздувались щёки. У тебя получится "Снежный сугроб" (затем выбирается трубочка меньшего диаметра. заключительной является трубочка необычной конфигурации). Молодец, смотри какой большой снежный сугроб.
3. Артикуляционные упражнения на активизацию мягкого нёба.
Сними круг, у которого ниточка не похожа на все остальные. Как ты думаешь, какое здесь задание приготовила вьюга? (глотание воды, звуковые песенки)
- покашливание "Горлышко заболело" (покашливание с высунутым языком, 2-3 раза на одном выдохе, рот широко открыт, затем покашливание с убранным в рот языком. При покашливании необходимо сдуть ватку с ладони).
- глотание капель воды (используется пипетка, чашечка) "Погрейся"
Я буду капать из пипетки тебе на язычок водичку маленькими капельками, а ты будешь её проглатывать маленькими глоточками (используется теплая кипяченая вода). Далее вода льётся ребенку на язык из маленькой чашечки, чтобы глотки осуществлялись один за другим.
- "песенки зверей" АЭОУ (волк, ёж, заяц): повторение сочетаний гласных звуков низким, средним и высоким голосом; слитно, на мягкой атаке.
4. Артикуляционная гимнастика (упражнения для челюстей, губ, щек и языка).
Следующим сними круг, на котором три геометрические фигуры. Какие фигуры изображены? (квадраты).
Посмотри, что нарисовано на обратной стороне (дети выполняют упражнения язычком). Как ты думаешь, каким будет следующее задание? (артикуляционная гимнастика для язычка).
Гимнастику нам помогут выполнять картинки, которые лежат на столе. ты будешь переворачивать картинки одна за другой и выполнять указанные там упражнения. Упражнения выполняются сидя, используется настольное зеркало.(педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными строками)
упражнения для нижней челюсти
Чтобы четко говорить, А потом приподними,
Нужно с челюстью дружить. Влево, вправо отведи
И уметь ей управлять И на место возврати.
Очень часто разминать Наша челюсть нижняя
Влево, вправо и вперёд, Очень уж подвижная
Вниз и всё наоборот.
Раз, два, три, четыре, пять,
Опусти её опять.
Птенчик - ритмично открывать и закрывать рот.
Обезьянка - челюсть вниз, язык максимально выдвинуть к подбородку.
Силач - ребёнок открывает рот с сопротивлением (рука педагога находится под челюстью)
"Окошко" Язычок проветривает домик, открыл широко
"Толстячок" - "Худышка" Раздул щёки толстячок «Футбол» (попеременно надувать щеки) Одну щёчку надуваем
Наш весёлый хомячок
воздух мы перегоняем.
"Чистим зубки"
Чищу зубки, чищу зубки,
Чтоб сверкали и блестели,
Никогда чтоб не болели.
"Лошадка"
Я - лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь - прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
5. Автоматизация звука (ш).
Следующим сними круг, на котором изображен снеговик. Кто изображён на оборотной стороне? (змейка). А какой звук у неё самый любимый? (ш). Как ты думаешь, с каким звуком мы поиграем? (со звуком (ш)).
Давай вспомним, как мы произносим звук (ш). Что делают губы? (выдвинуты вперёд и округлены) Где находится язычок? (вверху в форме "чашечки"). Как расположены зубы? (между ними небольшое расстояние). Какой воздух мы ощущаем? (тёплый).
Развитие фонематического слуха.
Упражнение "Ловишки" (педагог произносит различные фонемы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (ш): ф, с, м, ш, в, н, ш, к, д, ш; са, ма, ша, но, ко, шо, шо, ву, ду, ту, шу; шапка, кот, кошка, сушка, хвост.
Упражнение "Лес шумит".
Давай вспомним, где живут елочки? (в лесу). В лесу очень много высоких деревьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят:"Ш-ш-ш". "Шуми ветерок" - ребенок разводит руки в стороны и равномерно машет ими, одновременно произнося: "Ш-ш-ш".
Ша-шу-ша, ше-ша-шу, ши-шо-ши, ша-ши-шо
Пройди по дорожке между верхушек елок и покажи, как шумит ветер. Пройди еще раз по дорожке и возле каждой елочки произнеси слог.
Проговаривание слогов: шшша, шшшо, шшшу, шшши, шшше.
Игра "Добавлялки" (с мячом). У девочки Маши, которой ты помогла выбрать одежду, есть много друзей. Как их зовут ты сейчас узнаешь. Я буду начинать слово, а ты будешь заканчивать слогом ША и называть полностью имя (Да(ша), Ната (ша), Ксю (ша), Са(ша), Катю (ша), Ми (ша)
Автоматизация звука (ш) в словах .
упражнение "Лабиринт". Проведи Машу до Мишки, чётко произноси звук (ш) в названиях картинок. Выбери любой камешек и с помощью него называй картинки.(назвать слова).
6. Зрительная гимнастика "Белые снежинки"
Следующий круг тот, на котором одна геометрическая фигура. Как называется фигура (треугольник). Что там изображено? (глаза). Как ты думаешь, что необходимо выполнить? (гимнастику для глаз). Правильно. Ты много рассматривала картинок, нужно глазкам отдохнуть. Помни, следить за снежинками нужно только глазами, голова должна быть неподвижна (ребёнок стоит напротив экрана и следит за снежинками)
7. Массаж рук в сочетании с автоматизацией звука (ш)
Следующий круг последний. Что на нем изображено? (весёлая снежинка). Что там изображено на обратной стороне (руки). Как ты думаешь, какое будет задание? (упражнения для пальчиков).
С чем бы ты хотела поиграть: шишки, массажные коврики "Ёлочка", су-джок? (ребёнок выбирает).
Су-джок Коврик "Травка" Гладь мои ладошки, ёж!
Катится колючий ёжик,
Ты колючий, ну и что ж!
Нет ни головы, ни ножек. Я хочу тебя погладить,
По ладошке он бежит
Я хочу с тобой поладить (ладони гладят по И пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катать шарик между ладонями) коврику по направлению к себе).
Он по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно: да, да, да. (катать мяч по пальцам)
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь. (пускать по столу, ловить подушечками пальцев).
"Шишка" (ребёнок крутит шишку в руках в разных направлениях)
Шишку я в руках катаю
С шишкой я сейчас играю.
Колется не больно,
Очень я довольна.
Шишку катаю, слова повторяю (шайба, шуба, шахматы, шампунь, Маша, каша, лапша, шина, шипы)
В зависимости от материала, который выберет ребёнок проводится дополнительно упражнение "Повторялки" (пальцы шагают по коврикам, катают шишку или су-джок, а ребёнок повторяет слова тройками: шапка - шуба - шахматы, шина - каша - Маша, Даша - шайба - шипы и т.п.)